Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник (165,00 руб.)

0   0
Первый авторМедникова М. Б.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц218
ID175194
АннотацияВ книге антрополога, доктора исторических наук М.Б. Медниковой татуировки и прочие неизгладимые знаки искусственного происхождения на теле человека рассматриваются как исторический источник. Привлекаются свидетельства археологии, физической и социальной антропологии, фольклористики, анализируются памятники древней письменности. Книга содержит разработку оригинальных научных идей, подаваемых, по возможности, в достаточно популярной манере, что позволит воспользоваться этими данными специалистам разных отраслей знаний.
Кому рекомендованоИздание предназначено для антропологов, культурологов, историков, археологов и самого широкого круга читателей.
ISBN978-5-9551-0211-6
УДК572
ББК28
Медникова, М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник / М.Б. Медникова .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 218 с. : ил. — (Studia naturalia) .— цв. вкл. после с. 96 .— ISBN 978-5-9551-0211-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/175194 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Феномен человеческого тела и происхождение изобразительного искусства. <...> «От тюрьмы да от сумы не зарекайтесь» — а значит, и от татуировок. <...> Ведь, скажем, в случае подростковой инициации можно не выдержать сложностей посвящения. <...> Л. Я. Штернберг, написавший более ста лет назад соответствующую статью для крупнейшей российской дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Эфрона, назвал татуирование обычаем выводить на теле неизгладимые знаки. <...> По словам Штернберга, в таком виде татуирование напоминало процесс оспопрививания. <...> В Японии, Новой Зеландии, на островах Пелау или на Формозе, на Маркизских островах узоры татуировки покрывали значительную часть поверхности тела, образуя живописный покров. <...> ) Наиболее болезненна скарификация или шрамирование, поскольку вместо точечных уколов эта манипуляция сопряжена с разрезанием кожных покровов. <...> Способ известен с глубокой древности, например, применялся носителями вучедольской археологической культуры в III тыс. до н. э. на Балканах (Медникова, 2001, 2004). <...> 1.3) 17 Глава 1 Основные идеи антропологов о происхождении татуировок Первоначально антропологи, пытаясь объяснить происхождение татуировок, обращали основное внимание на декоративное значение рисунков. <...> Эти взгляды в полной мере проявились в переведенной с французского энциклопедии «Человек и земля» (1906), в тексте, не менее цветистом, чем причудливые узоры самой татуировки: «... <...> описывал раскраску тела индейцами Южной Америки в следующих выражениях: «Молодежь раскрашивает себя почти каждый день, и встречаются настоящие дэнди, которые занимаются изобретением новых рисунков и тратят на свой туалет не меньше времени, чем европейская девушка, собирающаяся на бал» (Народы мира, 1916, с. <...> Хэддон мог написать: «Уродование тела надрезами, прободение носа и ушей, выбивание зубов, нанесение точек или насечек на коже совершается в разные периоды жизни; некоторые виды уродования производятся в раннем детстве, а искусственная <...>
Неизгладимые_знаки_Татуировка_как_исторический_источник_.pdf
М. Б. Медникова М. Б. Медникова
Стр.1
М. Б. Медникова Я ЗЫКИ С ЛАВ ЯНС КОЙ К УЛЬТ У РЫ МОС К ВА 2 0 0 7 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007 © Рукописные памятники Древней Руси. Электронная версия книги. 2007
Стр.4
 28  42          «     »   «       »  42 . .  :    . — .:   , 2007. — 216 ., . — (Studia naturalia). (  . 96) ISBN 5-9551-0211-6         —    —   .           . -   ,      ,        .        .        .        ?  ,      ?   ,    . .              .   ,    , ,    .      , ,  ,    ,         .    , , ,     .  28        (XIX .) ISBN 5-9551-0211-6 ©. ., 2007  ©   , - 2007
Стр.5
