Тем не менее современное вегетарианство, возникшее на Западе в середине XIX в. и переживающее теперь замечательный ренессанс, пришло к ней только в 1890-е годы. <...> , Натальи Нордман, Наживина,
Маяковского, а также художников Паоло Трубецкого, Репина, Ге и
многих других. <...> Охота, любовь к животным и вегетарианский
образ жизни . <...> Валентин Беленчиков (Магдебург) и Гельмут Кайперт (Бонн) внесли добавления к экскурсу в историю терминологии. <...> Ленина, в поисках очередного «вестника», я совершенно случайно с большим удивлением наткнулся на заголовок «Вегетарианское обозрение». <...> Создатель
русской климатологии, активный пропагандист вегетарианства А. И. Воейков в течение многих лет возглавлял Петербургское вегетарианское общество и представлял Россию на
международных съездах вегетарианцев — обо всем этом умалчивается как в посвященных ему источниках, так и в статьях
энциклопедий и монографиях. <...> Наряду с этим, объектом всестороннего рассмотрения
являются организаторские усилия русских вегетарианцев,
направленные на распространение их воззрений: основание
журналов и издательств, открытие вегетарианских столовых,
объединение их в вегетарианские общества. <...> Чтение главы «The Rise of the Vegetarian Cookery Book»
из книги Колина Спенсера «The Heretic’s Feast. <...> A History of
Vegetarianism» натолкнуло меня на мысль включить в монографию небольшую главу о вегетарианских поваренных книгах, не заслуживающих, впрочем, такого названия с точки
зрения сыроедов. <...> Особенно глубока пропасть между теми, кто потребляет
молочные продукты, и веганцами. <...> Это связано с большим влиянием, которое оказал
на вегетарианское движение в России Л. Н. <...> Именно поэтому прилагательное «безубойный» (без
убиения) стало синонимом слова «вегетарианский» посредством оживления внутренней формы. <...> Так, например, сборник
высказываний знаменитых людей о вегетарианстве, изданный
Толстым в 1903 г., получил название «Безубойное питание,
или вегетарианство». <...> Вместе с тем велись острые дебаты по <...>
Россия_неизвестная_История_культуры_вегетарианских_образов_жизни_с_начала_до_наших_дней.pdf
Петер Бранг
Петер Бранг
(Род. 1924).
Профессор славянской филологии,
с 1961 по 1990 г. заведовал Славянским
семинаром Цюрихского университета.
Опубликовал труды
по русской литературе XVIII—XX вв.,
между иными книги о Пушкине и Тургеневе.
Занимался социолингвистикой
славянских языков (Аннотриованная
библиография по славянской
социолингвистике в 3 т.), теорией
и историей искусства декламации
в России и Польше, изучением
культурных и литературных взаимосвязей
Швейцарии и славянских народов.
Издал комментированную антологию
славянских стихотворений
о швейцарском ландшафте.
С 1970 г. является соиздателем
Zeitschrift für Slavische Philologie.
Член-корреспондент
Венской и Майнской Академий наук.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ВЕГЕТАРИАНСКИХ ОБРАЗОВ ЖИЗНИ
С НАЧАЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Р
А
О
Н
С
Т
С
С
И
Я
З
Н
И
Е
В
Е
Я
РОССИЯ НЕИЗВЕСТНАЯ
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ВЕГЕТАРИАНСКИХ ОБРАЗОВ ЖИЗНИ
С НАЧАЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Петер Бранг
Стр.1
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 51.230
Б 87
Б 87
Бранг Петер
Россия неизвестная: История культуры вегетарианских
образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем.
А. Бернольд и П. Бранга. — М.: Языки славянской культуры,
2006. — 568 с.; ил.
ISBN 5-9551-0138-1
Россия имеет долгую традицию безмясного питания в периоды
поста. Тем не менее современное вегетарианство, возникшее на Западе
в середине XIX в. и переживающее теперь замечательный ренессанс,
пришло к ней только в 1890-е годы. Благодаря влиянию
Л. Н. Толстого, а также деятельности таких ученых, как
А. Н. Бекетов и А. И. Воейков, в России до Первой мировой войны
образовалось мощное вегетарианское движение. В книге впервые
подробно, на основе архивных материалов, раскрывается его история.
Показывается эхо вегетарианских идей в сочинениях Лескова,
Чехова, Арцыбашева, В. Соловьева, Натальи Нордман, Наживина,
Маяковского, а также художников Паоло Трубецкого, Репина, Ге и
многих других. Изображаются судьбы вегетарианских обществ, ресторанов,
журналов, отношение к вегетарианству врачей; прослеживаются
тенденции в развитии этого движения вплоть до его подавления
после 1917 года, когда вегетарианские концепты продолжали
существовать только в «научной утопии» и в «научной фантастике».
ББК 51.230
В оформлении переплета использовано фото «За круглым столом в Пенатах»,
1915 г. (3-й справа — В. В. Маяковский, 4-й — К. И. Чуковский, 5 й —
Н. Н. Евреинов, 4-й слева — И. Е. Репин; справа наверху: портрет Н. Б. Нордман,
написанный Репиным, Целль-ам-Зее, 1900).
