НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ
В 1997 г. Джоди Уильямс получила Нобелевскую премию Мира за свой вклад в кампанию за
запрещение противопехотных мин. <...> Ей1 удалось привлечь к участию в
кампании более 1000 экологических, женских, детских, религиозных, медицинских и других организаций из 55 стран мира. <...> Данный факт
отлично иллюстрирует появление
нового инструмента политического влияния – коммуникации через
компьютерные сети. <...> Эту цифру можно умножить в несколько раз, если учесть также и пользователей
других, в том числе off-line сетей. <...> Таким образом, 5–10% населения
страны уже имеют отношение к
сетевой коммуникации, а динамика роста сетевой аудитории
позволяет говорить об увеличении этого количества в несколько
раз в ближайшие несколько лет. <...> Причем очевидно, что сетевую
аудиторию составляют наиболее
образованные, активные и перспективные граждане. <...> Несмотря
на относительную новизну для
российского политического лексикона термина «лоббизм», данное явление существовало и в
советской политической системе. <...> Среди них – широкое использование личных связей и незаконных методов, отсутствие реальной конкуренции интересов, абсолютная непрозрачность механизма лоббирования. <...> В качестве
негативных черт новой системы
можно также выделить почти
полное отсутствие гражданского
лоббизма, традиционное игнорирование властью общественного
мнения. <...> Экспорт
советской политической модели в
страны социалистического лагеря
позволяет предположить, что и на
данном этапе у нас есть с другими восточноевропейскими странами общие проблемы, в том
числе с эффективностью механизма лоббирования. <...> Компьютерные сети как глобальный доступный информационный ресурс
могут и должны быть использованы для раскрытия «тайн» механизма лоббирования и для активного давления на властные структуры. <...> Компьютерные
коммуникации таким образом могут стимулировать развитие институтов гражданского общества,
оказать помощь в формировании <...>
Особенности_лоббирования_посредством_компьютерных_сетей.pdf
ОСОБЕННОСТИ ЛОББИРОВАНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ 1
С. БЕЛОБОРОДОВ
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ
В 1997 г. Джоди Уильямс получила
Нобелевскую премию Мира
за свой вклад в кампанию за
запрещение противопехотных мин.
Ей1 удалось привлечь к участию в
кампании более 1000 экологических,
женских, детских, религиозных,
медицинских и других организаций
из 55 стран мира. Когда
ее спросили, как ей удалось объединить
такое количество столь различных
организаций, она ответила:
«С помощью e-mail». Данный факт
отлично иллюстрирует появление
нового инструмента политического
влияния – коммуникации через
компьютерные сети. По данным
службы «Infoart», в России насчитывается
от 1 до 2 млн. пользователей
Интернет. Эту цифру можно
умножить в несколько раз, если
учесть также и пользователей
других, в том числе off-line сетей.
Таким образом, 5–10% населения
страны уже имеют отношение к
сетевой коммуникации, а динамика
роста сетевой аудитории
позволяет говорить об увеличении
этого количества в несколько
раз в ближайшие несколько лет.
Причем очевидно, что сетевую
аудиторию составляют наиболее
образованные, активные и перспективные
граждане. Несмотря
на относительную новизну для
российского политического лексикона
термина «лоббизм», данное
явление существовало и в
советской политической системе.
1
:
http://edu.novgorod.ru/data/educat/inde
x.php?lib=1&cid=826. 20.11.2003.
В это время сформировались
традиции лоббирования, которые
были восприняты новой российской
политической системой.
Среди них – широкое использование
личных связей и незаконных
методов, отсутствие реальной
конкуренции интересов, абсолютная
непрозрачность механизма
лоббирования. В качестве
негативных черт новой системы
можно также выделить почти
полное отсутствие гражданского
лоббизма, традиционное игнорирование
властью общественного
мнения. В условиях бездействия
обратной связи власти и населения
страны немыслимо говорить о
гражданском обществе. Экспорт
советской политической модели в
страны социалистического лагеря
позволяет предположить, что и на
данном этапе у нас есть с другими
восточноевропейскими странами
общие проблемы, в том
числе с эффективностью механизма
лоббирования. Компьютерные
сети как глобальный доступный
информационный ресурс
могут и должны быть использованы
для раскрытия «тайн» механизма
лоббирования и для активного
давления на властные структуры.
С их помощью можно оперативно
объединить усилия для
решения какого-либо вопроса
единомышленникам из разных
городов и стран, артикулировать
интересы широких слоев общества,
консультироваться с компетентными
людьми. Компьютерные
коммуникации таким образом могут
стимулировать развитие институтов
гражданского общества,
оказать помощь в формировании
гражданского
самосознания.
Именно на поиск доступной эффективной
методики влияния на
принятие политических решений
направлено данное исследование.
БУДУЩЕЕ
ЛОББИРОВАНИЯ –
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ЭКСПАНСИЯ
(несколько слов
об особенностях терминологии
и библиографии)
Кто владеет информацией –
владеет миром
(лозунг информационного
общества)
В силу специфики работы есть
необходимость внести некоторые
изменения в содержание термина
«лоббизм» для его адекватного
употребления. В литературе под
лоббизмом чаще всего подразумевается
«высококвалифицированная
деятельность, имеющая
политический смысл и правовое
обоснование и являющаяся интегральным
элементом демократической
политической системы.
Институт лоббизма призван реализовать
интересы различных
групп (союзов, объединений)
граждан путем организованного
воздействия на законодательную
и административную деятельность
государственных органов».
Исходя из такого определения,
лоббистами могут являться в абсолютном
большинстве случаев
профессионалы такого рода деятельности:
юристы, бывшие чиновники,
журналисты и т.д.,
имеющие связи и опыт работы в
сфере принятия политических
решений. И успех лоббистской
С. Белобородов. ОСОБЕННОСТИ ЛОББИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ 67
Ис
точ
н
ик
Стр.1