Л. А. Черная
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОД
ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
S TUD I A HIS T O RI CA
Л. А. Черная
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ
КОД
ДРЕВНЕРУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Людмила Алексеевна Черная родилась
в 1951 г. в г. Люберцы Московской
области. Окончила исторический
факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
Доктор исторических наук, профессор.
Автор книг «Руская культура
переходного периода от Средневековья
к Новому времени» (М., 1999),
«Культурология: основы теории»
(М., 2003), «История культуры Древней
Руси» (М., 2007), а также
9 коллективных монографий
и 130 статей и публикаций по истории
русской культуры.
Стр.1
Л. А. Черная
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОД
ДРЕВНЕРУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2008
Стр.4
63.3(2)46-7
49
()
07-04-16054
. .
49
. — .:
, 2008. — 464 . — (Studia historica).
ISB
N 978-5-9551-0269-6
-
,
-
:
; «»
;
.
63.3(2)
, 2- . 1670- — 1- . 1980- .);
« » (
. . . , 1498)
« » (Электронная
версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0269-6
© . ., 2008
© , 2008
Стр.5
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................... 7
Глава I
Философскоантропологическое осмысление культуры ........... 31
1. Антропологизация теории культуры................................................ 31
2. Философскоантропологический подход к феномену
культуры .............................................................................................. 40
3. Философскоантропологическая типология
и периодизация культуры .................................................................. 48
Глава II
Телесный код языческой культуры .............................................. 62
1. Представления о телесности мира ................................................... 67
2. Телесный код человека ..................................................................... 90
3. Основные принципы культуры периода «Тела» ............................. 107
Глава III
Принятие христианства: переходный период ............................. 129
1. Мир как Творение ............................................................................. 129
2. Человек как Душа .............................................................................. 143
3. Формирование «душеполезной» культуры ...................................... 166
4. Личностный тип культуры XI—XIII вв. .......................................... 186
Глава IV
Расцвет культуры «Души» ............................................................. 204
1. Особенности развития Руси во второй
половине XIII—XV вв. ........................................................................ 204
2. Гармония «внутреннего» и «внешнего» человека .......................... 216
3. Апогей средневековой культуры ...................................................... 239
Глава V
Кризис культуры «Души» в XVI в. ............................................... 268
1. Формирование культуры внеличностного типа ............................. 268
2. Торжество «чина» в культуре............................................................ 290
3. Замкнутость и статичность культурной системы ........................... 315
Стр.6
6
Глава VI
Переход от культуры «Души» к культуре «Разума» .................... 333
1. Новое решение проблемы человека................................................. 333
2. От старины к новизне ....................................................................... 361
3. Динамичность и открытость культуры ............................................ 387
Заключение................................................................................................... 410
Литература .................................................................................................. 420
Указатель имен .......................................................................................... 451
Оглавление
Стр.7
Введение
7
ВВЕДЕНИЕ
Древнерусская культура — это огромный закодированный текст,
требующий своего декодирования. Еще В. О. Ключевский был уве
рен в том, что без проникновения в код древнерусской культуры
исследователь обречен на непонимание сути происходящего в ней:
«Мы, сторонние и равнодушные наблюдатели склада и формы чуж
дой нам и удаленной от нас жизни, расположены судить о ней по
впечатлению, которое она на нас производит. Не будет ли справед
ливее, человечнее и научнее брать во внимание при этом суждения
и те чувства и соображения, с какими работали над этой жизнью ее
строители, и те впечатления, которые на них производила их соб
ственная работа? Чтобы понимать своего собеседника, надо знать,
как сам понимает он слова и жесты, которыми с вами объясняет
ся, а обычаи и порядки старой жизни — это язык понятий и инте
ресов, которыми старинные люди объяснялись друг с другом и
объясняются с нами, их потомками и наблюдателями»1
.
На протяжении прошлого и нынешнего столетий мировая наука
выработала аксиологический, цивилизационный, деятельностный,
семиотический, герменевтический, игровой и другие подходы, ста
вящие своей задачей постижение культуры. Сразу следует огово
риться, что только при совокупности всех и всяческих подходов
можно приблизиться к истинному пониманию столь сложного фе
номена, каким является культура. Любой метод, используемый вне
связи с остальным и подходами, относителен и приведет к относи
тельным же результатам. Разрабатывая философскоантропологи
ческий подход к истории культуры, я отдаю себе отчет в его огра
ниченности и не претендую на истину.
Ключ к антропологическому коду древнерусской культуры скла
дывается из философской антропологии, дополненной исторической,
социальной и гендерной антропологией. Он включает в себя также
элементы социальной психологии и многих других научных дис
циплин и направлений, связанных с изучением человека. Философ
ская антропология позволяет создать обобщающую, панорамную
1 Ключевский В. О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 476.
