Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Культура сквозь призму поэтики (264,00 руб.)

0   0
Первый авторСофронова Л. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц830
ID175200
АннотацияВ этой книге сквозь призму поэтики рассматриваются многие историко-культурные проблемы: оппозиция "сакральное / светское", реализующаяся на разных уровнях культуры и меняющая свои очертания; миф и обряд, продолжающие свою жизнь в культуре, адаптируясь к новым контекстам, порождая новые мифологии и художественные формы, на которые проецируется, например, структура обряда; самые различные ипостаси человека и принципы его изображения, свидетельствующие о его позициях в культуре; пространство, которое он обживает или созерцает, его различные варианты, всегда неразрывно связанные с человеком; память культуры, механизмы которой разрешают не только повторы, но и многочисленные трансформации. Все это проблемы не только истории культуры, но и поэтики. Их взаимодействие показано в книге, построенной на материале славянских культур XVII-XX веков - русской, польской и украинской.
Кому рекомендованоКнига предназначена для историков, филологов и всех интересующихся литературоведением и историей культуры.
ISBN978-5-9551-0137-3
УДК008.01
ББК71.05
Софронова, Л.А. Культура сквозь призму поэтики / Л.А. Софронова .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 830 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ.: Языки славянских культур, 2006 .— ISBN 978-5-9551-0137-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/175200 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

PHILOLO G IC A КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОЭТИКИ ST UDIA Выпускница Московского университета, Людмила Александровна Софронова всю свою жизнь связала с Институтом славяноведения РАН, где прошла путь от старшего научно-технического сотрудника до заведующего Отделом истории культуры. <...> Культура хранит память об античности, о народной мифологии, творит новые мифы, не забывая о прежних, создает образы реальности по правилам сложения всякого мифа. <...> Персонажи мистерий и моралите явно зависят от пространства и выступают его отражением. <...> Он сказал, что его пьеса «Балладина» противоречит исторической правде, что является ее достоинством. <...> В XVIII в. такое отношение возмущало Григория Сковороду, который писал, что где-то пускают реки вспять и засыпают бездны, вообще, производят «что денно новыя опыты и дикiя изобр{тенiя» [Сковорода, 1973, 1, 336]. <...> Напомним, что в эпоху барокко время представляла аллегорическая фигура крылатого лысого старика с косой. <...> Культура сквозь призму поэтики 27 Библиография Сковорода Григорiй. <...> Покажем, как к священному тексту Библии Григорий Сковорода «прилаживает» светские значения, отыскивая их и в самой Библии, а затем снимая. <...> Эмблема, кстати, могла иметь сакральные значения, но чаще оставалась в пределах светского, что не смущает философа, который если и не совмещает сакральное и светское, то указывает на возможные переходы между ними. <...> Гораздо чаще чтение священного текста передается через код вкуса. <...> Ремарка гласит: “Тогда малец разрежет, а старик яст и глаголет: “О! вкус жесток есть; хочется блевати”» [Ранняя русская драматургия, 1972, 276]. <...> Сковорода решительно распространяет код вкуса на Библию, объявляя ее райской пищей, которой нет полезнее. <...> Примечательно, что код вкуса философ распространяет на свои сочинения, которые предлагает поедать: «Прiйми и кушай с Петром четвероногая зв{ри, гады и птицы. <...> . * * * Если Сковорода искал пути взаимодействия сакрального со светским, чтобы выявить смыслы сакрального <...>
Культура_сквозь_призму_поэтики_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Культура_сквозь_призму_поэтики_.pdf
Л. А. Софронова КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОЭТИКИ S T U D I A P H I L O L O G I C A Л. А. Софронова КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОЭТИКИ Выпускница Московского университета, Людмила Александровна Софронова всю свою жизнь связала с Институтом славяноведения РАН, где прошла путь от старшего научно-технического сотрудника до заведующего Отделом истории культуры. Получив лингвистическое образование и будучи филологом по исходной специальности, Людмила Александровна сделала филологию основой для изучения культуры. Она автор шести монографий, в том числе: «Польская театральная культура эпохи Просвещения» (премия в Польше за лучшую иностранную работу года); «Старинный украинский театр» (премия Союза театральных деятелей Украины); «Три мира Григория Сковороды» (2002). Л. А. Софронова заведует Отделом истории культуры Института славяноведения РАН, член редколлегии журнала «Славяноведение».
