ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
П. Прудон
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?*
Глава V
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОГО И НЕСПРАВЕДЛИВОГО
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЛАСТИ И ПРАВА
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
1. Причины наших
заблуждений;
происхождение
собственности*
Прежде чем определить истинную
форму человеческого
общества, необходимо разрешить
следующий вопрос:
Каким образом могла установиться
собственность, раз она не
является естественным условием
нашего существования? Почему
общественный инстинкт, столь
верный у животных, изменил людям?
Почему люди, рожденные
для общества, до сих пор еще не
живут общественной жизнью?
Я сказал выше, что человек
вступает с другими людьми в
сложные соединения. Если даже
это выражение неверно, то всетаки
не подлежит сомнению
факт, который я охарактеризовал
этим выражением, т.е. сложность
и зависимость друг от друга талантов
и способностей. Но очевидно,
что эти таланты и способности,
в силу своего бесконечного
разнообразия, являются причиною
бесконечного разнообразия
воли, характера, склонностей
и, если можно так выразиться,
форм нашего я, которые неизбежно
определяются ими. Таким
образом, в области свободы, так
же как и в области разума, существует
столько же типов, сколько
и индивидов, столько же своеобразных
личностей, сколько и людей,
вкусы, настроения и склонности
которых, определяющиеся
* Источник: П.Ж. Прудон. Что такое
собственность? или Исследование
о принципе права и власти. Перевод
Å. и È. Леонтьевых. Ñïá.,
1907. Окончание. Начало ñì. в
¹¹1–4/2007, ¹1/2008.
2
различными понятиями, по необходимости
различны. Человек, по
самой природе своей и по присущему
ему инстинкту, предназначен
для общества, а личность
его, всегда непостоянная и своеобразная,
противится этому.
В обществах животных все индивидуумы
делают одно и то же,
ими руководит один и тот же дух,
одна и та же воля. Общество животных
есть собрание круглых,
кубических,
треугольных или
многоугольных, но всегда совершенно
одинаковых частиц; можно
бы сказать, что всеми ими руководит
одно я. Работы, которые
животные выполняют либо сообща,
либо в одиночку, точно воспроизводят
их характер: подобно
тому как пчелиный рой состоит
из совершенно одинаковых и
равных пчел, так и медовые соты
состоят из совершенно равных и
неизменных ячеек.
Но ум человеческий, предназначенный
одновременно и для
социальной и для индивидуальной
жизни, носит совершенно
иной характер, и благодаря этому
формы человеческой воли
чрезвычайно разнообразны. У
пчелы воля постоянна и единообразна,
ибо руководящий ею
инстинкт неизменен; этот инстинкт
составляет жизнь, благополучие
и все существование
животного. У человека талант
изменчив, разум неопределен и
воля, вследствие этого, разнообразна
и изменчива. Человек ищет
общества, но избегает принуждения
и однообразия; он охотно
подражает, но в то же время
влюблен в свои идеи и создания.
Если бы человек, подобно пчеле,
рождаясь, был уже одарен
готовым талантом, совершенными
специальными познаниями,
прирожденными знаниями – словом,
был бы готов к выполнению
предстоящих ему функций, но
лишен способности размышлять
и рассуждать, общество организовалось
бы само собою. Тогда
один обрабатывал бы поле, другой
строил бы дом, третий работал
бы в кузнице, четвертый готовил
бы одежду, пятый собирал
бы продукты, шестой распределял
бы их и т.д. Каждый, не доискиваясь,
зачем он работает, не
заботясь о том, сколько он сделает,
выполнял бы свой урок,
приносил бы продукт, получал бы
жалованье и отдыхал бы, не считая,
не завидуя никому и не жалуясь
на раскладчика, который
никогда не совершал бы несправедливости.
Короли тогда управляли,
но не царствовали бы, ибо
царствовать – значит, по выражению
Бонапарта, быть собственником
«жирного пастбища»
(de l'engrais). Распоряжаться было
бы не нужно, так как всякий
сам делал бы свое дело, и поэтому
короли были бы скорее
центрами объединения, нежели
авторитетами и советниками.
Существовало бы общество,
сложившееся само собою, но не
общество, явившееся результатом
размышлений и принятое
свободной волей.
Однако человек приобретает
умелость только благодаря наблюдениям
и опыту. Следовательно,
он размышляет, ибо наблюдать,
производить опыты –
значит размышлять; он рассуждает,
ибо не может не рассуждать;
размышляя, он делает себе
иллюзии; рассуждая, заблуждается,
упорствует в своем заблуждении;
настаивает на нем, уважает
себя и презирает других.
Тогда он уединяется, потому что
не может подчиниться большинству,
иначе как отказавшись от
своей воли и рассудка, т.е. от
самого себя, а это невозможно.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹2/2008 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1