Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней (143,00 руб.)

0   0
Первый авторБранг П.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц597
ID175143
АннотацияРоссия имеет долгую традицию безмясного питания в периоды поста. Тем не менее современное вегетарианство, возникшее на Западе в середине XIX в. и переживающее теперь замечательный ренессанс, пришло к ней только в 1890-е годы. Благодаря влиянию Л.Н. Толстого, а также деятельности таких ученых, как А.Н. Бекетов и А.И. Воейков, в России до Первой мировой войны образовалось мощное вегетарианское движение. В книге впервые подробно, на основе архивных материалов, раскрывается его история. Показывается эхо вегетарианских идей в сочинениях Лескова, Чехова, Арцыбашева, В.Соловьева, Натальи Нордман, Наживина, Маяковского, а также художников Паоло Трубецкого, Репина, Ге и многих других.
Кому рекомендованоДля научных работников и всех, кто интересуется проблемами вегетарианства.
ISBN978-5-9551-0138-1
УДК613.2
ББК51.230
Бранг, П. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней / П. Бранг .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 597 с. : ил. — На тит. листе указ.: 2006 г.; Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга; 32 с. вкл. (после с. 288); прил.: с. 533-564 .— ISBN 978-5-9551-0138-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/175143 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тем не менее современное вегетарианство, возникшее на Западе в середине XIX в. и переживающее теперь замечательный ренессанс, пришло к ней только в 1890-е годы. <...> , Натальи Нордман, Наживина, Маяковского, а также художников Паоло Трубецкого, Репина, Ге и многих других. <...> Охота, любовь к животным и вегетарианский образ жизни . <...> Валентин Беленчиков (Магдебург) и Гельмут Кайперт (Бонн) внесли добавления к экскурсу в историю терминологии. <...> Ленина, в поисках очередного «вестника», я совершенно случайно с большим удивлением наткнулся на заголовок «Вегетарианское обозрение». <...> Создатель русской климатологии, активный пропагандист вегетарианства А. И. Воейков в течение многих лет возглавлял Петербургское вегетарианское общество и представлял Россию на международных съездах вегетарианцев — обо всем этом умалчивается как в посвященных ему источниках, так и в статьях энциклопедий и монографиях. <...> Наряду с этим, объектом всестороннего рассмотрения являются организаторские усилия русских вегетарианцев, направленные на распространение их воззрений: основание журналов и издательств, открытие вегетарианских столовых, объединение их в вегетарианские общества. <...> Чтение главы «The Rise of the Vegetarian Cookery Book» из книги Колина Спенсера «The Heretic’s Feast. <...> A History of Vegetarianism» натолкнуло меня на мысль включить в монографию небольшую главу о вегетарианских поваренных книгах, не заслуживающих, впрочем, такого названия с точки зрения сыроедов. <...> Особенно глубока пропасть между теми, кто потребляет молочные продукты, и веганцами. <...> Это связано с большим влиянием, которое оказал на вегетарианское движение в России Л. Н. <...> Именно поэтому прилагательное «безубойный» (без убиения) стало синонимом слова «вегетарианский» посредством оживления внутренней формы. <...> Так, например, сборник высказываний знаменитых людей о вегетарианстве, изданный Толстым в 1903 г., получил название «Безубойное питание, или вегетарианство». <...> Вместе с тем велись острые дебаты по <...>
Россия_неизвестная_История_культуры_вегетарианских_образов_жизни_с_начала_до_наших_дней.pdf
Петер Бранг Петер Бранг (Род. 1924). Профессор славянской филологии, с 1961 по 1990 г. заведовал Славянским семинаром Цюрихского университета. Опубликовал труды по русской литературе XVIII—XX вв., между иными книги о Пушкине и Тургеневе. Занимался социолингвистикой славянских языков (Аннотриованная библиография по славянской социолингвистике в 3 т.), теорией и историей искусства декламации в России и Польше, изучением культурных и литературных взаимосвязей Швейцарии и славянских народов. Издал комментированную антологию славянских стихотворений о швейцарском ландшафте. С 1970 г. является соиздателем Zeitschrift für Slavische Philologie. Член-корреспондент Венской и Майнской Академий наук. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВЕГЕТАРИАНСКИХ ОБРАЗОВ ЖИЗНИ С НАЧАЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ Р А О Н С Т С С И Я З Н И Е В Е Я РОССИЯ НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВЕГЕТАРИАНСКИХ ОБРАЗОВ ЖИЗНИ С НАЧАЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ Петер Бранг
Стр.1
                              © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 51.230 Б 87 Б 87 Бранг Петер Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга. — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 568 с.; ил. ISBN 5-9551-0138-1 Россия имеет долгую традицию безмясного питания в периоды поста. Тем не менее современное вегетарианство, возникшее на Западе в середине XIX в. и переживающее теперь замечательный ренессанс, пришло к ней только в 1890-е годы. Благодаря влиянию Л. Н. Толстого, а также деятельности таких ученых, как А. Н. Бекетов и А. И. Воейков, в России до Первой мировой войны образовалось мощное вегетарианское движение. В книге впервые подробно, на основе архивных материалов, раскрывается его история. Показывается эхо вегетарианских идей в сочинениях Лескова, Чехова, Арцыбашева, В. Соловьева, Натальи Нордман, Наживина, Маяковского, а также художников Паоло Трубецкого, Репина, Ге и многих других. Изображаются судьбы вегетарианских обществ, ресторанов, журналов, отношение к вегетарианству врачей; прослеживаются тенденции в развитии этого движения вплоть до его подавления после 1917 года, когда вегетарианские концепты продолжали существовать только в «научной утопии» и в «научной фантастике». ББК 51.230 В оформлении переплета использовано фото «За круглым столом в Пенатах», 1915 г. (3-й справа — В. В. Маяковский, 4-й — К. И. Чуковский, 5 й — Н. Н. Евреинов, 4-й слева — И. Е. Репин; справа наверху: портрет Н. Б. Нордман, написанный Репиным, Целль-ам-Зее, 1900). © Научно-исследовательский Музей Российской Академии художеств, С.-Петербург. ISBN 5-9551-0138-1 Ргkрррррр © Бранг П., 2006 © Языки славянской культуры, 2006