Стр.1
       © Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007 © Рукописные памятники Древней Руси. Электронная версия книги. 2007
Стр.2
 71.05 C 68         ()   05-04-16173 C 68  . .    . — .:   , 2006. — 832 c. — (Studia hilologica). ISSN 1726-135 ISBN 5-9551-0137-3          :  « / »,         ;   ,     ,    ,      ,   , ,  ;        ,      ; ,     ,   ,     ;  ,      ,    .       ,   .     ,      XVII—XX . — ,   .  71.05      .  « » (Laterna magica) (1643 .) ISBN 5-9551-0137-3 © . . , 2006   ©   , 2006
Стр.3
Оглавление От автора ..................................................................................................................... 5 Введение. Культура — филология — история .................................................. 9 Библиография к введению ....................................................... 27 Глава I. Оппозиция сакральное / светское О сакральном и светском .......................................................... 29 Священная книга Григория Сковороды.................................. 33 Школьный театр на границе сакрального и светского ........... 77 Сакрализация истории в эпоху романтизма ......................... 105 Молитва, икона, храм в русской поэзии ................................ 137 Сакральные названия и эпиграфы светских произведений. 149 Библиография к главе I .......................................................... 164 Глава II. Миф и обряд Миф в культуре........................................................................ 170 Античные боги и герои на школьной сцене .......................... 172 Романтические «душки», русалки и ходячие покойники ..... 190 Россия и русские в «Отрывке III части “Дзядов”»........................................ 213 Образ Европы в русской культуре XVIII века ...................... 231 Враги человеческие................................................................. 245 Обряд и театр .......................................................................... 265 Киевские мистерии.................................................................. 268 Обряд на сцене «охотницкого» театра ................................... 290 Обряд в романтической драме ............................................... 307 Библиография к главе II......................................................... 328 Глава III. Человек Позиции человека в культуре................................................. 337 «Ленивый дремлюк» или брат Божий.................................... 338 Фигуры школьного театра ...................................................... 382
Стр.4
4 Л. А. Софронова Персоны «охотницкого» театра .............................................. 411 Как человек превращается в актера....................................... 465 Романтический герой .............................................................. 471 Национальный автопортрет ................................................... 492 Автопортрет славянина по Мицкевичу.................................. 496 Библиография к главе III ....................................................... 518 Глава IV. Пространство О категории пространства ...................................................... 525 Пространство и сцена ............................................................. 526 Мистериальное пространство — модель мира ...................... 536 Словарь «мест» «охотницкого» театра .................................... 557 Пространство в зеркале утопии ............................................. 597 Романтическая утопия ............................................................ 601 Признаки пространства в романе Замятина «Мы» ............... 607 Дистопические мотивы в романе Тадеуша Конвицкого «Mała Apokalipsa»........................... 619 Утопия и утопическое начало................................................. 630 Мир «земляной» и мир небесный........................................... 633 Философский лабиринт........................................................... 668 Библиография к главе IV........................................................ 682 Глава V. Память культуры «Воспоминания» в культуре.................................................... 688 Священное Писание на школьной сцене............................... 691 Прекрасная Магилена и бедная Татьяна .............................. 707 Великие образцы Юлиуша Словацкого и Зыгмунта Красиньского................................................. 715 Григорий Сковорода и русская религиозная философия..... 732 К истории советской агиографии ........................................... 745 Человек и машина в романе Замятина «Мы» и пьесе К. Чапека «R. U. R.».............................................. 760 Silva rerum Юлиана Тувима .................................................... 777 Библиография к главе V......................................................... 794 Вместо заключения. О пользе чтения ........................................................800 Библиография к заключению................................................. 816 Указатель произведений ..............................................................................817 Указатель имен ..............................................................................................821
