Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Музыкальная культура Древней Руси (330,00 руб.)

0   0
Первый авторВладышевкая Т. Ф.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц477
ID175180
АннотацияМузыкальная культура Древней Руси - одна из ярких, но малоизученных страниц отечественной музыкальной культуры. Свидетельством высокой развитости музыкальной культуры Древней Руси является множество певческих рукописей, которые хранятся в наших архивах. В них содержится множество песнопений, разных распевов, которые записаны знаменной, кондакарной, демественной, путевой и др. нотациями, многие из них не расшифрованы. Сохранившиеся колокольни являются свидетельством большой любви на Руси к колоколам и звонам. Несмотря на значительное влияние Византии, особенно в эпоху Киевской Руси, и явные заимствования, на Руси сформировался свой особый тип музыкального интонирования, который и доныне отчасти сохранился в песнопениях старообрядцев. Значение музыкальной культуры Древней Руси в полной мере еще не оценено. Русские старинные песни, напевы, песнопения и звоны оказались основой, под воздействием которой развивалась музыкальная культура России нового времени.
Кому рекомендованоДля специалистов, занимающихся исследованиями в области древнерусской традиции церковного и народного пения, православной церковной традиции колокольного звона, истории Русской Церкви, истории России, для филологов, фольклористов, искусствоведов, культурологов.
ISBN978-5-9551-0115-2
УДК783
ББК85.318
Владышевкая, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т.Ф. Владышевкая .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 477 с. : ил. — На тит. листе указ.: Знак, 2006; цв. вкл. после с. 224 .— ISBN 978-5-9551-0115-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/175180 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Древнерусская певческая культура и старообрядчество Глава 1. <...> Оригинальная, богатая песен$ ная культура восточных славян оказывала постоянное воздействие на светскую народ$ ную и церковную музыку последующих времен, на профессиональное творчество рус$ ских композиторов. <...> Музыкальная культура Киевской Руси 25 ние под руководством «старейшего», по словам Феодосия, должно напоминать пение ангелов — «ангелогласное» пение. <...> В память о Борисе и Глебе были написаны первые русские музыкальные произведения — кондак, стихиры, канон, сохранившиеся в рукописях от XII в., литературные произведения — житие, летописная повесть, создавались церкви и иконы. <...> Каждое поколение вносило нечто свое, новое; в древнерусских рукописях отрази$ лись путь развития русского профессионального певческого искусства и вся история русской средневековой музыки, ее распевов, нотаций, творчество средневековых ком$ позиторов$распевщиков. <...> Древнерусская музыкальная культура 28 рия имеет веские основания, так как русская письменная традиция началась с визан$ тийских контактов, из Византии были заимствованы и переведены певческие книги, усвоены все три вида нотаций для книг разного назначения: экфонетическая — для чтения священных текстов нараспев, кондакарная и знаменная, которыми были ноти$ рованы ранние русские певческие рукописи. <...> Простейшие формы древнерусского пения возникают в Киевской Руси в процессе адаптации византийских певческих норм, они преимущественно речитативны, в их ос$ нове лежат декламационные интонации распевного чтения. <...> Импровизированные напевы былин свободны, длина музыкальной строки в них зависит от длины строфы текста. <...> Древнерусская музыкальная культура 32 Распевное чтение В основе древнерусского церковно$певческого искусства лежит распевно произне$ сенное слово 19. <...> Распевное чтение священных текстов занимает особое место в церков$ ной службе как жанр, находящийся на грани декламации и пения. <...>
Музыкальная_культура_Древней_Руси_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Музыкальная_культура_Древней_Руси_.pdf
Т. Ф. ВЛАДЫШЕВСКАЯ Татьяна Феодосиевна Владышевская — доктор искусствоведения, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по кафедре Истории русской музыки (1973). В 1970-е годы собрала ценный фонограммоархив народных песен и древнерусских церковных песнопений в исполнении старообрядцев разных мест, позволивший реконструировать древние корни церковного пения, на этой базе ею была написана диссертация «Ранние формы древнерусского певческого искусства» (1976). Т. Ф. Владышевская опубликовала сто двадцать работ в области истории и теории русской музыки, музыкальной медиевистики, палеографии, фольклористики и кампанологии. Много лет преподавала в Московской консерватории, заведовала Отделом древнерусской музыки Музея им. Андрея Рублева, принимала участие в организации Кафедры древнерусской певческой культуры МГУКИ. В настоящее время работает в МГУ на факультете искусств. Дрвнй Руси узыкальная культура
Стр.1
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.2
ББК 85.318 В 57 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 04-04-16071 В 57 Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М.: Знак, 2006. — 472 с. (Вклейка после с. 224.) ISBN 5-9551-0115-2 Музыкальная культура Древней Руси — одна из ярких, но мало изученных страниц отечественной музыкальной культуры. Древняя Русь обладала «своим голосом», ее музыкальный мир был наполнен звуками народных инструментов и песен, церковных песнопений, звоном колоколов. Свидетельством высокой развитости музыкальной культуры Древней Руси является множество певческих рукописей, которые хранятся в наших архивах. В них содержится множество песнопений, разных распевов, которые записаны знаменной, кондакарной, демественной, путевой и др. нотациями, многие из них не расшифрованы. Сохранившиеся колокольни являются свидетельством большой любви на Руси к колоколам и звонам. Несмотря на значительное влияние Византии, особенно в эпоху Киевской Руси, и явные заимствования, на Руси сформировался свой особый тип музыкального интонирования, который и доныне отчасти сохранился в песнопениях старообрядцев. Значение музыкальной культуры Древней Руси в полной мере еще не оценено. Русские старинные песни, напевы, песнопения и звоны оказались основой, под воздействием которой развивалась музыкальная культура России нового времени. ББК 85.318 В оформлении переплета использован л. 92 об. «Типографского устава с кондакарем» (XI—XII в.) и фрагмент иконы «Покров Богоматери» (XV—XVI в.) ISBN 5-9551-0115-2 © Т. Ф. Владышевская, 2006 © Знак, 2006 ооооооооооооо