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Предисловие к немецкому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 II. К предыстории: Этика отречения в церкви и сектах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Экскурс: Г. Р. Державин и пост. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 III. Краткий исторический обзор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Экскурс: К истории терминологии . . . . . . . . . . . . . . . . 45 IV. Ранние попытки научного обоснования . . . . . . . . . . 53 1. Первый манифест: А. Н. Бекетов . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 2. Вегетарианец в сибирской ссылке? Н. Г. Чернышевский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 V. Л. Н. Толстой: «Солнце вегетарианского мира». . . . . 75 1. Раннее становление: «единый Толстой» . . . . . . . . . . . 75 2. «Это гибельное вегетарианство» . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 3. «Первая ступень»: возникновение и значение. . . . . . 89 4. Эхо в России и на Западе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 5. Что говорит православная церковь?. . . . . . . . . . . . . 103 6. Вегетарианство-веганство Толстого и его семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 7. Охота, любовь к животным и вегетарианский образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 8. «Алкоголь и табак». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 9. Духоборцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 10. Вегетарианство Толстого и советская власть . . . . . . 139 VI. Вегетарианский образ жизни: приверженцы и критики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 1. Московский Сократ: Н. Ф. Федоров . . . . . . . . . . . . . 147
Стр.5
6 Оглавление 2. Христианская этика: В. С. Соловьев . . . . . . . . . . . . . 150 3. Писатели-сердобольники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 3.1. Заступник животных: Д. В. Григорович . . . . . . . 154 3.2. Мужество убеждения: Н. С. Лесков. . . . . . . . . . . . 155 3.3. Переводчица-вегетарианка: А. П. Барыкова . . . . 165 3.4. Кровь животных: М. П. Арцыбашев . . . . . . . . . . . 170 3.5. «Письмо» (взгляд на Украину): М. Коцюбинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 3.6. Гуманист: Шолом-Алейхем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 4. Художники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184 4.1. «Воинственный» вегетарианец: Паоло Трубецкой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 4.2. Толстовец «avant-la-lettre»: Н. Н. Ге . . . . . . . . . . . 191 4.3. Эзотерика и питание: Н. К. Рерих . . . . . . . . . . . . .193 4.4. «Гигиеническое» вегетарианство: И. Е. Репин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 5. Эмансипация русской женщины: Н. Б. Нордман . . 209 6. Сочувствующая и насмешливая критика . . . . . . . . . 230 6.1. Доброжелательный скептик: А. П. Чехов . . . . . . 230 6.2. Склонный к скандалу: В. В. Маяковский . . . . . . . 234 6.3. «Вегетарианцы»: П. Гнедич . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 6.4. Веселость и дерзость сатиры: И. Ильф и Е. Петров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 6.5. «Почему я стал вегетарианцем»: Н. Ватанов . . . . 243 7. Казус Наживина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 VII. Усилия по организации и пропаганде . . . . . . . . . . . 257 1. Не только отец русской климатологии: А. И. Воейков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 2. Вегетарианские общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 3. Вегетарианские столовые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 4. Журналы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 5. Всероссийский съезд в Москве 1913 г. . . . . . . . . . . . 301 6. Издательство «Посредник». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 7. Альманах «Естественная жизнь и вегетарианство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 8. «Вегетарианство и воспитание», или споры вокруг тезисов Лозинского . . . . . . . . . . . . . . 313 9. Вклад евреев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Стр.6
Оглавление 7 10. Вегетарианцы-эсперантисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 11. Врачи — pro и contra. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 12. Бойня — взгляд изнутри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 13. Поваренные книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348 VIII. Русские вегетарианцы в Первую мировую войну и при Советах . . . . . . . . . . 353 IX. Утопия питания советского времени . . . . . . . . . . . . 373 1. «Научная утопия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 Пища будущего: А. Н. Несмеянов. . . . . . . . . . . . . . . . 374 Идеальный строй жизни: К. Э. Циолковский . . . . . . 376 Человек не убивающий: В. И. Вернадский . . . . . . . . 379 2. Научная фантастика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Космический корабль с оранжереей: К. Э. Циолковский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Вегетарианский образ жизни сатурнитов: Э. С. Зеликович . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 Марсиане: А. П. Казанцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .389 С перспективы растений: Абрам Терц . . . . . . . . . . . . 390 X. После перестройки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 XI. Взгляд назад и в будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 XII. Тексты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 М. П. Арцыбашев. Кровь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 М. Коцюбинский. Письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441 Стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452 XIII. Примечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 XIV. Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533 Избранная библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533 Указатель имен и мест. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 541 Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 559 Принятые сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565 Источники иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
Стр.7