Стр.5
От автора Поэтика связана с историей культуры. Она не только контекст, в котором находятся литературные или драматические произведения. Историко-культурные смыслы просвечивают в темах, жанрах, тропах, фигурах. История культуры фокусирует в себе многочисленные аспекты поэтики. Они находятся в столь тесных отношениях, что приближаются к синтезу, а именно в нем наиболее полно раскрываются смысл и форма текстов, их отношения между собой. Исследование поэтики в историкокультурном плане углубляет представления о литературе и других видах искусства. Так выстраивается единый угол зрения на культуру, которая перестает быть собранием отдельных видов искусств. Она не рассыпается на отдельные элементы, а предстает в целостности. Рассмотреть культуру сквозь призму поэтики — главная задача автора этой книги. Славянская культура — польская, русская, украинская — предоставляет для этого чрезвычайно интересный материал. Россия, Польша, Украина объединены здесь не случайно. Польская культура XVII— XVIII вв. находилась в тесных контактах с культурой украинской, которая во многом оказалась посредником для русской культуры в ее отношениях с Европой. Россия и напрямую общалась с Польшей. Очевидно, что ее культурный опыт был претворен в свой собственный и в Киеве, и в Москве. Так появился киевский школьный театр, ставший первой ступенью развития искусства сцены у восточных славян. Опыт киевских театральных деятелей оказался полезен для становления русского театра, хотя, конечно, он испытывал и другие влияния. В XVIII в. он приобрел самостоятельность и особым образом выявил зависимость от литературы. Значительное внимание в этой книге уделено творчеству украинского философа Григория Сковороды, которое стало достоянием и русской культуры, что особенно явно сказалось на рубеже XIX—XX вв. XIX век для Польши — это эпоха романтизма, которая не прервала сво
Стр.6
6 Л. А. Софронова их внутренних связей с барокко. Анализ романтических произведений, в первую очередь драмы, ведется в связи с исследованием религиознофилософских концепций эпохи, романтической историософии. Так раскрывается отношение романтизма к фольклору, к славянской народной мифологии. XX век в книге представлен более разрозненно. Отдельные драматические и литературные произведения этого времени рассматриваются с точки зрения их отношений с другими текстами, отдаленными во времени или совпадающими в нем. Эти отношения бывают скрыты в глубинных слоях семантической структуры текста. То, что в книге так много театрального материала, не случайно. Ведь театр наглядно выявляет позиции человека в культуре. Реализация различных видов пространства на сцене разрешает сделать обобщения, касающиеся этой категории в целом. Основные культурные оппозиции четко проходят через пьесы разных времен, определяя место театра в культурном пространстве, и, следовательно, характеризуя пространство в целом. Книга могла бы быть выстроена хронологически, от XVI—XVII к XX веку. Проследить движение культуры во времени — задача чрезвычайно важная. Также возможно представить ее в целостном единстве. В разные эпохи это единство выглядит различно, так как строится на разных основаниях. Оно проступает в форме и семантике произведений разных эпох, не связанных между собой. Зачастую определяется архаическими пластами культуры. Образы человека и пространства поддерживают единство культуры, несмотря на многочисленные трансформации, с ними происходящие. Его утверждают «воспоминания» культуры о самой себе. Пространство культуры рассекает множество смысловых оппозиций, среди которых значимое место занимает оппозиция сакральное / светское, не только делящая его на две зоны, но и определяющая характер различных институций, тип культурного поведения человека. Эта оппозиция организует систему жанров, налагает запреты или дает разрешения на тот материал, с которым работают авторы. В зависимости от этой оппозиции они избирают способы художественного воспроизведения материала. Противоположение сакрального и светского пронизывает тексты культуры, как и отношение к ним. Сохраняя свою значимость, отношения сакрального и светского при этом не особенно устойчивы. Они видоизменяются с течением времени, в результате чего возникают сакрализованные формы, которым посвящена I глава этой работы. Миф и обряд существуют не только в давние времена. Они всегда хранятся в памяти культуры и воспроизводятся, внешне принимая но
Стр.7
