МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. КАНАНЫКИНА1
Согласно
,
ни один штат не может участвовать
в международных договорах.
Тем не менее, субъекты федерации
заключают соглашения или
договорные акты (compact) с иностранным
государством с согласия
Конгресса (ст.110 Конституции
США). При1 этом отличие такого
рода актов от договоров – не
выявлено. В комментарии к кодификации
права внешних сношений
США, осуществленной
Американским институтом права,
говорится, что в таких случаях
решение будет носить политический
характер.2
Правовой статус такого рода
соглашений также не ясен. В
принципе, с разрешения центральной
власти даже административно-территориальное
подразделение
унитарного государства
может заключить международное
соглашение. Но, в таком
случае, оно выступит как представитель
государства в целом.
Верховный суд США неоднократно
подтверждал, что только
федеральные власти осуществляют
внешние сношения. Еще в
1793 г. судья Джей по делу
заявил: «...С учетом
качества государства и его
1 Кананыкина Е.С., к.ю.н., начальник
юридического отдела Думы города
Нягани.
2 Restatement. § 302, f.: «Вообще соглашения
по местным трансграничным
вопросам, таким как ограничение
источников загрязнения, сточных
вод, координация полицейских служб
и распределение источников энергии,
не считаются нуждающимися в согласии
Конгресса. Такие соглашения не
будут международными договорами...».
возможностей
Соединенные
Штаты
несут ответственность перед
иностранными государствами
за поведение каждого штата в
соответствии с законами наций и
за выполнение международных
договоров...»3. Соответствующие
решения принимались Верховным
судом и в дальнейшем. Однако
имеющиеся данные свидетельствуют,
что на США приходится
чуть более 1/3 международных
соглашений по образованию.
В
начале 1960 г. журнал «Хайер
эдъюкейшн» (Высшее образование)
писал: «Мы имеем сейчас
целый ряд признаков, говорящих
о том, что образование начинает
все больше использоваться в качестве
одного из главных инструментов
международной политики».4
стал
следующим
шагом по пути объединения
деятельности всех занимающихся
обменом в области образования,
науки и культуры ведомств, организаций,
учреждений и обществ,
превращения его в орудие осуществления
внешней
политики.5
Современные государственные
программы международного
образования США включают все
виды обмена с другими странами
в области образования, науки,
культуры (людьми, идеями, культурными,
научными, учебными
материалами и т.д.).
3 Цит. по: McClure W. World Legal Order.
N. Carolina, 1960. P.38.
4 Higher Education. 1960. №3. P.13.
5 Экгольм И.К. Там же. С.129.
6 Экгольм И.К. Международное образование
– средство идеологической
экспансии американского империализма
// Советская педагогика. 1968.
№7. С.128-130.
Е. Кананыкина. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
79
В качестве практических мероприятий,
призванных служить
осуществлению этих задач,
экспансионистской
предусматривала:
Их основные положения были
сформулированы в речи Президента
Л. Джонсона в сентябре
1965 г. и в послании Конгрессу от
02.02.1966 г., где говорилось о
необходимости осуществления
Соединенными Штатами следующих,
служащих одной цели
задач:
возя тв
иед
с
1 о
нр
Ко
н
с
т
и
т
у
ц
ии С
ША
) ж
м образ
н
с ева с с
у с ощ
илт
о
н
е й США и
ю
пот
и
политич) ра и с р
м
с е р ре и по кул
е д
а с и н аваь
о
н твл а
и
я е
с
с 2 м ят ее чов
дым ) об н
ого н
кого
е
та д е и
н и,
н
е п нс к
с 4тра )
о
н 3 пр н
образова
м
З
р
а
к ион «О м 6 г.
аан
ов
и» 196
еж
з
д
у
н
а
р
о
д
н
ом обуо
ко
г
е
кура;
ализи
в я еи мн а
м
ен о ел с ннс
к н
ц ь твеп
ач ша
иалзован
ь
ы
х
е
в
рик
е
ю об я
л
п ш е м и и
и, п я н н ь
л е е
; «п
н
пути ко
с
о
тов» в ц
е
р
пут
о ия и кул н р у и
г
и ю бол в ы д
ттурее актив-ги
м м
ени, уча с ее
туы
;
облау
с
х
р
т
ятур
ее м
из
и
д
арь капит
д
тия.
6
мм ирли
ов м а
у
ь
к лях пва е
р
н а к ву и побе
ы
с
тич
с
и ажю жд
тупл
н нияен а
ю н
ов и
де
ыя
х
н
с ког
е
о развиг
ж 1 а
р онсо дти ыем и
у овки эл е
с е
амм
Д
жтаго ) вовлд
ж
д н образова
ро
н
н
л
ед
а на улир еня;
) с н
П
ре
з
иден н д
м х и тасс р
та
у
н 2 мн
и ме ж
воз же
Л
Пр а
инд
оо
н
ва
ен
о л ого и с
и ова
е н ь р
ео боли
о й и у
н
в
е
ч арош се т
и
н
ы
е н новий пды
х
мор
ее
н
е в о п ла кол-м
с рущ огра е
ни д го чх и в пут
с
е
е
то
с
т
влмм
еC
hi
sh
ol
m
v
.
G
e
o
r
g
ia
Стр.1