© Научно-исследовательский Музей Российской Академии художеств, С.-Петербург.
ISBN 5-9551-0138-1
Ргkрррррр
© Бранг П., 2006
© Языки славянской культуры, 2006
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Предисловие к немецкому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
II. К предыстории: Этика отречения
в церкви и сектах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Экскурс: Г. Р. Державин и пост. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
III. Краткий исторический обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Экскурс: К истории терминологии . . . . . . . . . . . . . . . . 45
IV. Ранние попытки научного обоснования . . . . . . . . . . 53
1. Первый манифест: А. Н. Бекетов . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
2. Вегетарианец в сибирской ссылке?
Н. Г. Чернышевский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
V. Л. Н. Толстой: «Солнце вегетарианского мира». . . . . 75
1. Раннее становление: «единый Толстой» . . . . . . . . . . . 75
2. «Это гибельное вегетарианство» . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
3. «Первая ступень»: возникновение и значение. . . . . . 89
4. Эхо в России и на Западе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
5. Что говорит православная церковь?. . . . . . . . . . . . . 103
6. Вегетарианство-веганство Толстого
и его семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
7. Охота, любовь к животным и вегетарианский
образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
8. «Алкоголь и табак». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
9. Духоборцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
10. Вегетарианство Толстого и советская власть . . . . . . 139
VI. Вегетарианский образ жизни:
приверженцы и критики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
1. Московский Сократ: Н. Ф. Федоров . . . . . . . . . . . . . 147
Стр.5
6
Оглавление
2. Христианская этика: В. С. Соловьев . . . . . . . . . . . . . 150
3. Писатели-сердобольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
3.1. Заступник животных: Д. В. Григорович . . . . . . . 154
3.2. Мужество убеждения: Н. С. Лесков. . . . . . . . . . . . 155
3.3. Переводчица-вегетарианка: А. П. Барыкова . . . . 165
3.4. Кровь животных: М. П. Арцыбашев . . . . . . . . . . . 170
3.5. «Письмо» (взгляд на Украину):
М. Коцюбинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3.6. Гуманист: Шолом-Алейхем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
4. Художники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
4.1. «Воинственный» вегетарианец:
Паоло Трубецкой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
4.2. Толстовец «avant-la-lettre»: Н. Н. Ге . . . . . . . . . . . 191
4.3. Эзотерика и питание: Н. К. Рерих . . . . . . . . . . . . .193
4.4. «Гигиеническое» вегетарианство:
И. Е. Репин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
5. Эмансипация русской женщины: Н. Б. Нордман . . 209
6. Сочувствующая и насмешливая критика . . . . . . . . . 230
6.1. Доброжелательный скептик: А. П. Чехов . . . . . . 230
6.2. Склонный к скандалу: В. В. Маяковский . . . . . . . 234
6.3. «Вегетарианцы»: П. Гнедич . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
6.4. Веселость и дерзость сатиры:
И. Ильф и Е. Петров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
6.5. «Почему я стал вегетарианцем»: Н. Ватанов . . . . 243
7. Казус Наживина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
VII. Усилия по организации и пропаганде . . . . . . . . . . . 257
1. Не только отец русской климатологии:
А. И. Воейков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
2. Вегетарианские общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
3. Вегетарианские столовые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
4. Журналы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
5. Всероссийский съезд в Москве 1913 г. . . . . . . . . . . . 301
6. Издательство «Посредник». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
7. Альманах «Естественная жизнь и
вегетарианство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
8. «Вегетарианство и воспитание», или
споры вокруг тезисов Лозинского . . . . . . . . . . . . . . 313
9. Вклад евреев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Стр.6
Оглавление
7
10. Вегетарианцы-эсперантисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
11. Врачи — pro и contra. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
12. Бойня — взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
13. Поваренные книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
VIII. Русские вегетарианцы в
Первую мировую войну и при Советах . . . . . . . . . . 353
IX. Утопия питания советского времени . . . . . . . . . . . . 373
1. «Научная утопия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
Пища будущего: А. Н. Несмеянов. . . . . . . . . . . . . . . . 374
Идеальный строй жизни: К. Э. Циолковский . . . . . . 376
Человек не убивающий: В. И. Вернадский . . . . . . . . 379
2. Научная фантастика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Космический корабль с оранжереей:
К. Э. Циолковский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Вегетарианский образ жизни сатурнитов:
Э. С. Зеликович . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Марсиане: А. П. Казанцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .389
С перспективы растений: Абрам Терц . . . . . . . . . . . . 390
X. После перестройки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
XI. Взгляд назад и в будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
XII. Тексты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
М. П. Арцыбашев. Кровь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
М. Коцюбинский. Письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452
XIII. Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
XIV. Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533
Избранная библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533
Указатель имен и мест. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 541
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 559
Принятые сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565
Источники иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
Стр.7