Культура сквозь призму поэтики 7 вые черты, но всегда сохраняя свое смысловое ядро. Культура относится к ним отнюдь не пассивно. Миф и обряд подпитывают ее, что порождает новые художественные формы. Авторы разных эпох как осознанно, так и бессознательно обращаются к мифу и обряду. Войдя в новый контекст, миф сращивается с новыми художественными формами, придает им, казалось бы, утраченные смыслы, а они, в свою очередь, активизируются. Культура хранит память об античности, о народной мифологии, творит новые мифы, не забывая о прежних, создает образы реальности по правилам сложения всякого мифа. Обряд дает толчок развитию новых видов искусства. Имеется в виду театр, который долгое время отсутствовал у восточных славян. Театр вспоминает о своих началах и позже, воспроизводит обряд на сцене, декларируя таким образом свои позиции в культуре. Отражаются элементы обряда и в литературе. О преображенном обряде и мифе говорится во II главе книги. Человек не только творит культуру, но и сам отражается в ней. Имея в виду синтез истории культуры и поэтики, возможно проследить, как в разные эпохи меняется образ человека, по каким правилам, образцам, индивидуальным замыслам авторов он складывается. Очевидно, что отнюдь не всегда культура стремится к полноте изображения человека. Так, в эпоху барокко образ человека расщеплялся на составляющие. Был значим не сам человек, а его отношения с силами добра и зла. Он выступал проекцией христианской картины мира. В XVIII в. образ человека приобретает иную условность: человек становится носителем черт характера, являющих его склонности к пороку или добродетели. Вырисовывается и его социальный портрет. Для него характерна стабильность. Только в эпоху романтизма выступает человек становящийся, чья внутренняя жизнь, полная драматизма, отражается в искусстве. Для этого образа характерна поливалентность и принципиальная неустойчивость. Человек всегда находится в ряду объектов философии, в том числе религиозной. Отношения с Богом и миром определяют его положение в пространстве культуры. Эти разнообразные варианты образа человека и подходы к нему стали предметом исследования в III главе нашей книги. Человек неразрывно связан с пространством, которое его окружает. Оно формирует человека, а он постоянно стремится освоить пространство и воздействовать на него, что в эпоху барокко происходит очень активно. Одновременно пространство подавляет человека, что наглядно проступает в религиозном театре. Персонажи мистерий и моралите явно зависят от пространства и выступают его отражением. В XVIII в. очертания пространства решительно меняются и утрачивают свою космичность. Человек теперь находится в отдельных точках пространства, ло
Стр.8
8 Л. А. Софронова кусах, активно перемещаясь между ними. Тема пространства — одна из основных в сочинениях Григория Сковороды. Философ представляет различные виды пространства — метафизическое, географическое, бытовое, сосуществующие и пересекающиеся, находящиеся в четких иерархических отношениях. Также в книге исследуется пространство, сконструированное в утопиях XIX—XX вв. IV ее глава, посвященная пространству, дополняется анализом текста как пространства. Таким образом, семантика культуры, описываемая через ряд смысловых оппозиций в опоре на обряд и миф, ведущие категории культуры, коими являются человек и пространство, исследуются в этой книге, главы которой внутренне связаны между собой. Здесь также ставится вопрос о памяти культуры. Он рассматривается в V главе нашей книги, на самом разном материале. Мы попытались проследить многочисленные переклички между текстами, как сосуществующими во времени, так и разведенными по разным векам. Анализ, казалось бы, неожиданных совпадений и соответствий, доказывает целостность культуры. Иногда переклички, совпадения, соответствия возникают благодаря сознательным художественным решениям и обращениям авторов к предшественникам. Иногда они появляются как бы неожиданнно. Все эти случаи свидетельствуют о том, что культура являет собой единый универсум, где возможны самые разные встречи произведений и авторов. Открывает книгу Введение, в котором говорится об отношениях культуры, истории и филологии. Заканчивается она обращением к веку XVI, к творчеству великого польского писателя Миколая Рея, давшего множество советов человеку добродетельному, касающихся книги и чтения. Анализ его поучений выявляет уникальные позиции книги в общем пространстве культуры. Хочется сказать, что эта книга стала возможной благодаря научному контексту, сложившемуся в Институте славяноведения РАН, в Отделе истории культуры. Вне этого контекста, как и без участия и внимания со стороны специалистов, работающих в Институте славяноведения, а также в ИРЛИ, ИМЛИ, Институте искусствознания и других научных центрах, работа эта могла не состояться. Не перечисляя поименно своих учителей, коллег и друзей, я всем им приношу огромную благодарность. Их имена можно прочитать в книге, увидеть в многочисленных ссылках на их труды.
Стр.9