САЙТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА1
МОО «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»2
O ПРЕДИСЛОВИЕ12
1 января 2010 года вступил в
силу Федеральный закон от 9
февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее –
«8-ФЗ»). <...> Как следует из названия закона, он регулирует порядок обеспечения доступа граждан – как в
качестве частных лиц, так и представителей общественных объединений и организаций – к информации, созданной государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также находящейся в распоряжении указанных органов
власти и подведомственных им
организаций. <...> Одним из способов обеспечения доступа граждан к этой информации закон называет ее
размещение в информационно1
Полное наименование обзора:
"Сайты органов государственной
власти в свете требований ФЗ «Об
обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»". <...> Сообщение для СМИ от 12 января 2010 г.
www.ifap.ru/pr/2010/100112a.htm
2
Адрес: Россия, 121096, Москва,
а/я 44 E-mail: contact@ifap.ru
Сайт: www.ifap.ru
16
ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №1
телекоммуникационной сети Интернет, а основным средством
публикации информации в ней –
официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления. <...> МОО «Информация для всех»
провела анализ сайтов, именующихся официальными сайтами
органов федеральной власти, на
предмет их соответствия требованиям 8-ФЗ. <...> Результаты этого
анализа показывают, что почти
треть органов федеральной власти не соблюдают базовое требование, установленное законом к
официальным сайтам государственных органов. <...> Как будет показано ниже, 30%
органов федеральной власти
просто не имеют официального
сайта, во всяком случае, с точки
зрения положений 8-ФЗ. <...> Следовательно, эти органы власти нарушают многочисленные требования указанного закона в отношении опубликования <...>
Сайты_органов_государственной_власти_в_свете_требований_федерального_закона.pdf
САЙТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА1
МОО «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»2
O ПРЕДИСЛОВИЕ12
1 января 2010 года вступил в
силу Федеральный закон от 9
февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об
обеспечении доступа к информации
о деятельности государственных
органов и органов местного
самоуправления» (далее –
«8-ФЗ»).
Как следует из названия закона,
он регулирует порядок обеспечения
доступа граждан – как в
качестве частных лиц, так и представителей
общественных объединений
и организаций – к информации,
созданной государственными
органами, органами местного
самоуправления и подведомственными
им организациями,
а также находящейся в распоряжении
указанных органов
власти и подведомственных им
организаций.
Вкратце, суть закона можно
сформулировать следующим образом:
вся вышеперечисленная
информация должна быть доступна
гражданам, если только она
не содержит сведений, составляющих
государственную или
служебную тайну.
Одним из способов обеспечения
доступа граждан к этой информации
закон называет ее
размещение в информационно1
Полное наименование обзора:
"Сайты органов государственной
власти в свете требований ФЗ «Об
обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления»".
Сообщение для СМИ от 12 января
2010 г.
www.ifap.ru/pr/2010/100112a.htm
2 Адрес: Россия, 121096, Москва,
а/я 44 E-mail: contact@ifap.ru
Сайт: www.ifap.ru
16
ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №1
телекоммуникационной сети Интернет,
а основным средством
публикации информации в ней –
официальные сайты государственных
органов и органов местного
самоуправления.
МОО «Информация для всех»
провела анализ сайтов, именующихся
официальными сайтами
органов федеральной власти, на
предмет их соответствия требованиям
8-ФЗ. Результаты этого
анализа показывают, что почти
треть органов федеральной власти
не соблюдают базовое требование,
установленное законом к
официальным сайтам государственных
органов.
Как будет показано ниже, 30%
органов федеральной власти
просто не имеют официального
сайта, во всяком случае, с точки
зрения положений 8-ФЗ. Следовательно,
эти органы власти нарушают
многочисленные требования
указанного закона в отношении
опубликования производимой
ими информации и информации,
находящейся в их
распоряжении, в сети Интернет.
Автор благодарит Председателя
Совета Института развития
свободы информации Ивана
Павлова и его коллег, а также
Председателя Правления МОО
«Информация для всех» Алексея
Демидова и Координатора Программы
«Право и общество в
цифровую эпоху» МОО «Информация
для всех» Алексея Туликова
за помощь в подготовке настоящего
доклада.
O ЧТО СЧИТАТЬ ОФИЦИАЛЬНЫМ
САЙТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОРГАНА?
Согласно пункту 5 статьи 1 8ФЗ
«официальный сайт государственного
органа или органа местного
самоуправления (далее –
официальный сайт) – сайт в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет (далее –
сеть Интернет), содержащий информацию
о деятельности государственного
органа или органа
местного самоуправления, электронный
адрес которого включает
доменное имя, права на которое
принадлежат государственному
органу или органу местного самоуправления».
Несмотря
на то, что в данной
норме законодатель оперирует
терминологией, отличной от принятой
в профессиональной среде
и существующих нормативноправовых
документах, регулирующих
соответствующие правоотношения,
очевидно, что имелось
в виду следующее: администратором
доменного имени, которому
сопоставлен сайт государственного
органа или органа
местного самоуправления, должен
являться соответствующий
государственный орган или орган
местного самоуправления; тогда
и только тогда соответствующий
сайт будет считаться официальным
с точки зрения положений 8ФЗ.
сопоставления
При
этом закон не допускает
официальных
сайтов государственных органов
доменным именам, администратором
которых является подведомственная
или «дружественная»
организация, руководитель
органа власти в качестве физического
лица и т.д. Определенное
исключение делается только для
органов местного самоуправления,
которые не являются пред
Правила
игры
Стр.1