Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Что такое собственность? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторПрудон
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц13
ID173394
АннотацияЧасть 6
Прудон, П. Что такое собственность? : статья / П. Прудон .— Муниципальная экономика №2 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2008 .— 13 с. — С.2-14 .— URL: https://rucont.ru/efd/173394 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Причины наших заблуждений; происхождение собственности* Прежде чем определить истинную форму человеческого общества, необходимо разрешить следующий вопрос: Каким образом могла установиться собственность, раз она не является естественным условием нашего существования? <...> Таким образом, в области свободы, так же как и в области разума, существует столько же типов, сколько и индивидов, столько же своеобразных личностей, сколько и людей, вкусы, настроения и склонности которых, определяющиеся <...> В обществах животных все индивидуумы делают одно и то же, ими руководит один и тот же дух, одна и та же воля. <...> Общество животных есть собрание круглых, кубических, треугольных или многоугольных, но всегда совершенно одинаковых частиц; можно бы сказать, что всеми ими руководит одно я. <...> Работы, которые животные выполняют либо сообща, либо в одиночку, точно воспроизводят их характер: подобно тому как пчелиный рой состоит из совершенно одинаковых и равных пчел, так и медовые соты состоят из совершенно равных и неизменных ячеек. <...> МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N№2/2008 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Это уединение, этот рациональный эгоизм, этот индивидуализм во взглядах существует до тех пор, пока наблюдение и опыт не укажут человеку истины. <...> Если бы вдруг к слепому, но гармоничному и сближающему инстинкту пчелиного роя присоединилась способность размышлять и рассуждать, пчелиное общество распалось бы. <...> Зло, подобно змее, прячущейся под цветами, проникло бы в пчелиную республику благодаря разуму и способности рассуждать, т.е. благодаря тому, что должно было бы возвысить ее. <...> Сократ защищает свободу мысли, не останавливаясь даже перед роковою чашею. <...> Третье сословие в 1789 году добивается свободы, и скоро уж народ потребует равенства прав на средства производства и потребления. <...> Но человек во всех почти своих действиях следует разуму; у него разум дополняет инстинкт, у животного же, наоборот, инстинкт дополняет разум» (Флуранс. Rйsumй analytique des observations <...>
Что_такое_собственность.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ П. Прудон ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?* Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОГО И НЕСПРАВЕДЛИВОГО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЛАСТИ И ПРАВА ВТОРАЯ ЧАСТЬ 1. Причины наших заблуждений; происхождение собственности* Прежде чем определить истинную форму человеческого общества, необходимо разрешить следующий вопрос: Каким образом могла установиться собственность, раз она не является естественным условием нашего существования? Почему общественный инстинкт, столь верный у животных, изменил людям? Почему люди, рожденные для общества, до сих пор еще не живут общественной жизнью? Я сказал выше, что человек вступает с другими людьми в сложные соединения. Если даже это выражение неверно, то всетаки не подлежит сомнению факт, который я охарактеризовал этим выражением, т.е. сложность и зависимость друг от друга талантов и способностей. Но очевидно, что эти таланты и способности, в силу своего бесконечного разнообразия, являются причиною бесконечного разнообразия воли, характера, склонностей и, если можно так выразиться, форм нашего я, которые неизбежно определяются ими. Таким образом, в области свободы, так же как и в области разума, существует столько же типов, сколько и индивидов, столько же своеобразных личностей, сколько и людей, вкусы, настроения и склонности которых, определяющиеся * Источник: П.Ж. Прудон. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. Перевод Å. и È. Леонтьевых. Ñïá., 1907. Окончание. Начало ñì. в ¹¹1–4/2007, ¹1/2008. 2 различными понятиями, по необходимости различны. Человек, по самой природе своей и по присущему ему инстинкту, предназначен для общества, а личность его, всегда непостоянная и своеобразная, противится этому. В обществах животных все индивидуумы делают одно и то же, ими руководит один и тот же дух, одна и та же воля. Общество животных есть собрание круглых, кубических, треугольных или многоугольных, но всегда совершенно одинаковых частиц; можно бы сказать, что всеми ими руководит одно я. Работы, которые животные выполняют либо сообща, либо в одиночку, точно воспроизводят их характер: подобно тому как пчелиный рой состоит из совершенно одинаковых и равных пчел, так и медовые соты состоят из совершенно равных и неизменных ячеек. Но ум человеческий, предназначенный одновременно и для социальной и для индивидуальной жизни, носит совершенно иной характер, и благодаря этому формы человеческой воли чрезвычайно разнообразны. У пчелы воля постоянна и единообразна, ибо руководящий ею инстинкт неизменен; этот инстинкт составляет жизнь, благополучие и все существование животного. У человека талант изменчив, разум неопределен и воля, вследствие этого, разнообразна и изменчива. Человек ищет общества, но избегает принуждения и однообразия; он охотно подражает, но в то же время влюблен в свои идеи и создания. Если бы человек, подобно пчеле, рождаясь, был уже одарен готовым талантом, совершенными специальными познаниями, прирожденными знаниями – словом, был бы готов к выполнению предстоящих ему функций, но лишен способности размышлять и рассуждать, общество организовалось бы само собою. Тогда один обрабатывал бы поле, другой строил бы дом, третий работал бы в кузнице, четвертый готовил бы одежду, пятый собирал бы продукты, шестой распределял бы их и т.д. Каждый, не доискиваясь, зачем он работает, не заботясь о том, сколько он сделает, выполнял бы свой урок, приносил бы продукт, получал бы жалованье и отдыхал бы, не считая, не завидуя никому и не жалуясь на раскладчика, который никогда не совершал бы несправедливости. Короли тогда управляли, но не царствовали бы, ибо царствовать – значит, по выражению Бонапарта, быть собственником «жирного пастбища» (de l'engrais). Распоряжаться было бы не нужно, так как всякий сам делал бы свое дело, и поэтому короли были бы скорее центрами объединения, нежели авторитетами и советниками. Существовало бы общество, сложившееся само собою, но не общество, явившееся результатом размышлений и принятое свободной волей. Однако человек приобретает умелость только благодаря наблюдениям и опыту. Следовательно, он размышляет, ибо наблюдать, производить опыты – значит размышлять; он рассуждает, ибо не может не рассуждать; размышляя, он делает себе иллюзии; рассуждая, заблуждается, упорствует в своем заблуждении; настаивает на нем, уважает себя и презирает других. Тогда он уединяется, потому что не может подчиниться большинству, иначе как отказавшись от своей воли и рассудка, т.е. от самого себя, а это невозможно. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹2/2008 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1