И если этот срок
вызывает определенные вопросы, сомнения в части
формирования «с нуля» органов местного самоуправления
сельских поселений, муниципальных районов, то для городских округов, сформированных в своем большинстве
уже давно и имеющих доста1 Консультант Череповецкой
городской Думы, директор организационно-методического Центра. <...> 24
ГУ №605
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ГОРОДОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
1870 И 1892 ГОДОВ1
Храмцов А. <...> В локальных актах
местных дум и управ Тобольской
губернии нашли отражение аспекты
реализации данных реформ. <...> При изучении
истории городского самоуправления обязательным условием научного подхода является совокупное
исследование правовых документов. <...> 3) его утверждение;
1 Работа выполнена по материалам
самоуправлений Тобольской губернии
при
финансовой
поддержке
гранта
ТюмГУ 2005 г. <...> МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Основными методами изучения
законодательства являются: <...> Так,
наиболее часто в официальных документах городских органов дореволюционного периода встречаются
такие понятия как «градская дума»,
«городской голова», «гласный», «заступающий место», «подати, недоимки, тягости», «народное здравие», «общественное призрение»,
«подданные», которые сегодня не
употребляются; <...> Согласно материалам источников органы самоуправления были
образованы в девяти городах Тобольской губернии. <...> Так, жители Тобольска, Тюмени и Тары избрали
новую городскую власть в 1872 г.,
Ишима в 1873 г., Кургана и Тюкалинска в 1875 г., Ялуторовска,
Туринска и Березова в 1876 г.
Лишь в Сургуте в связи с малочисленностью населения общественное управление было учреждено в
1894 г. в упрощенном виде (по реформе 1892 г.), т. е. каждые 4 года
избирались
уполномоченные
на
обязанности гласных, а также городской староста6. <...> 1. избирательная
система
налоговый
ценз
и
трехразрядная
куриальная система (три
собрания
избирателей), выбиравших по
1/3 депутатов (ст. <...> 24)
имущественный ценз и одно собрание избирателей,
делимое при необходимости на участки с <...>
Сравнительный_анализ_городовых_положений_1870_и_1892_годов.pdf
ОПРОС
редакции Федерального
закона «Об общих
Не пора ли уже
готовить новую
редакцию новой
принципах организации
МСУ в ÐÔ»?
Варианты ответа:
1 äà, пора
2 íåò, еще пока
3 может быть, лучше просто
отменить âàðèàíò-2003?
4 ребята, жизнь у нас течет
не по законам, так что успокойтесь
Результаты:
1
2
3
4
18%
21%
21%
39%
Опрос
проведен в марте
2005 ã. на Web-ñòðàíèöå
журнала
«Муниципальное право»
http://rels.obninsk.com
АКТ
В «защиту» устава
городского округа
¹131-ÔÇ от 06.10.2003
«Об общих принципах организации
местного самоуправления
в РФ» определено его
вступление в силу с 1 января
2006 ãîäà. И если этот срок
вызывает определенные вопросы,
сомнения в части
формирования «с нуля» органов
местного самоуправления
сельских поселений, муниципальных
районов, то для городских
округов, сформированных
в своем большинстве
уже давно и имеющих достами
Федерального
закона
городской Думы, директор организационно-методического
Центра.
1 Консультант Череповецкой
24
ГУ ¹6’05
муниципальной практики)
Переходными положения(Реплика
к моменту
Обращаясь к истории органов
местного самоуправления, следует
сказать, что основными нормативными
актами, регулировавшими их
деятельность в 1870–1917 ãã. являлись
Городовые положения, утвержденные
императором.1
Анализ законов 1870 и 1892 ãã.
как исторических источников позволяет
сравнить их основные нормы,
регламентировавшие порядок
проведения выборов в городские
структуры власти, их структуру и
состав, сферу компетенции и систему
взаимоотношений с губернской
администрацией и правительством
страны. В локальных актах
местных дум и управ Тобольской
губернии нашли отражение аспекты
реализации данных реформ.
Материалы законодательных актов
обычно изучаются в двух аспектах:
как основной источник и как
источник для извлечения отдельных
фактов и сведений. При изучении
истории городского самоуправления
обязательным условием научного
подхода является совокупное
исследование правовых документов.
В структуре источника каждый
нормативный акт (циркуляр, постановление,
распоряжение) имел
свое особое назначение, но вместе
с тем, все они находились во взаимосвязи,
взаимозависимости
и
подчиненности.
При анализе законодательства
принято выделять 4 основные стадии:
1)
законодательная инициатива;
2) разработка и обсуждение
законопроекта;
3) его утверждение;
1 Работа выполнена по материалам
самоуправлений Тобольской губернии
при финансовой поддержке гранта
ТюмГУ 2005 ã.
2 Некоторые материалы местных комиссий
вышли в виде отдельных трудов, к
примеру, Муллов П. Историческое обозрение
правительственных мер по устройству
городского общественного управления.
ÑÏá., 1864. 197 ñ.; Экономическое
состояние городских поселений Европейской
России в 1861–1862 ãã. ÑÏá., 1863.
896 с.; Городские поселения в Европейской
Ðîññèè. ÑÏá., 1860. ò. 1. 446 ñ.; 1861.
ò. 2. 587 ñ.; 1863. ò. 3. 684 ñ.
3 ÏÑÇ. Ñîáð. II. Ò. XLV. ÑÏá., 1874.
Cò. 48498. Ñ. 821–839.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
4) опубликование. Кратко рассмотрим
эти этапы на примере закона
1870 ã.
Как известно, в Российской империи
право законодательной инициативы
принадлежало исключительно
императору. По его поручению
в начале 1862 г. МВД, систематизировав
собранные отзывы
местных комиссий о необходимости
преобразования городского управления2,
вышло с законопроектом в
Государственный совет.
Первый вариант проекта реформы
был подготовлен в 1864 ã. В его
основе лежали принципы всесословности
представительства, имущественного
ценза, разделения
законодательно распорядительной
и исполнительной властей и самоуправления
городского общества.
15–16 апреля 1870 ã. Городовое
положение рассматривалось на заседании
Госсовета. Общее собрание
совета 11 мая изменило ряд
решений соединенных департаментов,
а 16 июня император проект
«утвердить соизволил и повелел
исполнить». Обнародование законов
было возложено на Сенат, который
проводил опубликование
различными способами, в нашем
случае, положение вышло в свет в
Полном собрании законов Российской
империи3.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ГОРОДОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
1870 И 1892 ÃÎÄÎÂ1
Храмцов А.
Â.
Вин
о
г
р
а
д
ов
1
Стр.1