ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ОПОРА РОССИИ
18 февраля 2010 года во Владимирской
области состоялась
межрегиональная конференция
на тему «Земельная политика региональных
и муниципальных
властей и ее влияние на развитие
малого и среднего бизнеса». Организаторами
мероприятия выступили
Свердловское и Владимирское
региональные отделения
ОПОРЫ РОССИИ, а также некоммерческое
партнерство
«Объединение
участников рынка
правовых услуг «Уральская Правовая
Палата».
В работе конференции приняли
участие представители Минэкономразвития
России, Федеральной
службы государственной
регистрации, кадастра и
картографии «Росреестр», депутаты
Государственной Думы,
представители органов региональной
и муниципальной власти,
члены Президиума ОПОРЫ
РОССИИ, руководители региональных
отделений организации
и предприниматели из 20 регионов
страны.
Пленарное заседание открылось
приветственным обращением
президента ОПОРЫ РОССИИ
Сергея Борисова. Также участниками
пленарной и дискуссионной
части конференции стали: Главный
федеральный инспектор по
Владимирской области Игорь
Князев; вице-президент ОПОРЫ
РОССИИ, председатель Координационного
совета по предпринимательству
Республики Татарстан
Павел Сигал; директор Департамента
недвижимости Минэкономразвития
России Андрей
Ивакин; заместитель губернатора
Владимирской области, директор
Департамента имущественных и
земельных отношений Александр
Денисов; глава города Владимир
Александр Рыбаков и др.
В своем докладе президент
ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов
отметил значимость земельной
политики как важного элемента
в системе поддержки и
развития предпринимательства.
По его словам, во многом именно
от ее качества зависит появление
новых производственных или торговых
объектов, строительство
бизнес-инкубаторов и промышленных
парков, создание в перспективе
кластеров – и как следствие,
создание новых рабочих
мест.
«Этот вопрос – вотчина муниципальной
власти. Но почемуто
в одних и тех же городах кадастровая
стоимость земельных
участков может отличаться в разы,
даже если их потенциальная
доходность и местоположение
одинаковы. Или может быть существенно
выше
рыночной
стоимости
участка», – обратил
внимание президент ОПОРЫ.
Причиной такого положения
дел, по его словам, является вопрос
о Методике оценки, которая
не учитывает «вес» различных
факторов, влияющих на кадастровую
стоимость земель, и
не учитывает индивидуальные
особенности земельных участков.
Одним из следствий ситуации
стало недавнее увеличение
в разы земельного налога, который
рассчитывается по ставке
от кадастровой стоимости. В качестве
примера
президент
ОПОРЫ
привел г. Суздаль Владимирской
области, где в 2008
году земельный участок площадью
536 кв. м имел кадастровую
стоимость около 2 млн. руб., земельный
налог – 5915 рублей, а
в 2009 его кадастровая стоимость,
после утверждения кадастровой
оценки, выросла до 503
млн. рублей. «Размер земельного
налога вырос до 1 млн. руб. –
рост более чем в 200 раз!», –
отметил С. Борисов, подчеркнув,
что тем самым создаются
условия для дискриминации малого
и среднего бизнеса и для
несправедливой конкуренции в
целом.
Помимо размера земельного
налога, от кадастровой стоимости
земельного участка также зависит
ставка аренды земли и
иных сделок с земельными участками,
так как, по словам докладчика,
«очень часто размер аренды
земли в разы превышает размер
земельного налога».
Свой вклад в сложную ситуацию
внесли и разногласия в законодательстве.
Так, Постановлением
Правительства №582 установлены
основные принципы определения
арендной платы госземли,
однако в 316-м постановлении
кабинета министров «Об
утверждении правил проведения
кадастровой оценки земель» и в
Методических указаниях по кадастровой
оценке принципы недопущения
ухудшения положения
собственников и пользователей
земель отсутствуют. «В результате
этого сейчас более чем в половине
регионов России стремительно
развивается процесс судебного
оспаривания результатов
кадастровой оценки», – констатировал
Сергей Борисов. При
этом судебное обжалование не
означает 100%-го восстановления
нарушенных прав, да и сам
факт обращения в суд для предпринимателей,
как правило, –
крайняя мера.
ОПОРА России. ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ И … 75
Стр.1