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Древнерусская музыкальная культура Глава 1. Музыкальная культура восточных славян.................................................................. 9 Исторические свидетельства ........................................................................................... 9 Мифология и обрядность................................................................................................ 11 Семейнобытовые песни.................................................................................................18 Глава 2. Музыкальная культура Киевской Руси ....................................................................21 Начало русского просвещения........................................................................................23 Народное и церковное искусство Древней Руси ............................................................ 26 Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья............................... 26 Генезис русской профессиональной музыки ..............................................................27 Былины................................................................................................................... 29 Распевное чтение......................................................................................................32 Княжеская культура. Скоморошество ............................................................................33 Инструментальная музыка .............................................................................................35 Глава 3. Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности .....................................39 Новгородская музыкальная культура .............................................................................41 Глава 4. Стилевые особенности знаменного пения..................................................................47 Основы канона древнерусского певческого искусства .....................................................47 Осмогласие.............................................................................................................. 48 Знаменный распев....................................................................................................50 Музыкальная поэтика и гимнография .......................................................................54 Жанровое своеобразие..............................................................................................55 Музыкальная письменность Древней Руси.................................................................... 64 Особенности текстов в древнерусских песнопениях ........................................................71 Глава 5. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства ........................................................................73 Глава 6. Отражение русской истории в творчестве древнерусских распевщиков....................................................................... 82 Песенный фольклор позднего Средневековья................................................................ 88
Стр.4
4 Содержание Глава 7. Русская музыкальная культура XVII века .............................................................. 94 Особенности исторического развития ............................................................................ 94 Музыкальная жизнь в XVII веке...................................................................................95 Югозападное влияние в Московской Руси................................................................... 98 Ранние формы русского многоголосия ..........................................................................102 Строчное и демественное многоголосие...................................................................102 Партесные гармонизации........................................................................................ 105 Канты и псальмы....................................................................................................107 Музыка для театра XVII века......................................................................................109 Теория музыки в XVII веке ......................................................................................... 110 Часть II. Синтез церковных искусств в Древней Руси Глава 1. Музыка в синтезе древнерусских искусств ..............................................................121 Художественный канон певческого искусства...............................................................126 Истоки русской церковной музыки................................................................................131 Распевы и нотации .......................................................................................................136 Символика знаков ........................................................................................................ 139 Круг песнопений. Циклизм .......................................................................................... 141 Глава 2. Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси....................... 152 Глава 3. Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве............................... 159 Изображение песнопений на иконах ............................................................................. 161 Глава 4. Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (эволюция идеи) ......................................................................169 Глава 5. Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке.....................................................................................................184 Партесные концерты в эпоху барокко.....................................................................187 Часть III. Древнерусские колокола и звоны Очепные колокола на Руси...........................................................................................210 Иностранцы о колокольном звоне в Москве..................................................................211 Благословение колокола ...............................................................................................214 Била............................................................................................................................. 215 Колокола и звоны...................................................................................................218 Древнерусская литература о колоколах.........................................................................223 Колокола как памятники и помя ´нники ..........................................................................225 Легенды о колоколах................................................................................................... 226 Колокол как музыкальный инструмент.........................................................................227 О колокололитейном искусстве ................................................................................... 229 Колокольни, звонницы, церкви «под колоколы»...........................................................230 Ростовские колокола и звоны....................................................................................... 231
Стр.5
