Феномен человеческого тела и происхождение изобразительного искусства. <...> «От
тюрьмы да от сумы не зарекайтесь» — а значит, и от татуировок. <...> Ведь,
скажем, в случае подростковой инициации можно не выдержать сложностей посвящения. <...> Л. Я. Штернберг, написавший более ста лет назад соответствующую статью для крупнейшей российской дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Эфрона, назвал татуирование обычаем выводить на
теле неизгладимые знаки. <...> По словам Штернберга, в
таком виде татуирование напоминало процесс оспопрививания. <...> В Японии, Новой Зеландии, на островах Пелау или на Формозе, на Маркизских островах узоры татуировки покрывали значительную часть поверхности тела, образуя живописный покров. <...> )
Наиболее болезненна скарификация или шрамирование, поскольку вместо точечных уколов эта манипуляция сопряжена с разрезанием
кожных покровов. <...> Способ известен с глубокой
древности, например, применялся носителями
вучедольской археологической культуры в III
тыс. до н. э. на Балканах (Медникова, 2001, 2004). <...> 1.3)
17
Глава 1
Основные идеи антропологов
о происхождении татуировок
Первоначально антропологи, пытаясь объяснить происхождение
татуировок, обращали основное внимание на декоративное значение
рисунков. <...> Эти взгляды в полной мере проявились в переведенной с французского энциклопедии «Человек и земля» (1906), в тексте, не менее
цветистом, чем причудливые узоры самой татуировки: «... <...> описывал раскраску тела индейцами
Южной Америки в следующих выражениях: «Молодежь раскрашивает себя почти каждый день, и встречаются настоящие дэнди, которые
занимаются изобретением новых рисунков и тратят на свой туалет не
меньше времени, чем европейская девушка, собирающаяся на бал»
(Народы мира, 1916, с. <...> Хэддон мог
написать:
«Уродование тела надрезами, прободение носа и ушей, выбивание зубов, нанесение точек или насечек на коже совершается в разные
периоды жизни; некоторые виды уродования производятся в раннем
детстве, а искусственная <...>
Неизгладимые_знаки_Татуировка_как_исторический_источник_.pdf
М. Б. Медникова
М. Б. Медникова
Стр.1
М. Б. Медникова
Я ЗЫКИ С ЛАВ ЯНС КОЙ К УЛЬТ У РЫ
МОС К ВА 2 0 0 7
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
© Рукописные памятники Древней Руси. Электронная версия книги. 2007
Стр.4
28
42
« »
«
»
42
. .
: .
— .: , 2007. — 216 .,
. — (Studia naturalia). ( . 96)
ISBN 5-9551-0211-6
—
— .
. -
, ,
.
.
.
?
, ?
, . .
.
,
, ,
.
, , , ,
.
, , ,
.
28
(XIX .)
ISBN 5-9551-0211-6
©. ., 2007
© , - 2007
Стр.5
Содержание
Предисловие ................................................................................................... 7
Глава 1. Татуировка: что это такое?............................................................. 9
Древняя универсальная традиция. Способ манипуляции человеческим
телом. «Неизгладимые знаки». Разные способы нанесения
татуировок. Основные идеи антропологов о происхождении татуировок.
Татуировка с позиций «зооцентризма».
Глава 2. Источники исследования: археология, письменность,
изобразительное искусство. ........................................................................ 27
Немного о мумиях. Древнейшая мумия в альпийских горах.
Тайны пустыни Такламакан. Феномен в горах Алтая. Естественнонаучные
методы в изучении пазырыкских мумий. Психология звериного
стиля. Фигуры геральдики и наследие наших далеких предков. Теперь
немного о костях. «Гарри Поттер»: история шрама. Письменные
источники. Татуировки в Библии. Священные тексты и сообщения
древних авторов. Свидетельства средневековых летописцев. «Татуировки»
в изобразительном искусстве. Орнаменты трипольских статуэток.
Остров Пасхи: маленькие тайны огромных статуй.
Глава 3. Тело как текст ............................................................................... 83
Культура до культуры. Природный язык тела. Тайны красоты
и законы восприятия. Луна и солнце. Семантика частей тела.
Тело — дом — храм. Управляю телом — управляю мирозданием. Феномен
человеческого тела и происхождение изобразительного искусства.
Палеолитические Венеры. Части тела в наскальных изображениях.
Рисунки на частях тела.
Глава 4. Историческая география татуировок ........................................ 110
Африка. Ближний Восток. Индостан и Юго-Восточная Азия.
Северо-Восточная Азия. Японские острова. Борнео (Калимантан).
Н. Н. Миклухо-Маклай о татуировках в Океании. Меланезия. Полинезия,
Микронезия, Фиджи. Новая Зеландия. Австралия. Южная Америка.
Стр.6
Глава 5. «Rich man — poor man, begger man — thief» ........................... 151
Моряки, пилигримы, изгои, бродяги, преступники. Люди в замкнутом
пространстве. Soldiers, sailors. Begger Man — Thief. «От
тюрьмы да от сумы не зарекайтесь» — а значит, и от татуировок.
«Сакральное» пространство тюрьмы. Татуировка у якудза. Роль
изоляции в активизации мифологического мышления.
Глава 6. Современность и традиция. Назад к истокам? ........................ 180
Суть эпохи — глобализация. Одиночество в большом городе.
Постфольклор как средство общения. Эклектика побеждает… Экстремалы.
Самобичеватели в исторической ретроспективе. Единственная
альтернатива. Этнические мотивы. Да здравствуют кельты
и японцы! Возрождение архетипа. Элитарные развлечения. Современные
опасности.
Вместо послесловия. Что с нами происходит? ....................................... 206
Литература .................................................................................................. 209
Стр.7
ПредиСЛоВие
На столе у каждого уважающего себя алхимика или философа в эпохи
Ренессанса и Нового времени должен был стоять человеческий череп.
Можно считать, что это было напоминанием о бренности всего сущего,
весьма наглядным «memento mori».
Автор предлагаемой вашему вниманию книги по роду деятельности
палеоантрополог, т. е. специалист, имеющий отношение к исследованию
останков древних людей, прошел обратный путь, который можно условно
озаглавить «от костей к философии». На самом деле, если говорить
серьезно, антропология — наука о человеке, занимающая пограничное
положение в системе естественных и гуманитарных дисциплин, по моему
глубокому убеждению, способна решать самые существенные и актуальные
вопросы нашей жизни.
Антропология универсальна: она систематизирует знания о происхождении
биологического вида Homo sapiens, изучает его естественную
историю и физическую организацию. В широком смысле это уже давно
система наук о человеке, включающая и такие сферы изучения, которые
долгое время существуют самостоятельно (например, этнология, археология
и др.). Подобное понимание антропологии до сих пор сохраняется
в некоторых научных школах, преимущественно англоязычных. Попытки
объединить естественнонаучный взгляд на человека со знаниями о его
материальной и духовной культуре, языке далеко не случайны, они восходят
к философским взглядам французских просветителей XVIII в.
Возможно, именно сейчас, в начале XXI века, вновь становится особенно
актуальным сведение вместе разрозненных и «специализированных»
знаний, добытых представителями смежных научных дисциплин
на протяжении двух столетий раздельного существования. Биологическая
антропология способна только обогатиться, обратившись к данным
археологии, этнографии, древней истории, даже филологии и фольклористики.
7
Стр.8