Содержание Предисловие ................................................................................................... 7 Глава 1. Татуировка: что это такое?............................................................. 9 Древняя универсальная традиция. Способ манипуляции человеческим телом. «Неизгладимые знаки». Разные способы нанесения татуировок. Основные идеи антропологов о происхождении татуировок. Татуировка с позиций «зооцентризма». Глава 2. Источники исследования: археология, письменность, изобразительное искусство. ........................................................................ 27 Немного о мумиях. Древнейшая мумия в альпийских горах. Тайны пустыни Такламакан. Феномен в горах Алтая. Естественнонаучные методы в изучении пазырыкских мумий. Психология звериного стиля. Фигуры геральдики и наследие наших далеких предков. Теперь немного о костях. «Гарри Поттер»: история шрама. Письменные источники. Татуировки в Библии. Священные тексты и сообщения древних авторов. Свидетельства средневековых летописцев. «Татуировки» в изобразительном искусстве. Орнаменты трипольских статуэток. Остров Пасхи: маленькие тайны огромных статуй. Глава 3. Тело как текст ............................................................................... 83 Культура до культуры. Природный язык тела. Тайны красоты и законы восприятия. Луна и солнце. Семантика частей тела. Тело — дом — храм. Управляю телом — управляю мирозданием. Феномен человеческого тела и происхождение изобразительного искусства. Палеолитические Венеры. Части тела в наскальных изображениях. Рисунки на частях тела. Глава 4. Историческая география татуировок ........................................ 110 Африка. Ближний Восток. Индостан и Юго-Восточная Азия. Северо-Восточная Азия. Японские острова. Борнео (Калимантан). Н. Н. Миклухо-Маклай о татуировках в Океании. Меланезия. Полинезия, Микронезия, Фиджи. Новая Зеландия. Австралия. Южная Америка.
Стр.6
Глава 5. «Rich man — poor man, begger man — thief» ........................... 151 Моряки, пилигримы, изгои, бродяги, преступники. Люди в замкнутом пространстве. Soldiers, sailors. Begger Man — Thief. «От тюрьмы да от сумы не зарекайтесь» — а значит, и от татуировок. «Сакральное» пространство тюрьмы. Татуировка у якудза. Роль изоляции в активизации мифологического мышления. Глава 6. Современность и традиция. Назад к истокам? ........................ 180 Суть эпохи — глобализация. Одиночество в большом городе. Постфольклор как средство общения. Эклектика побеждает… Экстремалы. Самобичеватели в исторической ретроспективе. Единственная альтернатива. Этнические мотивы. Да здравствуют кельты и японцы! Возрождение архетипа. Элитарные развлечения. Современные опасности. Вместо послесловия. Что с нами происходит? ....................................... 206 Литература .................................................................................................. 209
Стр.7
ПредиСЛоВие На столе у каждого уважающего себя алхимика или философа в эпохи Ренессанса и Нового времени должен был стоять человеческий череп. Можно считать, что это было напоминанием о бренности всего сущего, весьма наглядным «memento mori». Автор предлагаемой вашему вниманию книги по роду деятельности палеоантрополог, т. е. специалист, имеющий отношение к исследованию останков древних людей, прошел обратный путь, который можно условно озаглавить «от костей к философии». На самом деле, если говорить серьезно, антропология — наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе естественных и гуманитарных дисциплин, по моему глубокому убеждению, способна решать самые существенные и актуальные вопросы нашей жизни. Антропология универсальна: она систематизирует знания о происхождении биологического вида Homo sapiens, изучает его естественную историю и физическую организацию. В широком смысле это уже давно система наук о человеке, включающая и такие сферы изучения, которые долгое время существуют самостоятельно (например, этнология, археология и др.). Подобное понимание антропологии до сих пор сохраняется в некоторых научных школах, преимущественно англоязычных. Попытки объединить естественнонаучный взгляд на человека со знаниями о его материальной и духовной культуре, языке далеко не случайны, они восходят к философским взглядам французских просветителей XVIII в. Возможно, именно сейчас, в начале XXI века, вновь становится особенно актуальным сведение вместе разрозненных и «специализированных» знаний, добытых представителями смежных научных дисциплин на протяжении двух столетий раздельного существования. Биологическая антропология способна только обогатиться, обратившись к данным археологии, этнографии, древней истории, даже филологии и фольклористики. 7
Стр.8