Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История лоббистской деятельности в России (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЛюбимов
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц10
ID173576
АннотацияЧасть 2
Любимов, А. История лоббистской деятельности в России : статья / А. Любимов .— Лоббист №2 .— : Институт муниципального управления, 2007 .— 10 с. — С.91-100 .— URL: https://rucont.ru/efd/173576 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лоббистская деятельность с 1994 по 2004 год Период 1994–2004 годов характеризуется тем, что в это время действует новая Конституция РФ (1993 года) и появилась новая конфигурация федеральной власти. <...> Лоббистская деятельность ведется на разных уровнях: федеральная исполнительная и законодательная власть, региональная исполнительная и законодательная власть, муниципальная власть (префектуры, муниципалитеты) и пр. <...> Выбор объекта лоббирования зависит от множества факторов: кто лоббирует, какие цели и задачи ставятся и т.п. <...> Начало см. в №1.   ет неуважение к законам, крупные предприниматели получают преференции путем теневого лоббирования своих интересов. <...> Попытки государства побороть коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти, привлекая Генпрокуратуру, носят выборочный характер, по большей части демонстративны и малоэффективны. <...> Лоббизм крупного бизнеса приобретает политическую окраску и начинается уже на этапе избирательной кампании, когда борьба идет за возможность влиять на структуры Государственной Думы и Совета Федерации. <...> Из лоббистов в избирательной кампании 1993 года по максимуму выступили аграрии. <...> Хотя по численности аграрии стали только четвертой фракцией Думы (после «Выбора России», «Новой региональной политики» и ЛДПР), по уровню групповой сплоченности они уступали разве что КПРФ, а по умению лоббировать стояли на первом месте, по крайней мере по формальному критерию – в смысле успеха в проведении своих решений2. <...> Разновидность лоббизма, которую применяли аграрии и которая выражалась в основном в выбивании кредитов для отраслей и регионов, может 2 См. <...> Довольно удачно провел избирательную кампанию – 93 депутата – и топливно-энергетический комплекс (ТЭК). <...> Финансово-торговое лобби, часть которого пошла ва-банк, интенсивно финансируя избирательную кампанию целого ряда либеральных блоков и рассчитывая получить весь политический капитал сразу, потерпело чувствительную неудачу <...>
История_лоббистской_деятельности_в_России.pdf
ИСТОРИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 1 А. ЛЮБИМОВ Лоббистская деятельность с 1994 по 2004 год Период 1994–2004 годов характеризуется тем, что в это время действует новая Конституция РФ (1993 года) и появилась новая конфигурация федеральной власти. Власть, чиновники, олигархи активизируются. Лоббистская деятельность ведется на разных уровнях: федеральная исполнительная власть, региональная исполнительная и и законодательная законодательная власть, муниципальная власть (префектуры, муниципалитеты) и пр. Выбор объекта лоббирования зависит от множества факторов: кто лоббирует, какие цели и задачи ставятся и т.п.1 Обостряется кризис между развивающимся бизнесом (вкупе с распространением в обществе либеральных ценностей свободной рыночной экономики, свободы слова, значимости индивида как основы гражданского общества и правового государства) и забюрократизированной властью – они вынуждены сотрудничать и одновременно противостоять друг другу. Делаются попытки достичь социального консенсуса, строятся институты защиты прав собственности и личной свободы человека. При этом экономика страны продолжает развиваться по преимуществу в теневом секторе, значительная часть представителей бизнеса уклоняется от уплаты налогов, демонстриру1 : Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. 208 с.   ет неуважение к законам, крупные предприниматели получают преференции путем теневого лоббирования своих интересов. Попытки государства побороть коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти, привлекая Генпрокуратуру, носят выборочный характер, по большей части демонстративны и малоэффективны. Лоббизм крупного бизнеса приобретает политическую окраску и начинается уже на этапе избирательной кампании, когда борьба идет за возможность влиять на структуры Государственной Думы и Совета Федерации. Из лоббистов в избирательной кампании 1993 года по максимуму выступили аграрии. На съезде депутатов «старой модели» это была самая большая фракция – более 130 депутатов, 12% от общего состава. Более 30 депутатов избраны по мажоритарным округам. В верхней палате у АПР всего несколько человек. Хотя по численности аграрии стали только четвертой фракцией Думы (после «Выбора России», «Новой региональной политики» и ЛДПР), по уровню групповой сплоченности они уступали разве что КПРФ, а по умению лоббировать стояли на первом месте, по крайней мере по формальному критерию – в смысле успеха в проведении своих решений2. Разновидность лоббизма, которую применяли аграрии и которая выражалась в основном в выбивании кредитов для отраслей и регионов, может 2 См.: Нещадин А., Блохин А., Верещагин В. и др. Лоббизм сегодня // Власть. 1995. №3. С.43. быть названа традиционной: аграрии являются корпорацией, претерпевшей с советских времен наименьшие изменения. Довольно удачно провел избирательную кампанию – 93 депутата – и топливно-энергетический комплекс (ТЭК). B.C. Черномырдин благоволил в основном Партии единства и согласия (лидер – С. Шахрай), но речь для него шла не о «большинстве в парламенте» и тем более не об утверждении в нем своего правительства. Первоочередной целью было поражение конкурента – Е. Гайдара, который как раз ставил перед собой подобные амбициозные цели и использовал совершенно неадекватные средства. В целом о ТЭК (шире – о «правительстве сырьеэкспортеров» 1993 года) можно сказать следующее: «позитивно» лоббировать через парламент они то ли не умели, то ли не хотели, хотя в Совете Федерации их позиции были прочнее, чем в Государственной Думе. Но вот блокировать любые враждебные поползновения, в том числе используя парламент как щит, они научились неплохо. Такой вид лоббизма можно назвать защитнонегативным. Пока B.C. Черномырдин являлся премьером, позиции группы ТЭК были довольно прочны. Финансово-торговое лобби, часть которого пошла ва-банк, интенсивно финансируя избирательную кампанию целого ряда либеральных блоков и рассчитывая получить весь политический капитал сразу, потерпело чувствительную неудачу на выборах А. Любимов. ИСТОРИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 91 п е ч а т а е тс О к я по о н ч а н и е . Н а ч а л о см. в № 1.
Стр.1