Стр.8
8
Введение
картину, как бы написанную крупными мазками без прорисовки де
талей и передачи оттенков и нюансов, картину, на которой должно
уместиться многовековое наследие русской культуры вплоть до нача
ла XVIII столетия. Историческая, социальная и гендерная антропо
логия позволяют уточнять детали этой картины, «прописывать» под
робности историкокультурного полотна в определенные временные
отрезки и на отдельных участках. В целом же антропологический
подход дает как бы «внутренний» ключ, кроющийся в самом челове
ке, к дешифровке столь богатой, разнообразной и одновременно
склонной к умалчиванию о себе древнерусской культуры.
* * *
История изучения древнерусской культуры насчитывает уже бо
лее двух с половиной столетий. У ее истоков стоял, повидимому,
В. Н. Татищев, создавший первую в Россию историкокультурную
периодизацию «всемирного умопросвечения»2
. В «Разговоре дву[х]
приятелей о пользе науки и училищах» Татищев не только доказы
вает практическую и нравственную пользу знания, утверждая, что
«наука — главная есть, чтоб человек мог себя познать…» [70], но и
предлагает свою интерпретацию культуры как просвещения. Пер
вый этап в развитии культуры он связывает с «обретением письма»,
то есть изобретением письменности: «…началися книги, в которых
гистории прешедших времян или учения к нашей пользе представ
лялись» [71]. Второй этап всемирного умопросвещения ученый оп
ределяет как эру «пришествия и учения Христа». Это «другое вели
кое переменение», по словам мыслителя, дало возможность
человечеству познавать Бога через видимый мир: «Истинно есть,
что человек по естеству познать Бога способность имеет, если ток
мо внятно и прилежно о том помыслит, к чему нам сей видимый
мир за наилучшую книгу служить может…» [73]. По Татищеву, не
достаток просвещения послужил причиной того, что ученые, совер
шавшие научные открытия мирового масштаба, подвергались пре
следованию церкви и общества: «высокого ума и науки людей, …как
то Вергилий епискуп за учение, что Земля шаровидна, Коперникус
за то, что написал Земля около Солнца, а месяц около Земли ходит,
Картезий за опровержение Аристотелической филозофии и за уче
ние, чтоб все сущими доказательствы, а не пустыми силлогисмы
2 Татищев В. Н. Избр. произв. Л., 1979. С. 51. Далее ссылки даны в тек
сте в скобках.
Стр.9
Введение
9
доводить, Пуфендорф за изъяснение естественного права... прокля
ты, афеистами оглашены и книги их употреблять запрещены
были» [75]. Третий период в развитии мировой культуры Татищев
связывал с изобретением книгопечатания («тиснения книг»): «Че
рез тиснение же изданные хотя б во сте местах погибли, то еще в
1000 и более таковы ж целы останутся, как то по обретении тисне
ния в скорости множество полезных древних книг немалым числом
стали печатать, а чрез оныя всяк имея, способнее к распростране
нию наук прилежать стали, многия училища и академии по разным
местам устроены и чрез оные большой свет истиннаго разума от
крыли…» [78].
Если следовать периодизации Татищева, то древнерусская куль
тура охватывала все три стадии — изобретение письменности, при
нятие христианства и начало книгопечатания — все они попадают
в хронологические рамки Древней Руси. Но еще задолго до изобре
тения письменности уже существовала культура, питавшаяся язы
ческими представлениями. И именно языческий пласт народных
преданий, сказаний, сказок, суеверий, фольклора в целом ассоци
ировался во второй половине XVIII в. с древнерусской культурой,
которую начали собирать, систематизировать и изучать. Тогда же,
во времена Екатерины II, появилось и деление истории России на
«древнюю» и «новую», граница между которыми приходится на вре
мя реформ и преобразований Петра Великого. И кн. М. М. Щер
батов, и Н. М. Карамзин употребляли эти определения, вкладывая
в них моральноэтический смысл: Древняя Русь связывалась с нрав
ственным состоянием русского общества, новая — с «повреждени
ем нравов», вызванным западным влиянием. «Новые обычаи» при
вели к разрушению «гражданской нравственности»3
.
Западноевропейская культурологическая мысль XVIII столетия
предлагала антропологическую периодизацию, разделяя историю
мировой культуры на периоды, соотносимые с возрастом человека
(младенчество, юность, зрелость, старость). Русские авторы знали
и использовали эту периодизацию. Так, Н. М. Карамзин, оценивая
русскую культуру в целом, приводил образ «пылкого юноши», у
которого уже пройден путь ученичества, но еще впереди период
свершений. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости»
3 См.: Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // Сочинения.
СПб., 1898. Т. 2. С. 133—134; Карамзин Н.М. Записка о древней и новой
России. СПб., 1914.
