В такой трактовке мотивация
институционального поведения с самого
начала экономизируется и рационализируется по модели инструментального
действия (цель – средства – учет последствий выбора средств для достижения целей или возможных издержек, связанных с этим). <...> Такая модель интерпретации институционального поведения кажется эвристической и пригодной для
объяснения экономического поведения в
устойчивых на протяжении длительное
время и упорядоченных социальных обстоятельствах и не слишком адекватной
для других институциональных сфер, где
на первый план могут выходить другие
типы социального действия – ценностнорационального, традиционного, игрового
и т.п. <...> Но и по отношению к исследованиям экономики (как системы) эта модель
должна использоваться с очень большими оговорками, поскольку она неявным
образом вытесняет неинструментальные
формы структуры экономического взаимодействия. <...> Социологическое понятие «социального
института» («социальный институт –
это устойчивое социальное взаимодействие, воспроизводящееся независимо от персонального состава
действующих лиц, поскольку оно закреплено внешним, правовым образом») предполагает не просто регулярно повторяющуюся структуру социального взаимодействия, но и дополнительные к ним «механизмы»
репродукции этих правил взаимодействия (коды институционального
поведения), а значит, научение им
(процедуры социализации), слежение за их соблюдением (поддержание системы социального контроля),
возможно также – устранение в них
несогласованности и противоречий. <...> Институт – это не только система
или набор норм и правил поведения,
на которую ориентируются актор,
его партнер/партнеры, или другие,
третьи лица, не включенные в актуальное взаимодействие, но могущие
в принципе быть включенными в неопределенном будущем, но и условия воспроизводства этих правил в
дальнейшем и их поддержания, благодаря чему участники взаимодействия могут <...>
Условия_воспроизводства_«советского_человека».pdf
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
УСЛОВИЯ
ВОСПРОИЗВОДСТВА
«СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА»1
Л. Гудков
Социальный институт
1
Социологическое понимание института
заметно отличается от распространенной
сегодня в российской
литературе по социальным и
экономическим наукам экономической
концепции2
. В последней институт
рассматривается как совокупность
устойчивых правил действия,
создающих организационные
формы поведения («предприятие»,
2010 г.
2
1 Продолжение. Начало см. в ¹2
Например, признанный одним из самых
авторитетных авторов в этом отношении
Дуглас Норт выделял в качестве
доминантной функции институтов установление
правил – «ограничительных рамок,
которые организуют взаимоотношения
между людьми» (Норт Д. Институты,
институциональные изменения и функционирование
экономики. М., 1997. С.
17). Сужая сферу возможного поведения,
они позволяют предвидеть актору последствия
собственного поведения и поведения
других, что снижает для него
риски неудач, ущерба, обмана и тому подобных
нежелательных обстоятельств
действия. В такой трактовке мотивация
институционального поведения с самого
начала экономизируется и рационализируется
по модели инструментального
действия (цель – средства – учет последствий
выбора средств для достижения
целей или возможных издержек, связанных
с этим). Такая модель интерпретации
институционального поведения кажется
эвристической и пригодной для
объяснения экономического поведения в
устойчивых на протяжении длительное
время и упорядоченных социальных обстоятельствах
и не слишком адекватной
для других институциональных сфер, где
на первый план могут выходить другие
типы социального действия – ценностнорационального,
традиционного, игрового
и т.п. Но и по отношению к исследованиям
экономики (как системы) эта модель
должна использоваться с очень большими
оговорками, поскольку она неявным
образом вытесняет неинструментальные
формы структуры экономического взаимодействия.
2
ГУ
¹3’10
«крупный бизнес», «государство» и
проч.). Тем самым здесь понятие
«институт» совпадает с понятием
«организация» или специальным образом
не разводится с ней. Социологическое
понятие «социального
института» («социальный институт –
это устойчивое социальное взаимодействие,
воспроизводящееся независимо
от персонального состава
действующих лиц, поскольку оно закреплено
внешним, правовым образом»)
предполагает не просто регулярно
повторяющуюся структуру социального
взаимодействия, но и дополнительные
к ним «механизмы»
репродукции этих правил взаимодействия
(коды институционального
поведения), а значит, научение им
(процедуры социализации), слежение
за их соблюдением (поддержание
системы социального контроля),
возможно также – устранение в них
несогласованности и противоречий.
Институт – это не только система
или набор норм и правил поведения,
на которую ориентируются актор,
его партнер/партнеры, или другие,
третьи лица, не включенные в актуальное
взаимодействие, но могущие
в принципе быть включенными в неопределенном
будущем, но и условия
воспроизводства этих правил в
дальнейшем и их поддержания, благодаря
чему участники взаимодействия
могут следовать им с высокой и
предсказуемой вероятностью, ожидая
адекватного поведения других.
Таким образом, в социологии в
понятии социального института подчеркнута
длительность этих взаимоотношений
и зависимость от других
институтов, т.е. системный характер
упорядоченных отношений в обществе.
Это значит, что нормы (правила),
определяющие порядок социальных
структур, содержат регламентирующие
предписания по своему
введению, использованию и ограничению,
что они «независимы» от
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1