Романов1 ВОЗМОЖНО ЛИ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ? экономики в России, сфера культуры, как никакая другая, испытывает острую нехватку финансирования. <...> Более чем десятилетний эксперимент внедрения «новых условий хозяйствования» не дал желаемых положительных результатов, а, наоборот, привел к сокращению сети, оттоку квалифицированных кадров, не сумевших адаптироваться к условиям рынка, дальнейшему ухудшению материальной базы учреждений сферы культуры. <...> 1 Общепринятые на сегодня В подходы к финансированию культурных проектов и программ основываются на затратной модели финансового управления. <...> Суть подходов заключается в том, что нужно контролировать затраты органов управления, а результаты при этом сами собой «приложатся», вытекая лишь из факта существования того или иного учреждения или органа власти. <...> Основная проблема при этом состоит в том, что консервация сложившейся практики планирования, финансового управления и контроля деятельности в сфере муниципального управления приводит к ряду негативных, с точки зрения эффективности управления, моментов: – ответственность за принятие финансовых решений концентрируется на самых верхних уровнях управления; – снижается уровень ответственности и сдерживается инициатива нижнего звена управления; к.э.н., руководитель направления Центра 1 Романов Владимир Викторович – прикладной (г. Пермь). экономики условиях продолжающегося процесса реформирования – постоянно действуют стимулы роста расходов на единицу работ и услуг; – конечные результаты деятельности оказываются вторичными по сравнению с соблюдением самодовлеющей финансовой дисциплины. <...> В сложившихся условиях все больше и больше ощущается потребность в переходе на новые механизмы финансирования, ориентированные на результат. <...> Из всего этого все чаще складываются конфликты интересов: глава администрации требует от специалистов культуры комплексного развития отрасли <...>
Возможно_ли_развитие_культуры_в_современных_условиях?.pdf
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В. Романов1
ВОЗМОЖНО ЛИ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?
экономики в России, сфера культуры,
как никакая другая, испытывает
острую нехватку финансирования.
Более чем десятилетний
эксперимент внедрения
«новых условий хозяйствования»
не дал желаемых положительных
результатов, а, наоборот, привел
к сокращению сети, оттоку квалифицированных
кадров, не сумевших
адаптироваться к условиям
рынка, дальнейшему ухудшению
материальной базы учреждений
сферы культуры. В данной
ситуации говорить о развитии
культуры не только сложно, а
порой просто невозможно. 1
Общепринятые на сегодня
В
подходы к финансированию
культурных проектов и программ
основываются на затратной модели
финансового управления.
Суть подходов заключается в
том, что нужно контролировать
затраты органов управления, а
результаты при этом сами собой
«приложатся», вытекая лишь из
факта существования того или
иного учреждения или органа
власти. Основная проблема при
этом состоит в том, что консервация
сложившейся практики
планирования,
финансового
управления и контроля деятельности
в сфере муниципального
управления приводит к ряду негативных,
с точки зрения эффективности
управления, моментов:
– ответственность за принятие
финансовых решений концентрируется
на самых верхних
уровнях управления;
– снижается уровень ответственности
и сдерживается инициатива
нижнего звена управления;
ê.ý.í.,
руководитель направления
Центра
1 Романов Владимир Викторович –
прикладной
(ã. Ïåðìü).
экономики
условиях продолжающегося
процесса реформирования
– постоянно действуют стимулы
роста расходов на единицу
работ и услуг;
– конечные результаты деятельности
оказываются вторичными
по сравнению с соблюдением
самодовлеющей финансовой
дисциплины.
В сложившихся условиях все
больше и больше ощущается
потребность в переходе на новые
механизмы
финансирования,
ориентированные на результат.
Проводимая на территории России
бюджетная реформа требует
от культуры не просто освоение
средств, но и достижения конкретных
результатов.
Из всего этого все чаще складываются
конфликты интересов:
глава администрации требует от
специалистов
культуры комплексного
развития отрасли, а
культура в ответ пожимает плечами
и не понимает, как развиваться
в условиях жестко ограниченного
финансирования. В конечном
итоге все остается на
прежнем уровне, ни о каком развитии
речи не идет.
Необходимо отметить, что использование
современных механизмов
управления, предусмотренных
нововведениями в бюджетном
законодательстве, ориентировано
не на усложнение
взаимоотношений, а, наоборот,
на организацию эффективного
механизма управления, нацеленного
на развитие отрасли, на
развитие деятельности. При этом
существенно должны повыситься
производительность работы отраслей
и эффективность решения
стоящих перед администрацией
города задач.
В администрации города Рязани
в рамках программы реформирования
общественных
финансов
в 2007 году реализован
проект по внедрению современных
механизмов результативного
управления процессами
предоставления муниципальных
бюджетных услуг в отрасли культуры.
В
рамках проекта были разработаны
и внедрены методики
формирования муниципального
бюджетного задания для учреждений
культуры и искусства города
Рязани, а также осуществлена
автоматизация процесса
формирования муниципального
бюджетного задания для учреждений
культуры и искусства.
Кроме того, в рамках проекта
разработана ведомственная целевая
программа развития отрасли
культуры на 2008-2010
годы.
Необходимо более подробно
остановиться на основных концептуальных
моментах, которые
заложены в основу методик
формирования муниципальных
заданий. Прежде всего, в методиках
четко определены результаты
работы. В качестве основного
результата работы выделены
муниципальные услуги, оказываемые
населению города.
Критериями выбора данного показателя
являются:
– объективность (отражение
фактической нагрузки на работников,
предоставляющих услугу,
а также фактической нагрузки на
ресурсы для предоставления услуг);
–
отражение специфики деятельности
учреждений культуры;
– измеримость (возможность
представления показателя в натуральных
единицах);
– контролируемость (возможность
проверки показателя).
Также важно отметить, что в
методиках прописан механизм
связи результатов работы с объемом
выделенных бюджетных
ассигнований. В качестве механизма
используется программноцелевой
подход к финансовому
планированию деятельности учреждений
(разновидность БОРа),
В. Романов. Возможно ли развитие культуры в современных условиях?
75
Стр.1