Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

Возможности применения правовых моделей управления городскими агломерациями в российских условиях (66,00 руб.)

0   0
Первый авторМаксимов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID174391
Аннотация«Адекватность системе расселения – ключевой фактор эффективности местного самоуправления. Это формирует отдельные акценты в рассмотрении муниципальной проблематики в городах и в сельской местности, в городских агломерациях.» А.Максимов
Максимов, А. Возможности применения правовых моделей управления городскими агломерациями в российских условиях : статья / А. Максимов .— Городское управление №12 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2008 .— 8 с. — С.61-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/174391 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ <...> Максимов1 Проблема правового статуса городских агломераций является достаточно новой в современной российской науке и практике. <...> 1 Фокус муниципальной реформы 20032008 гг. был сосредоточен преимущественно в административно-правовой сфере приближение власти к населению, разграничение полномочий, ликвидация нефинансируемых мандатов. <...> Демографические (а равно и являющиеся их следствием социально-экономические) процессы носили для форматируемых в 20002003 гг. преобразований системы публичной власти скорее фоновый характер. <...> Однако сегодня становится все более очевидным, что именно адекватность складывающейся системе расселения становится ключевым фактором эффективности местного самоуправления. <...> Такое положение дел формирует отдельные акценты в рассмотрении муниципальной проблематики в городах и в сельской местности, а также в городских агломерациях, которые представляют собой их своеобразный «синтез». <...> 1 Андрей Максимов, руководитель проекта анализа местного самоуправления Института современного развития. <...> Сегодня рост численности населения пригородных территорий наблюдается почти повсеместно, пусть даже с проявлением специфически российских особенностей (например, фактический переезд горожан в загородные дома и дачные поселки часто сопровождается сохранением в собственности городских квартир)4. <...> Таким образом, города постепенно 2 По данным Центральной базы статистической информации Федеральной службы государственной статистики России на 01.01.2008 г. 3 Глазычев В.Л., Стародубровская И.В. и др. <...> Возможности применения правовых моделей § сохранение, восстановление, благоустройство, развитие монастырских и храмовых комплексов в различных градостроительных условиях (разрабатывается с 1990-х гг.); § методические положения сохранения и восстановления, развития усадебных комплексов и музеев-усадеб <...>
Возможности_применения_правовых_моделей_управления_городскими_агломерациями_в_российских_условиях.pdf
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ А. Максимов1 Проблема правового статуса городских агломераций является достаточно новой в современной российской науке и практике. 1 Фокус муниципальной реформы 2003–2008 ãã. был сосредоточен преимущественно в административно-правовой сфере – приближение власти к населению, разграничение полномочий, ликвидация нефинансируемых мандатов. Демографические (а равно и являющиеся их следствием социально-экономические) процессы носили для форматируемых в 2000–2003 ãã. преобразований системы публичной власти скорее фоновый характер. Именно поэтому реформа была обращена преимущественно на сельские территории, затронув урбанизированные зоны в гораздо меньшей степени. Необходимость стимулирования развития городов как центров опережающего развития, равно как и усиленной государственной поддержки отстающих территорий, в качестве приоритетов проведенных образований не значились. Однако сегодня становится все более очевидным, что именно адекватность складывающейся системе расселения становится ключевым фактором эффективности местного самоуправления. Такое положение дел формирует отдельные акценты в рассмотрении муниципальной проблематики в городах и в сельской местности, а также в городских агломерациях, которые представляют собой их своеобразный «синтез». 1 Андрей Максимов, руководитель проекта анализа местного самоуправления Института современного развития. Приоритеты «городского» и «сельского» направления в муниципальной политике Нынешний уровень урбанизации в России (доля городского населения в общем числе жителей страны) составляет 73,08%2 , что значительно выше аналогичного показателя в странах с рыночной экономикой и сравнимым уровнем дохода3 . Это позволяет говорить о преимущественно городском составе населения страны, а равно – и о преимущественно городском характере самоуправления, в котором вправе участвовать преобладающая часть граждан. Можно утверждать, что российские города в постсоветский период вступили в период второй классической стадии своего роста – субурбанизации. Сегодня рост численности населения пригородных территорий наблюдается почти повсеместно, пусть даже с проявлением специфически российских особенностей (например, фактический переезд горожан в загородные дома и дачные поселки часто сопровождается сохранением в собственности городских квартир)4 . За субурбанизацией, вероятно, последуют дезурбанизация и реурбанизация – очередные стадии расползания городов, выделяемые в современной урбанистике. Таким образом, города постепенно 2 По данным Центральной базы статистической информации Федеральной службы государственной статистики России на 01.01.2008 ã. 3 Глазычев В.Л., Стародубровская И.В. и др. Челябинская агломерация: потенциал ðàçâèòèÿ. Челябинск, 2008. Ñ. 27. 4 Смирнягин Л. Трудное будущее российских городов // Pro et contra, 2007, ¹ 1. Ñ. 59 А. Максимов. Возможности применения правовых моделей … § сохранение, восстановление, благоустройство, развитие монастырских и храмовых комплексов в различных градостроительных условиях (разрабатывается с 1990-õ ãã.); § методические положения сохранения и восстановления, развития усадебных комплексов и музеев-усадеб: Останкино, Архангельское, Ильинское, Петрово-Дальнее, Остафьево, Валуево и др. Проблемы историко-культурного наследия и градостроительства сейчас, в новых условиях, стали еще более острыми и сложными. Сегодня Градостроительный кодекс и закон об архитектурной деятельности не обеспечивают проведения социально- и общественно ориентированной градостроительной политики, в том числе и в исторических городах. Отсутствует необходимое правовое поле для целенаправленного и эффективного взаимодействия субъектов средоформирования, причем субъектов, разбирающихся в данной проблеме, общественно ответственных. Разработки местных регулятивных и правовых нормативно-инструктивных материалов (градостроительные уставы, правила землепользования и застройки, гарантии прав жителей по участию в градостроительной деятельности и т. п.) недостаточно без общих основных обязательных положений, методик, параметров, конкретизируемых для каждого типа городов и поселений, территорий. При этом очень часто в местных правилах охраны историкокультурного наследия и градостроительном регламенте, а также в решениях администрации нарушаются основные положения федерального закона 2002 г. об объектах культурного наследия, как нарушались и законы 1976–1978 ãã. Нарушаются границы и режимы территорий объектов культурного наследия и зон их охраны, что объясняют их якобы «устарелостью», нечеткостью и ò. ä., и ò. ï. Это относится в той или иной мере ко всем историческим городам и поселениям без исключения. Необходимо отметить, что градостроительство в историГУ ¹12’08 61 возможности
Стр.1