НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА В 1993–2003 гг. <...> 1
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ
Счетная палата, анализируя
результаты проведенных контрольных мероприятий, должна
выявлять наиболее общие и типичные нарушения законности в
ходе осуществления приватизации с целью разработки рекомендаций, направленных на устранение и предупреждение выявленных недостатков и злоупотреблений. <...> 1
Среди наиболее распространенных и характерных нарушений, имевших место в деятельности органов исполнительной власти в ходе приватизации государственной собственности в 1993–
2003 гг., необходимо указать следующие:
- превышение органами исполнительной власти установленных законодательством полномочий в сфере распоряжения
государственным имуществом;
- невыполнение
органами
исполнительной власти своих непосредственных обязанностей в
сфере приватизации;
- необоснованное
занижение цены продаваемых государ1
Фрагменты подраздела 2.2. аналитической записки: Анализ процессов
приватизации государственной собственности в Российской Федерации
за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской
Федерации С.В. <...> Полный текст доступен по адресу:
www.ach.gov.ru/activity/analytic.php
30
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №2
ственных активов, притворность
конкурсов и низкая результативность продаж;
- отсутствие внешнего независимого контроля предприватизационной подготовки государственных активов и результатов
приватизационных сделок;
- коррупция в органах власти, отсутствие системы противодействия криминалу в сфере
приватизации. <...> 1. В ходе приватизации 1993–
2003 гг. органы исполнительной
власти как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов
Российской Федерации нередко
превышали свои полномочия при
принятии решений о проведении
приватизационных сделок, а также игнорировали либо «обходили» различные законодательные <...>
Нарушения_законодательства_органами_исполнительной_власти_в_процессе_приватизации_государственного_имущества_в_1993–2003_гг..pdf
НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИМУЩЕСТВА В 1993–2003 гг.1
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ
Счетная палата, анализируя
результаты проведенных контрольных
мероприятий, должна
выявлять наиболее общие и типичные
нарушения законности в
ходе осуществления приватизации
с целью разработки рекомендаций,
направленных на устранение
и предупреждение выявленных
недостатков и злоупотреблений.1
Среди
наиболее распространенных
и характерных нарушений,
имевших место в деятельности
органов исполнительной власти
в ходе приватизации государственной
собственности в 1993–
2003 гг., необходимо указать следующие:
-
превышение органами исполнительной
власти установленных
законодательством полномочий
в сфере распоряжения
государственным имуществом;
- невыполнение
органами
исполнительной власти своих непосредственных
обязанностей в
сфере приватизации;
- необоснованное занижение
цены продаваемых государ1
Фрагменты подраздела 2.2. аналитической
записки: Анализ процессов
приватизации государственной собственности
в Российской Федерации
за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое
мероприятие) / Руководитель
рабочей группы – Председатель
Счетной палаты Российской
Федерации С.В. Степашин. М.: Издательство
«Олита», 2004. Аналитическая
записка утверждена решением
Коллегии Счетной палаты Российской
Федерации (протокол заседания
Коллегии Счетной палаты Российской
Федерации от 29 октября 2004
года №34(404)). Полный текст доступен
по адресу:
30
ЛОББИСТ ¨ 2007 ¨ №2
ственных активов, притворность
конкурсов и низкая результативность
продаж;
- отсутствие внешнего независимого
контроля предприватизационной
подготовки государственных
активов и результатов
приватизационных сделок;
- коррупция в органах власти,
отсутствие системы противодействия
криминалу в сфере
приватизации.
1. ПРЕВЫШЕНИЕ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ
РАСПОРЯЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ
1. В ходе приватизации 1993–
2003 гг. органы исполнительной
власти как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов
Российской Федерации нередко
превышали свои полномочия при
принятии решений о проведении
приватизационных сделок, а также
игнорировали либо «обходили»
различные законодательные
запреты и ограничения, связанные
с продажей особо значимых
государственных активов.
Так, например, Правительство
Российской Федерации в нарушение
статьи 4 Федерального закона
от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ
«О приватизации государственного
имущества и об основах
приватизации
муниципального
имущества в Российской Федерации»
в отсутствие Государственной
программы приватизации
и прогнозного перечня открытых
акционерных обществ, акции которых
находятся в федеральной
собственности, без законных оснований
издало постановление
от 20 мая 1999 г. №559 по продаже
принадлежащих Российской
Федерации 75,6% акций открытого
акционерного
«Красноярская
угольная компания»
единым пакетом на коммерческом
конкурсе с инвестиционными
и (или) социальными условиями2.
Госкомимуществом
России
было принято решение о приватизации
акционерного общества
«Росгосстрах», 100% акций которого
находилось в федеральной
собственности3. Однако в соответствии
с законодательством
данный орган исполнительной
власти вправе был принять решение
не о приватизации акционерного
общества, а только о продаже
определенной доли акций
данной компании4.
В процессе приватизации
угольных компаний Кемеровской
области постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 1997 г. №1389 было
2 Проверка законности постановления
Правительства РФ от 20 мая 1999 г.
№559 в части продажи принадлежащих
РФ 75,6 процента акций ОАО
«Красноярская угольная компания»
(протокол Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации №1 (193), п.5
от 14 января 2000 г.).
3 См. распоряжения от 18 ноября
1996 г. №1214-р и от 19 ноября
1996 г. №1216-р.
4 Отчет о результатах экспертизы и
оценки активов «Российской страховой
государственной компании»
(протокол Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации №18 (89) от
16 мая 1997 г.).
Игроки – федералы
общества
www
.
a
c
h
.
g
o
v
.r
u
/
a
c
t
i
v
i
ty
/
a
n
a
l
yt
i
c
.
php
Стр.1