Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Российская политическая механика и кризис (66,00 руб.)

0   0
Первый авторПетров
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц13
ID173768
АннотацияСтенограмма лекции, прочитанной руководителем Центра политико-географических исследований, членом научного совета Московского центра Карнеги Николаем Петровым 21 мая 2009 года в клубе Bilingua.
Петров, Н. Российская политическая механика и кризис : статья / Н. Петров .— Лоббист №4 .— : Институт муниципального управления, 2009 .— 13 с. — С.88-100 .— URL: https://rucont.ru/efd/173768 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* Стенограмма лекции, прочитанной известным политологом, руководителем Центра политико-географических исследований, членом научного совета Московского центра Карнеги Николаем Петровым 21 мая 2009 года в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». <...> Был вполне объективизированный и идеологически нейтральный подход с попыткой понять, почему так получилось и как, собственно, работает эта политическая машина. <...> Обычно, в нормальной политической системе, функцию стратегического контроля и поддержания баланса интересов выполняет власть представительная, которая проверяет все в том числе и на предмет соответствия интересам региональных групп, действующим механизмам и т. д. <...> Если раньше механизм мог не очень слаженно работать, но было много смазки, и это было не так заметно, то сейчас смазки уже нет и все начало скрипеть, одни части механизма начали наезжать на другие, ломать их. <...> И возможность согласования разных интересов при отсутствии Игровая практика необходимых институтов и механизмов отсутствует. <...> Содержательный рассказ о системе я хочу начать с представления об институтах и субститутах. <...> Все то, что происходило в течение двух путинских президентских сроков, можно определить как последовательное и целенаправленное ослабление всех институтов, помимо института президентской власти. <...> По мере того, как институты слабели и не могли больше выполнять свои функции в политической системе, им на смену приходили субституты, их функциональные аналоги. <...> Совет Федерации – это палата, где должны быть представлены интересы регионов. <...> Когда пришло понимание того, что она не выполняет целый ряд функций, которые она как нижняя палата парламента призвана выполнять в политической системе, возникла идея создать Общественную палату. <...> Замечательно, что все эти квазиинституты, возникшие некоторые много лет назад, в большинстве своем не оформлены конституционно как части политической <...>
Российская_политическая_механика_и_кризис.pdf
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА И КРИЗИС* Н. ПЕТРОВ Я расскажу в общих чертах о том проекте, который мы с коллегами ведем уже пару-тройку лет, и который называется «система сверхуправляемой демократии». Смысл названия заключается не в том, что демократией очень легко управлять, а в том, что ею пытаются управлять сверх пределов разумного и эффективного, что может приводить к крайне негативным последствиям. Идея проекта в том, чтобы посмотреть на нашу политическую систему без каких-то априорных идеологических оценок, не с точки зрения «хорошо-плохо», а с точки зрения того, насколько эффективно она работает и насколько одни части и механизмы системы работают в унисон с другими. Такой вот сугубо позитивистский и институциональный подход к нашей политической системе. * Когда мы начинали этот проект, мы пытались обозначить пределы работоспособности системы, необходимые условия ее выживания. Они связаны с тем, насколько велик и не просто велик, но постоянно возрастает поток финансовых средств, который позволяет компенсировать растущую неэффективность системы. В этом смысле, нынешний кризис является замечательным тестом на выживаемость для любой политической системы – и * Стенограмма лекции, прочитанной известным политологом, руководителем Центра политико-географических исследований, членом научного совета Московского центра Карнеги Николаем Петровым 21 мая 2009 года в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». http://www.polit.ru/lectures/2009/06/25/ crisis.html 88 ЛОББИСТ ¨ 2009 ¨ №4 для нашей тоже, он ставит ее перед очень сложными вызовами. С самого начала я хотел бы сказать, что не было презумпции чьей-то неправильной позиции или злой воли. Был вполне объективизированный и идеологически нейтральный подход с попыткой понять, почему так получилось и как, собственно, работает эта политическая машина. Возьмем для начала простой сюжет с разделением властей, которое у нас в целом отсутствует. Поначалу могло казаться, что это очень эффективно. И в краткосрочной перспективе действительно очень эффективно, когда исполнительная власть может делать все, что захочет, не обременяя себя необходимостью чтото доказывать и получать поддержку своим решениям со стороны власти представительной. С другой стороны, понятно, что у нее есть целый ряд родовых ограничений и не только у нас, но и в любом другом обществе. Она по определению близорука, смотрит на более короткую перспективу, чем, скажем, власть представительная. И у нее есть тенденция к недостаточной системности. Предлагая решение отдельной проблемы, она не обязательно имеет в виду, как это решение может сказаться на всех остальных частях системы. Обычно, в нормальной политической системе, функцию стратегического контроля и поддержания баланса интересов выполняет власть представительная, которая проверяет все в том числе и на предмет соответствия интересам региональных групп, действующим механизмам и т. д. В нашем конкретном случае к этим двум очевидным и присущим любой   исполнительной власти особенностям добавились еще две наши собственные: отсутствие какихлибо норм, рамок и противовесов, которые могли бы сдерживать исполнительную власть в ее действиях, и мировая экономическая конъюнктура, которая создавала иллюзию того, что предпринимаемые действия эффективны, потому что экономика растет, все прекрасно и страна «встает с колен». Грубо говоря, машина катилась под горку по очень широкой дороге, и куда бы ее резко ни направлял водитель, никаких проблем не возникало. Сейчас из-за кризиса ситуация принципиально иная. Кризис, помимо того, что создает более сложные условия и испытания для системы, коренным образом меняет ситуацию, в которой она работает. Если раньше механизм мог не очень слаженно работать, но было много смазки, и это было не так заметно, то сейчас смазки уже нет и все начало скрипеть, одни части механизма начали наезжать на другие, ломать их. Кроме того, изменилось действие фактора времени, что тоже очень принципиально для нашей системы. Время идет намного быстрее, чем раньше. И те эрзац-механизмы согласования решений, которые существовали до кризиса, когда решение могло надолго откладываться, и постепенно разные группы влияния оказывали свое воздействие, подталкивая каждая в свою сторону, что отчасти заменяло механизм согласования интересов разных групп, больше не работают. Сейчас правительство вынуждено принимать решения очень быстро. И возможность согласования разных интересов при отсутствии Игровая практика
Стр.1