Лоббистская деятельность с 1994 по 2004 год
Период 1994–2004 годов характеризуется тем, что в это время действует новая Конституция
РФ (1993 года) и появилась новая
конфигурация федеральной власти. <...> Лоббистская деятельность ведется на разных
уровнях: федеральная исполнительная
и
законодательная
власть, региональная исполнительная
и
законодательная
власть, муниципальная власть
(префектуры, муниципалитеты) и
пр. <...> Выбор объекта лоббирования
зависит от множества факторов:
кто лоббирует, какие цели и задачи ставятся и т.п. <...> Начало см. в №1.
ет неуважение к законам, крупные предприниматели получают
преференции путем теневого
лоббирования своих интересов. <...> Попытки государства побороть
коррупционные
взаимоотношения бизнеса и власти, привлекая
Генпрокуратуру, носят выборочный характер, по большей части
демонстративны и малоэффективны. <...> Лоббизм крупного бизнеса
приобретает политическую окраску и начинается уже на этапе
избирательной кампании, когда
борьба идет за возможность влиять на структуры Государственной Думы и Совета Федерации. <...> Из лоббистов в избирательной
кампании 1993 года по максимуму выступили аграрии. <...> Хотя по
численности аграрии стали только четвертой фракцией Думы (после «Выбора России», «Новой
региональной политики» и ЛДПР),
по уровню групповой сплоченности они уступали разве что КПРФ,
а по умению лоббировать стояли
на первом месте, по крайней мере по формальному критерию – в
смысле успеха в проведении своих решений2. <...> Разновидность лоббизма, которую применяли аграрии и которая выражалась в основном в выбивании кредитов
для отраслей и регионов, может
2
См. <...> Довольно удачно провел избирательную кампанию – 93 депутата – и топливно-энергетический
комплекс (ТЭК). <...> Финансово-торговое
лобби,
часть которого пошла ва-банк,
интенсивно финансируя избирательную кампанию целого ряда
либеральных блоков и рассчитывая получить весь политический
капитал сразу, потерпело чувствительную неудачу <...>
История_лоббистской_деятельности_в_России.pdf
ИСТОРИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИИ 1
А. ЛЮБИМОВ
Лоббистская деятельность
с 1994 по 2004 год
Период 1994–2004 годов характеризуется
тем, что в это время
действует новая Конституция
РФ (1993 года) и появилась новая
конфигурация федеральной власти.
Власть, чиновники, олигархи
активизируются. Лоббистская деятельность
ведется на разных
уровнях: федеральная исполнительная
власть,
региональная исполнительная
и
и
законодательная
законодательная
власть,
муниципальная власть
(префектуры, муниципалитеты) и
пр. Выбор объекта лоббирования
зависит от множества факторов:
кто лоббирует, какие цели и задачи
ставятся и т.п.1
Обостряется кризис между
развивающимся бизнесом (вкупе
с распространением в обществе
либеральных ценностей свободной
рыночной экономики, свободы
слова, значимости индивида
как основы гражданского общества
и правового государства) и
забюрократизированной
властью
– они вынуждены сотрудничать
и одновременно противостоять
друг другу. Делаются попытки
достичь социального консенсуса,
строятся институты защиты прав
собственности и личной свободы
человека. При этом экономика
страны продолжает развиваться
по преимуществу в теневом секторе,
значительная часть представителей
бизнеса уклоняется
от уплаты налогов, демонстриру1
:
Любимов А.П. История
лоббизма в России. М.: Фонд
«Либеральная миссия», 2005. 208 с.
ет неуважение к законам, крупные
предприниматели получают
преференции путем теневого
лоббирования своих интересов.
Попытки государства побороть
коррупционные взаимоотношения
бизнеса и власти, привлекая
Генпрокуратуру, носят выборочный
характер, по большей части
демонстративны и малоэффективны.
Лоббизм
крупного бизнеса
приобретает политическую окраску
и начинается уже на этапе
избирательной кампании, когда
борьба идет за возможность влиять
на структуры Государственной
Думы и Совета Федерации.
Из лоббистов в избирательной
кампании 1993 года по максимуму
выступили аграрии. На съезде
депутатов «старой модели» это
была самая большая фракция –
более 130 депутатов, 12% от общего
состава. Более 30 депутатов
избраны по мажоритарным
округам. В верхней палате у АПР
всего несколько человек. Хотя по
численности аграрии стали только
четвертой фракцией Думы (после
«Выбора России», «Новой
региональной политики» и ЛДПР),
по уровню групповой сплоченности
они уступали разве что КПРФ,
а по умению лоббировать стояли
на первом месте, по крайней мере
по формальному критерию – в
смысле успеха в проведении своих
решений2. Разновидность лоббизма,
которую применяли аграрии
и которая выражалась в основном
в выбивании кредитов
для отраслей и регионов, может
2 См.: Нещадин А., Блохин А., Верещагин
В. и др. Лоббизм сегодня //
Власть. 1995. №3. С.43.
быть названа традиционной: аграрии
являются корпорацией,
претерпевшей с советских времен
наименьшие изменения.
Довольно удачно провел избирательную
кампанию – 93 депутата
– и топливно-энергетический
комплекс (ТЭК). B.C. Черномырдин
благоволил в основном
Партии единства и согласия (лидер
– С. Шахрай), но речь для него
шла не о «большинстве в парламенте»
и тем более не об утверждении
в
нем
своего
правительства. Первоочередной
целью было поражение конкурента
– Е. Гайдара, который как раз
ставил перед собой подобные амбициозные
цели и использовал
совершенно неадекватные средства.
В
целом о ТЭК (шире – о
«правительстве сырьеэкспортеров»
1993 года) можно сказать
следующее: «позитивно» лоббировать
через парламент они то ли
не умели, то ли не хотели, хотя в
Совете Федерации их позиции
были прочнее, чем в Государственной
Думе. Но вот блокировать
любые враждебные поползновения,
в том числе используя парламент
как щит, они научились
неплохо. Такой вид лоббизма
можно
назвать
защитнонегативным.
Пока B.C. Черномырдин
являлся премьером, позиции
группы ТЭК были довольно
прочны.
Финансово-торговое лобби,
часть которого пошла ва-банк,
интенсивно финансируя избирательную
кампанию целого ряда
либеральных блоков и рассчитывая
получить весь политический
капитал сразу, потерпело чувствительную
неудачу на выборах
А. Любимов. ИСТОРИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
91
п
е
ч
а
т
а
е
тс
О
к
я
по
о
н
ч
а
н
и
е
.
Н
а
ч
а
л
о см.
в
№
1.
Стр.1