САМОАНАЛИЗ
ТЫ, СИНИЦА, ГДЕ БЫЛА…
Т. Фокина
Приближаясь к дате, которую
принято называть круглой, я решила
вспомнить, в каких Городах и Весях,
пока я «нарезала» этот самый круг,
приходилось мне бывать, и по какому
поводу, и какой был в этом
смысл. Вспоминая, я обозначила все
эти пункты на географической карте,
соединяя их соответствующими линиями,
и получила пространственный
ареал, конфигурацию, абрис
своего жизненного мира.
Этот мир оказался определённым
образом визуализированным, я буквально
увидела его как сеть посещений,
и перемещений, и остановок,
долгих или кратких, а иногда и
«мимо-лётных». Вот они: путь, узел,
граница, ориентир, район (как в «пятичленке»
К. Линча), ареал, Ойкумена.
Признаться честно, я радовалась
как ребёнок: «Вот оно как, оказывается,
Всё выглядит в моей жизни».
Для более глубокого понимания
этой «картинки» и её ценности, я обратилась
к тем знаниям и методикам,
которыми располагала в области
«социального картографирования».
Это, во-первых, концепция и
опыт применения мыслительных
карт. Их ещё называют интеллекткартами,
картами памяти, картами
ума, ассоциативными картами, Mind
Maps, когнитивными картами и т.д.1
Во-вторых, это концепция и опыт истолкования
и применения ментальных
карт2
которая придана этому методу в
изучении городского пространства в
работах Н. В. Веселковой3
третьих, это концепции и опыт критической
и культурной / гуманитарной
географии4
.
Как говорится, «открылась бездна,
звезд полна…» Столько сделано
в этой области блестящими и основательными
исследователями из
разных областей знания. Как можно
присоединиться к этому процессу и
внести свою малую толику?
Поскольку, как утверждают исследователи,
в ментальных картах отражается
и жизненный мир в целом,
и конкретная ситуации, и ситуация
исследования; поскольку
карты
спровоцированы «под цель»; поскольку
карта представляет собой
самодостаточный эмпирический материал,
я решила представить читателю
«свою карту» городов и весей,
где я бывала, по которым тосковала…
Здесь я предстаю информантом,
который отвечает на просьбу:
«Расскажите кратко, где вам пришлось
бывать и каково ваше впечатление
об этом месте».
Но «карта» должна быть проана,
в том числе в той форме,
. В1
Фокина Т.П., Фёдорова А.В. Методологические
основания применения «интеллект-карт»
в преподавании теории организации
// Повышение эффективности
учебно-воспитательного процесса в условиях
реформирования государственной
службы: Сб. науч. тр. Саратов: ПАГС,
2004. С. 56-59.
2 Фокина Т.П., Черняева Т.И Переписка:
следы наших дорог http://base.spbric.org/main/congress_search.
3
Веселкова Н.В. Ментальные карты
города: вопросы методологии и практики
92
ГУ ¹9’10
лизирована и интерпретирована, поскольку
карты – это социальные
продукты знания/власти, логики социального
контроля и памяти. В статье
я попыталась это сделать сама,
с позиции исследователя, в той мере,
в которой это соответствует ситуации
(а ситуация, напомню, связана
с моей « круглой» датой). В статье
у меня всего две «картинки»:
гербы Черниговки и Саратова. Карту
РФ и мира нужно мысленно представить.
*******
Началось
всё в 1940 году, когда
Вторая мировая война уже стартовала.
В сентябре этого года я появилась
на свет в селе Черниговка
Черниговского района Приморского
края.
использования /Социология 4М, 2010,
¹31.
4 Замятин Д.Н. Гуманитарная география:
пространство и язык географических
образов. СПб.: Алетейя. 2003.
САМОАНАЛИЗ
Стр.1