Стр.10
10
Введение
. Философ в определенной мере спровоцировал появление сла
вянофильской концепции развития древнерусской культуры,
противопоставленной «западникам». К. С. Аксаков, И. В. Киреев
ский, А. С. Хомяков и другие теоретики славянофильства развива
ли тезис, что для русского народа в силу национального характера
приоритет имеют не политические и государственные отношения,
а религиознодуховные. И. В. Киреевский в двух главных статьях
(«О характере европейского просвещения в его отношении к про
свещению России» (1852); «О возможности и необходимости новых
начал в философии» (1856)) поставил вопрос о самоопределении
русской культуры. По его мнению, ее основные отличия от запад
ноевропейской культуры заключаются в разных духовных, культур
ных и исторических корнях: «Три элемента Запада: римская цер
ковь, древнеримская образованность и возникшая из насилий
завоевания государственность — были совершенно чужды древней
России. Приняв учение христианское от Греции, она постоянно
находилась в общении со вселенскою церковью». Видя в древнерус
ской культуре «огромное согласие всей русской земли, имеющее над
собою великого князя», особую нравственную «образованность»,
мыслитель ставил закономерный вопрос: почему же «образован
4 Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. М., 1982. С. 97
5 Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 44—45.
. Столь же психологичны и образны зарисовки древ
нерусского быта и культуры, попавшие на страницы карамзинской
«Истории государства Российского».
П. Я. Чаадаев своим «Философическим письмом» взорвал рус
скую общественную мысль своего времени. Говоря, что «историчес
кий опыт для нас не существует», что «стоя как бы вне времени, мы
не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода»,
Чаадаев рисовал мрачную картину Древней Руси, которая жила
«идеей почвы», а не «идеей человека», которая «утомилась» обряд
ностью и одиночеством вне «великой семьи христианских наро
дов»5
(1802 г.) он писал: «…как человек, так и народ начинает всегда под
ражанием, но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать:
я существую нравственно. …Хорошо и должно учиться, но горе и
человеку и народу, который будет всегдашним учеником! До сего
времени Россия беспрестанно возвышалась, как в политическом,
так и в нравственном смысле. Символ наш есть пылкий юноша:
сердце его, полное жизни, любит деятельность, девиз его есть тру
ды и надежда!»4
Стр.11
Введение
11
ность русская не развилась полнее образованности европейской
прежде введения в Россию просвещения западного?». Ответ Кире
евский видел в том, что «полнота и чистота христианского учения»
сливались с наружной формой общественного и частного быта, а
посему «человеку легко было смешать их значительность и наруж
ную форму уважать наравне с ее внутренним смыслом»6
.
К. С. Аксаков в статьях «О русском воззрении», «Еще несколь
ко слов о русском воззрении» и других утверждал, что русский на
род — «негосударственный», «христианскочеловеческий» по духу
своему и ему подходит только православная самодержавная монар
хия как единственно приемлемая форма власти. Русский народ раз
вивается по «пути внутренней правды», опирающейся на православ
ные нравственные устои, на «землю» (общину), и этим он резко
отличается от Запада, живущего по «внешней правде» политико
правового государства. Освобождение от «умственного плена» Акса
ков видел в обращении к древней русской истории и культуре7
.
Работы славянофилов способствовали тому, что древнерусскую куль
туру воспринимали как нечто цельное, монолитное и незыблемое.
Воззрениям славянофилов противостояли «западники», к разря
ду которых следует отнести С. М. Соловьева. Считая географиче
ский фактор наиболее значимым в развитии того или иного народа,
Соловьев указывал, что в Древней Руси «физической разбросанно
сти, разрозненности народа соответствовала нравственная неспло
ченность общества и потому невозможность выработать крепкие
нравственные границы для сил, которым предоставлялся широкий
степной простор». Все отношения в древнерусском обществе осно
вывались на «личной силе»: «человек безусловно подчинялся более
сильному и в то же время безусловно подчинял себе менее сильно
го, и таким образом преобладающим отношением было отношение
господина к рабу». Большое значение в развитии «духовных сил
народа» ученый придавал образованию и науке. Отсутствие послед
них в России долгое время «задерживало» развитие ее культуры,
«отнимало возможность самостоятельно относиться к каждому яв
лению, проверять его, отличать истинные авторитеты от ложных».
6 Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1911. С. 182—183.
7 Аксаков К. С. Соч.: Эстетика и литературная критика. М., 1995. Т. 1.
С. 315—322. См. также: Теория государства у славянофилов: Сб. ст. СПб.,
1898; Герцен А.И. Былое и думы: В 2 т. М., 1988. (Гл. XXX); Лосский Н. О.
История русской философии. М., 1994; Цимбаев Н. И. Славянофильство:
Из истории русской общественнополитической мысли XIX в. М., 1986.
Стр.12