КОМПЛЕКС МЕР БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА ДЛЯ
СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ 1
ФОНД «ИНДЕМ»
В каждой конкретной ситуации комплекс условий и обстоятельств, определяющих тот или
иной
образ
взаимодействия
предпринимателей и государственных органов, уникален. <...> Точно
так же меры, которые могут помочь минимизировать негативные
явления во взаимоотношениях
предпринимателей и государственных органов должны разрабатываться под конкретные задачи. <...> В данном случае речь идет о мерах и мероприятиях, которые могут быть инициированы непосредственно
бизнес-сообществом. <...> Весь комплекс предлагаемых
к внедрению мер целесообразно
разбить на три взаимосвязанные
группы:
1
Раздел 4 «Рекомендации» отчета
«Антикоррупционный гид для малого
и среднего бизнеса (первая попытка)» по проекту «Бизнес и коррупция:
проблемы противодействия». <...> Взаимосвязь этих трех групп
очевидна: меры второй группы
должны способствовать реализации мер первой группы, а меры
третьей группы призваны обеспечивать эффективность и устойчивость мер первых двух групп. <...> Также необходимо ввести еще
одно разделение предлагаемых
мер – разделение по времени
внедрения или срочности. <...> С этой
точки зрения среди предлагаемых мер есть первостепенные,
которые необходимо начинать
реализовывать как можно скорее
и которые могут дать результат в
ближайшем будущем. <...> Естественно, часть мер ориентирована на
более отдаленную перспективу и
требует более длительного времени для подготовки и непосредственной реализации. <...> В большинстве случаев,
чем раньше такие меры оказываются реализованными (естественно, при условии соблюдения
некоторых принципиальных моментов, о которых будет сказано
дополнительно), тем лучше для
антикоррупционной стратегии. <...> Таким образом, если мы говорим о мерах, корректирующих
собственную практику ведения
бизнеса предпринимателями, то,
очевидно, что это и есть тот самый базовый уровень антикоррупционной <...>
Комплекс_мер_бизнес-сообщества_для_снижения_коррупции_во_взаимодействии_с_государственными_органами.pdf
КОМПЛЕКС МЕР БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА ДЛЯ
СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ 1
ФОНД «ИНДЕМ»
В каждой конкретной ситуации
комплекс условий и обстоятельств,
определяющих тот или
иной образ
взаимодействия
предпринимателей и государственных
органов, уникален. Точно
так же меры, которые могут помочь
минимизировать негативные
явления во взаимоотношениях
предпринимателей и государственных
органов должны разрабатываться
под конкретные задачи.
В данном случае речь идет о мерах
и мероприятиях, которые могут
быть инициированы непосредственно
бизнес-сообществом.
Соответственно, конкретные
мероприятия должны разрабатываться
в бизнес-среде теми, кто в
дальнейшем их будет реализовывать.1
Формулирование
основополагающих
принципов и векторов
дальнейшей деятельности требует
значительно более глубокой и
сложной проработки. Приводимые
ниже рекомендации призваны
заложить основы дальнейшей
деятельности. Они определяют
наиболее перспективные направления
работы бизнес-сообщества
на пути снижения коррупции во
взаимодействии с государственными
органами.
Весь комплекс предлагаемых
к внедрению мер целесообразно
разбить на три взаимосвязанные
группы:
1 Раздел 4 «Рекомендации» отчета
«Антикоррупционный гид для малого
и среднего бизнеса (первая попытка)»
по проекту «Бизнес и коррупция:
проблемы противодействия».
1. Меры, корректирующие
собственную практику ведения
бизнеса предпринимателем.
2. Меры, определяющие стратегию
и содержание совместной
деятельности предпринимателей.
3. Меры макроуровня (политические
и управленческие), направленные
на глобальное изменение
ситуации в стране.
Взаимосвязь этих трех групп
очевидна: меры второй группы
должны способствовать реализации
мер первой группы, а меры
третьей группы призваны обеспечивать
эффективность и устойчивость
мер первых двух групп.
Также необходимо ввести еще
одно разделение предлагаемых
мер – разделение по времени
внедрения или срочности. С этой
точки зрения среди предлагаемых
мер есть первостепенные,
которые необходимо начинать
реализовывать как можно скорее
и которые могут дать результат в
ближайшем будущем. Естественно,
часть мер ориентирована на
более отдаленную перспективу и
требует более длительного времени
для подготовки и непосредственной
реализации.
Таким образом, можно выделить
несколько уровней мероприятий:
1)
краткосрочные;
2) среднесрочные;
3) долгосрочные.
Две представленные выше
классификации в значительной
мере близки друг другу. Основным
критерием в данном случае
можно считать возможность более
или менее автономного выполнения
того или иного мероприятия.
Если у предпринимателей
есть возможность сделать
74
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №5
что-то самим, то это можно считать
мерой краткосрочного периода.
В большинстве случаев,
чем раньше такие меры оказываются
реализованными (естественно,
при условии соблюдения
некоторых принципиальных моментов,
о которых будет сказано
дополнительно), тем лучше для
антикоррупционной стратегии.
Таким образом, если мы говорим
о мерах, корректирующих
собственную практику ведения
бизнеса предпринимателями, то,
очевидно, что это и есть тот самый
базовый уровень антикоррупционной
стратегии, который
требует немедленного внедрения.
В
случае с мерами, определяющими
стратегию и содержание
совместной деятельности
предпринимателей уже не так
однозначно, что должно следовать
за чем. Поэтому в той части
предложений, которые будут относиться
к этой категории, будет
дополнительно обозначена временная
характеристика предлагаемых
мер.
Учитывая специфику задач,
поставленных перед разработчиками
стратегии, третья категория
мер – меры политического уровня
– вынужденно приобретает
второстепенный характер. Естественно,
обеспечение представительства
интересов малого и
среднего бизнеса на муниципальном,
региональном или федеральном
уровнях имеет первостепенное
значение для цивилизованного
развития как самого
бизнеса, так и общества в целом.
Однако другие задачи из этой
группы, такие как изменение глобальных
правил игры (в основном
Методы игры
(www
f
ond@
i
.i
ndem
.
ndem
.
r u
u )
r
; w
ww
.
ant
i
-
c
o
r
r
.
r
u
;
Стр.1