ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКОНОПРОЕКТ
«О ПОЛИЦИИ» – ШАГ НАЗАД
В РЕФОРМЕ МВД
Рабочая группа (Коалиция)
правозащитных организаций по
стратегии взаимодействия с
органами внутренних дел и
содействию реформированию
МВД
Рабочая группа НПО по реформе
милиции выражает серьезную озабоченность в связи с представленным на общественное обсуждение
текстом проекта федерального закона «О полиции». <...> Рабочая группа приветствует запуск публичного обсуждения законопроекта. <...> В первую очередь, это введение в текст ряда
принципов работы полиции – приоритета прав человека, безусловного запрета пыток. <...> Все благие начинания законопроекта сводятся к нулю в целом несоответствием (либо отсутствием) регулирующих норм тем принципам,
которые обозначены в первой части
законопроекта, и плохой проработанностью документа. <...> Законопроект не дает представления о том, какова будет структура
и состав полиции, какие еще органы
кроме полиции входят в состав
«единой централизованной системы
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации го-
16
ГУ ¹9’10
сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере внутренних дел». <...> В законопроекте отсутствует основополагающий принцип работы
полиции любого современного государства – общественный контроль
за деятельностью полиции. <...> В последних главах текста есть несколько положений, позволяющих ряду
общественных структур осуществлять общественный контроль, а
именно: Общественной палате РФ,
общественным советам при органах
внутренних дел и общественным наблюдательным комиссиям. <...> Однако
эти уже существующие формы контроля со стороны общества далеко
не всегда оказываются продуктивными. <...> Кроме того, закрытый перечень субъектов общественного контроля аннулирует любые попытки
развития, укрепления и повышения
эффективности этого важного института, заставляют граждан и общественность действовать исключительно опосредованно <...>
Законопроект_«о_полиции»_–_шаг_назад_в_реформе_МВД.pdf
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКОНОПРОЕКТ
«О ПОЛИЦИИ» – ШАГ НАЗАД
В РЕФОРМЕ МВД
Рабочая группа (Коалиция)
правозащитных организаций по
стратегии взаимодействия с
органами внутренних дел и
содействию реформированию
МВД
Рабочая группа НПО по реформе
милиции выражает серьезную озабоченность
в связи с представленным
на общественное обсуждение
текстом проекта федерального закона
«О полиции». Законопроект не
изменяет милицию, а утверждает
уже сложившуюся милицейскую систему,
работа которой в прошлом году
вынудила власти начать реформу.
Рабочая группа приветствует запуск
публичного обсуждения законопроекта.
Мы также видим, что законопроект
содержит важные положительные
моменты. В первую очередь,
это введение в текст ряда
принципов работы полиции – приоритета
прав человека, безусловного
запрета пыток. Решение переименовать
милицию в полицию также
необходимо признать верным. Но
при сохранении всего остального
текста законопроекта в неизменности,
такое переименование рискует
стать насмешкой и пустым звуком.
Все благие начинания законопроекта
сводятся к нулю в целом несоответствием
(либо отсутствием) регулирующих
норм тем принципам,
которые обозначены в первой части
законопроекта, и плохой проработанностью
документа.
Законопроект не дает представления
о том, какова будет структура
и состав полиции, какие еще органы
кроме полиции входят в состав
«единой централизованной системы
федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции
по выработке и реализации го16
ГУ
¹9’10
сударственной политики и нормативно-правовому
регулированию в
сфере внутренних дел».
В законопроекте отсутствует основополагающий
принцип работы
полиции любого современного государства
– общественный контроль
за деятельностью полиции. В последних
главах текста есть несколько
положений, позволяющих ряду
общественных структур осуществлять
общественный контроль, а
именно: Общественной палате РФ,
общественным советам при органах
внутренних дел и общественным наблюдательным
комиссиям. Однако
эти уже существующие формы контроля
со стороны общества далеко
не всегда оказываются продуктивными.
Кроме того, закрытый перечень
субъектов общественного контроля
аннулирует любые попытки
развития, укрепления и повышения
эффективности этого важного института,
заставляют граждан и общественность
действовать исключительно
опосредованно через утвержденные
структуры. Это противоречит
принципу публичности и открытости,
который декларирует законопроект.
Еще
в большей степени настораживает
тот факт, что законопроект
запрещает сотрудникам своего ведомства
допускать публичные высказывания
и оценки деятельности
полиции, в том числе и в СМИ. На
практике это означает, что публичность
и открытость – это исключительно
декларативная норма закоОБЩЕСТВЕННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Стр.1