СИСТЕМНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО И
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЙ*
А. КАШИН
*Актуальность темы исследования.
Реализация положений
реформы местного самоуправления
с учетом положений и требований
Федерального
закона
№131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
сказалась на возможностях ускоренной
модернизации инфраструктурных
объектов в ближайшие
годы за счет средств местного
бюджета. Устойчивое ускорение
темпов экономического развития
предъявляет новые требования
к современному инфраструктурному
обеспечению предпринимательской
деятельности.
Предпринимательские структуры
заинтересованы в скорейшей модернизации
инфраструктуры, что
практически невозможно без налаживания
долгосрочного и устойчивого
взаимодействия с государственными
и муниципальными
органами власти.
Для России характерна большая
доля малых городов в общем
числе муниципальных образований
и их зависимость от одного
или нескольких хозяйственных
образований, расположенных на
* Публикация подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Кашина Артема
Васильевича на соискание ученой
степени кандидата экономических
наук по специальности 08.00.05 –
Экономика и управление народным
хозяйством (предпринимательство).
Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Сибирская
академия государственной
службы» на кафедре Государственного
регулирования экономики. Научный
руководитель: доктор экономических
наук, профессор Вайнштейн
Станислав Юрьевич. Новосибирск,
2008 – www.sapanet.ru/Science
\Ref\Kashin_avt_ref1.doc
28
ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №3
их территории. По данным исследования
Всемирного банка «Монопрофильные
города и градообразующие
предприятия», проведенного
в 2000 г., более 1/3 малых
городов, по сути, являются
моногородами с единственным
градообразующим предприятием,
расположенным на их территории.
Взаимозависимость таких
муниципальных образований и
градообразующих предприятий
(которые, как правило, занимают
доминирующее положение на
рынке) предопределила актуальность
исследования вопросов организации
их взаимодействия.
В современной высоко конкурентной
среде градообразующему
предприятию и муниципальному
образованию целесообразно
перейти от фрагментарных и
разовых договоренностей к постоянно
действующим, взаимовыгодным
отношениям, направленным
на адекватное понимание
значимости задач совместного
развития, на взаимный поиск
компромиссов и превентивное
согласование интересов при реализации
инвестиционных и социально-значимых
решений.
Иными словами, речь идет о
переходе к новой концепции организации
отношений между хозяйственными
образованиями и
органами власти управления (далее
ОВиУ) на системной основе,
когда они становятся, по-сути,
долговременными партнерами,
но при этом не изменяют своих
институциональных основ. В работе
такая концепция названа
Концепцией преобразования отношений
на системной основе
(далее КСВ).
Целесообразность преобразования
отношений на системной
основе в особой мере проявляется,
когда муниципальное образование
(далее МО) представлено
моногородом (далее МГ), а хозяйственное
образование (далее
ХО) – доминирующей фирмой
(далее ДФ), расположенной на
его территории. Именно эти два
образования, при выполнении
определенных условий, могут
представлять собой целостную
композицию (далее система «МГ–
ДФ»), объединяющую их разноплановые
интересы в многогранные
взаимовыгодные отношения
(инвестиционные, коммуникативные,
социальные, финансовые и
другие), адекватные задачам их
совместного сосуществования и
развития.
Состояние и степень научной
разработанности проблемы. Теоретические
аспекты развития
предпринимательских структур и
их взаимодействия с органами
власти и управления нашли свое
отображение в ряде работ известных
западных ученых-экономистов:
Ф. Блока, М. Вебера,
Дж. Гелбрейта, Р. Кантильона,
Э. Квейда, Дж. Кейнса, М. Олсона,
А.
Смита, Дж. Стиглица,
И. Тюнена, Й. Шумпетера и других
авторов.
Вопросы государственного регулирования
и участия государства
в развитии предпринимательства
исследовались в трудах
Р. Вишны, Г. Клейнера, С. Глазьева,
Г. Горланова, В. Кушлина,
В. Малыгина, В. Мау, С. Трапезникова,
В. Тамбовцева, В. Радаева,
С. Силкина, Ф. Шамхалова,
А. Шефлера, Е. Ясина и других
авторов.
Специфика функционирования
хозяйствующих субъектов на
региональных и отраслевых рынИгроки
– муниципалы
Стр.1