ния и науки Администрации
Самарской области (образовательный
округ) создается постановлением
Самарской
области по согласованию
с главами местного
самоуправления муниципалитетов,
входящих в состав округа.
Так же согласовывается
кандидатура
Губернатора
руководителя
территориального управления
и место расположения управления
(населенный пункт);
· территориальное управление
департамента наделяется
правами юридического лица.
В настоящее время в области
сформировано 11 территориальных
управлений департамента
образования и науки
Администрации
области:
Юго-Западное, Юго-Восточное,
Кинельское, Отрадненское,
Северо-Восточное,
Северо-Западное, Центральное,
Северное, Западное,
Южное и Поволжское, в которые
входят все муниципальные
образования области, за
исключением Самары и Тольятти.
Переход
к новой системе
управления образованием сопровождается
оптимизацией
инфраструктуры системы образования.
Созданы:
· Центр мониторинга в образовании;
·
Центр профессионального
образования (ИПК);
· Центр
сертификации
профессиональных квалификаций
(+филиалы);
· Центры планирования
профессиональной карьеры;
· Ресурсные центры территориальных
управлений департамента,
призванные осуществлять
методическое, программное,
технологическое сопровождение
образовательного
процесса в учреждениях, расположенных
на территории
округа;
· Межвузовская
биржа
труда;
· Отраслевые Советы социальных
партнеров (УПО и
ассоциации, гильдии работодателей);
·
Советы по кадровой политике
при Вице-губернаторе
и в муниципалитетах.
36
ГУ ¹4’09
дела Думы города Нягани.
2
1 К. ю. н., начальник юридического отМельник
В. В. Из опыта аккредитации
школ в США // Педагогика. – 1995.
¹2. – С. 118.
1Вопрос о роли федеральных
властей в области образования не
получил конституционное обоснование
в стране, в связи с чем все штаты
несут самостоятельную ответственность
за развитие образования
на их территории2
лением критериев и проверкой содержания
и качества
. Поэтому установучебновоспитательного
процесса в учебных
заведениях (т. е. их аккредитацией)
занимаются специальные отделы
при Департаменте образования каждого
штата в отдельности. Федеральное
же правительство обеспечивает
равные возможности получения
образования всеми детьми
школьного возраста, оказывает школам
финансовую (в размере до 10
процентов общих расходов на образование)
и техническую помощь.
К примеру, непосредственный
контроль за работой школ в Калифорнии
возложен на Департамент
образования штата и Западную
ассоциацию школ и колледжей,
членом которой он является. Один
раз в шесть лет они проводят общую
аккредитацию средних учебных заведений,
определяющую, отвечает
ли та или иная школа установленным
требованиям и стандартам качества
обучения и воспитания. При этом
обращается внимание на эффективность
управления школой, квалификацию
педагогического персонала и
уровень преподавания каждой дисциплины,
качество знаний учащихся,
материальное и техническое обеспечение
школы и т. д. Разработанные
в штате критерии позволяют получить
всестороннюю информацию о
состоянии учебно-воспитательного
процесса в обследуемой школе3
С правовой точки зрения мест.
ные
органы гражданского управления
составляют часть органов
управления штатов, но они пользуются
большой самостоятельностью в
управлении всеми местными делами,
играя главную роль в системе
начального и среднего образования,
поскольку в принадлежащих им школах
обучается более 90 процентов
учащихся.
В соответствии с общепринятым
административно-территориальным
делением штатов в американском
граждановедении и официальной
статистике утвердилось деление местных
органов власти на пять крупных
типов (или классов): графства,
муниципалитеты (осуществляющие
местное самоуправление в
больших и малых городах), тауншипы
(осуществляющие местное
самоуправление, как правило, в
сельской местности), школьные
округа и специальные округа.
С функциональной точки зрения
органы местного управления делятся
на органы общей компетенции,
т. е. местные власти, имеющие полномочия
осуществлять множество
функций и решать вопросы местного
значения и органы специального назначения
(функциональные), создаваемые
для выполнения одной или
нескольких определенных функций.
К первым относятся графства, муниципалитеты
и тауншипы, ко вторым
– специальные и школьные округа.
Эти,
относительно автономные в
административном и финансовом
отношении органы специального назначения,
называемые специаль3
Семехина Н. А. Управление школьной
системой США на уровне штатов. В кн.:
Проблемы обучения и воспитания в зарубежных
странах. – М., 1972. – С. 12.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В США –
МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ
Е. Кананыкина1
Стр.1