Управленческий и политический кризисы ждут нас в ближайшие год-два
независимо от траектории экономического кризиса. <...> При этом неизбежно
произойдет существенное переустройство политической системы
Николай Петров <...> *
Систему государственного управления, которая сложилась в России за время правления президента
Путина, можно описать как сверхуправляемую демократию (СУД). <...> Поэтому сам термин «сверхуправляемая демократия» подчеркивает как
попытку чрезмерно жесткого и централизованного – сверх пределов
разумного и эффективного1 – управления сегодня, так и уверенность в
том, что на следующем этапе демократизация неизбежна. <...> Вместо
повышения контролируемости они могут
привести к полной ее утрате, как это
произошло, к примеру, на украинских
президентских выборах в 2004 году. <...> Таким образом, значительно ухудшились условия, в которых
системе приходится функционировать. <...> Одна из причин состоит в том, что система не испыты2
О нарастающей неэффективности
можно судить, в частности, по участившимся случаям ревизии уже объявленных
решений, что свидетельствует об отсутствии действенных механизмов, обеспечивающих согласование интересов различных групп властных элит. <...> Примером
может служить внезапная смена приоритетов в вопросе о вступлении в ВТО: заявление о намерении вступать в ВТО в
составе Таможенного союза с Казахстаном и Беларусью, а затем неуверенный
возврат к прежней установке; решение о
замене единого социального налога
взносами на социальное страхование с
повышением ставки; поспешная правка
закона «О торговле». <...> Такая тактика может оказаться
эффективной лишь при выполнении
двух условий: 1) мировой экономический кризис окажется недолгим; и
2) по его окончании Россия вернется
туда, где находилась до кризиса: в
ситуацию привилегированного экспортера дорогих – и дорожающих –
минерально-сырьевых
ресурсов,
спрос на которые растет, опережая
предложение. <...> Если в
первый путинский срок происходило <...>
Сверхуправляемая_демократия_тандем_и_кризис.pdf
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
СВЕРХУПРАВЛЯЕМАЯ
ДЕМОКРАТИЯ:
ТАНДЕМ И КРИЗИС*
Н. Петров
Управленческий и политический кризисы ждут нас в ближайшие год-два
независимо от траектории экономического кризиса. При этом неизбежно
произойдет существенное переустройство политической системы
Николай Петров
*Систему государственного управления,
которая сложилась в России
за время правления президента
Путина, можно описать как сверхуправляемую
демократию (СУД).
Термин СУД в данном случае не означает,
что нынешняя модель является
демократической в своей основе.
«Демократия» здесь – скорее
указание на генезис, отсылка к протодемократии
времен Бориса Ельцина,
эволюционировавшей позднее
в сторону «управляемой демократии»,
высшей и последней стадией
которой и является СУД. Систему
СУД раздирают внутренние противоречия,
она не способна к воспроизводству.
Она неустойчива и носит
переходный характер. Это скорее
развилка, и системе суждено либо
продолжить сползание в авторитаризм,
либо повернуть назад к демократии.
Второй вариант представляется
не только более предпочтительным,
но и более вероятным. Поэтому
сам термин «сверхуправляемая
демократия» подчеркивает как
попытку чрезмерно жесткого и централизованного
– сверх пределов
разумного и эффективного1
– управления
сегодня, так и уверенность в
том, что на следующем этапе демократизация
неизбежна. С приходом
в Россию экономического кризиса
системе СУД, помимо свойственных
*
том 13, 2009 год, ¹5-6, сентябрьдекабрь,
/ru/
pubs/procontra/
1
Заметим,
что такого рода попытки
могут быть совсем не безобидны. Вместо
повышения контролируемости они могут
привести к полной ее утрате, как это
произошло, к примеру, на украинских
президентских выборах в 2004 году.
2
ГУ ¹5’10
Источник публикации: Pro et Contra,
www.carnegie.ru
2 О нарастающей неэффективности
можно судить, в частности, по участившимся
случаям ревизии уже объявленных
решений, что свидетельствует об отсутствии
действенных механизмов, обеспечивающих
согласование интересов различных
групп властных элит. Примером
может служить внезапная смена приоритетов
в вопросе о вступлении в ВТО: заявление
о намерении вступать в ВТО в
составе Таможенного союза с Казахстаном
и Беларусью, а затем неуверенный
возврат к прежней установке; решение о
замене единого социального налога
взносами на социальное страхование с
повышением ставки; поспешная правка
закона «О торговле».
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
ей внутренних проблем, пришлось
испытать серьезные внешние трудности.
Последние связаны с качественно
новыми вызовами, которые
стали результатом как собственно
кризиса, так и обусловленного им
резкого сокращения ресурсной базы
режима. Таким образом, значительно
ухудшились условия, в которых
системе приходится функционировать.
Между тем в ситуации двоевластия
– неважно, реального или
только формального, – возникшего в
стране весной 2008 года, конструктивные
недостатки системы только
усугубились.
1. Год жизни в
условиях кризиса
Столкнувшись с серьезным экономическим
кризисом, система СУД
не претерпела значительных изменений
– ни эволюционных, ни революционных,
несмотря на свою очевидную
– и возросшую – неэффективность2
.
Чем объяснить подобную
устойчивость? Одна из причин состоит
в том, что система не испыты
Стр.1