Содержание Часть IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество Глава 1. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства у старообрядцев ..........................................................................239 Глава 2. Об экспедициях к старообрядцам...........................................................................258 Виды псалмодического пения ...................................................................................... 267 Песнопения знаменного распева ...................................................................................274 Глава 3. К вопросу о связи народного и профессиональноцерковного древнерусского певческого искусства........................................................................... 284 Часть V. Ранние формы древнерусского певческого искусства Глава 1. Чтение нараспев священных текстов....................................................................... 301 Погласицы .............................................................................................................308 Литургический речитатив .......................................................................................309 Виды распевного чтения ..........................................................................................311 Интонационные особенности чтения Евангелия ...................................................... 312 Пасхальное чтение в Остромировом евангелии ....................................................... 314 Распевное чтение псалмов....................................................................................... 315 Рассказные погласицы............................................................................................ 317 Чтение Учительного Евангелия и Апостола ............................................................320 Глава 2. Самогласны малого знаменного распева .................................................................323 Пение на погласицу, гласовое пение .............................................................................326 Напевка в самогласнах малого знаменного распева .......................................................328 Знак речитации стопица и его значение в знаменном распеве ......................................329 Трехстрочные самогласны............................................................................................ 331 Двухстрочные самогласны............................................................................................335 Глава 3. Подобны................................................................................................................338 Классификация самоподобнов (на материале старообрядческих традиций) ................... 341 Часть VI. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси XI—XII веков Кондак.........................................................................................................................353 Древнерусские кондакари.............................................................................................356 Самогласны — распетые кондаки ТУ ..........................................................................359 Кондакарные подобны .................................................................................................361 Традиция пения кондаков.............................................................................................362 Изображение кондакарного пения на иконе «Покров Богоматери»...............................363 Кондакарная нотация ...................................................................................................365 5
Стр.6
6 Содержание Малые и большие кондакарные знаки ТУ................................................................... 368 Кондакарные формулы.................................................................................................373 Мартирии в древнерусских кондакарях ........................................................................374 Византийские и кондакарные мартирии ........................................................................378 Техника распева кондаков. Строки и попевки. Подобен в подобне ...............................380 Музыкальное соотношение самогласна и подобна на примере кондака 8го гласа .........381 Строки и попевки кондака святому Симеону «Вышьних ища»..................................... 386 Кондак и икос Симеону в византийской традиции ........................................................390 Икосы..........................................................................................................................390 Икос Борису и Глебу ...................................................................................................393 Припевы икосов.......................................................................................................... 394 Распевы и самогласны икосов. Подобны воскресных кондаков и икосов...................... 394 Не родной лист в ТУ................................................................................................... 396 Кондакарный распев икоса, или ошибка писца?............................................................397 Акафист в ТУ..............................................................................................................401 Прокимен «Всякое дыхание» на 8 кондакарных гласов ................................................402 Знаменные песнопения ТУ...........................................................................................405 Ранняя знаменная нотация в ТУ.................................................................................. 406 Алфавит знаков раннезнаменной нотации.................................................................... 406 Октоих ТУ................................................................................................................... 413 Пение аллилуия в Октоихе...........................................................................................414 Кафизмы......................................................................................................................414 Степенные антифоны ...................................................................................................418 «Подобьници» .............................................................................................................423 Автомелон «Преподобьне отьче, Богоносьче Феодосие» в греческой и славянской рукописях ........................................................................ 429 Текстология самоподобна «Доме Ефрафов».................................................................431 О писце и заказчике «Михалъ псалъ Микуле».............................................................434 «Микулины книгы»..................................................................................................... 436 О пении похрьстьном ...................................................................................................437 О панихиде ..................................................................................................................437 Службы на разные случаи в ТУ ...................................................................................438 Евангельские чтения: «Ищи в велицем евангелии» ...................................................... 440 Рисунки в ТУ в связи со службами ..............................................................................441 ТУ о клепании и билах .................................................................................................445 Феодосий Печерский о церковном пении .................................................................... 448 Хронологическая таблица..................................................................................................... 451 Литература ..........................................................................................................................461
Стр.7