Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Что такое собственность? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторПрудон
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц9
ID173393
АннотацияЧасть 5
Прудон, П. Что такое собственность? : статья / П. Прудон .— Муниципальная экономика №1 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2008 .— 9 с. — С.2-10 .— URL: https://rucont.ru/efd/173393 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОГО И НЕСПРАВЕДЛИВОГО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЛАСТИ И ПРАВА Собственность невозможна; равенство не существует. <...> 1. О нравственном чувстве у человека и животных Философы не раз поднимали вопрос о том, где начинается точная граница, отделяющая ум животного от ума человека; и по обыкновению они наговорили и наделали массу глупостей, прежде чем решились сделать то, что только и нужно было делать, прибегнуть к наблюдениям. <...> «Совесть, раздались бы восклицания, совесть, эта гордость человека, дана только ему одному; понятие справедливого и несправедливого, добродетели и порока является его благороднейшей привилегией; одному лишь человеку, царю природы, венцу творения, дана возвышенная способность противостоять суетным склонностям, выбирать между добром и злом и все более уподобляться Богу, благодаря свободе и справедливости... <...> Последнее имеет два недостатка: оно объясняет известное неизвестным, т.е. живое существо умом, и умалчивает о животном происхождении человека. <...> Было бы бесполезно повторять вместе с философами различных школ: это божественный инстинкт, бессмертный и небесный голос, руководитель, данный природою, свет, озаряющий всякого человека, когда он является на свет, закон, запечатленный в наших сердцах, это крик совести, внушение ума, вдохновение чувства, склонность чувствительности; это любовь к себе в других, разумно понятая выгода; или же: это понятие врожденное, это категорический императив практического разума, источником которого являются идеи чистого разума; это страстное влечение и т.д. и т.д. <...> Конт в своем Traitй de lйgislation, не может быть ничем опровергнут; но, провозгласив и доказав его, мы для прогресса законодательства сделали столько же, сколько сделали бы для МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N№1/2008 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ успеха медицины, установив, что лечение больных должно быть делом врачей». <...> Соблюдать справедливость значит повиноваться <...>
Что_такое_собственность.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ П. Прудон ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?* Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОГО И НЕСПРАВЕДЛИВОГО И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЛАСТИ И ПРАВА Собственность невозможна; равенство не существует. Первая нам ненавистна, и мы ее желаем, второе владеет всеми нашими помыслами, но мы не умеем его осуществить. Кто объяснит нам этот глубокий антагонизм между нашим сознанием и нашей волей? Кто выяснит причины этого рокового заблуждения, сделавшегося священнейшим принципом справедливости и общества?* Я решил сделать это и надеюсь достигнуть успеха. Но прежде чем объяснить, как человек совершил насилие над справедливостью, определить самое понятие последней. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ 1. О нравственном чувстве у человека и животных Философы не раз поднимали вопрос о том, где начинается точная граница, отделяющая ум животного от ума человека; и по обыкновению они наговорили и наделали массу глупостей, прежде чем решились сделать то, что только и нужно было делать, – прибегнуть к наблюдениям. Скромному ученому, который, быть может, никогда не воображал себя философом, предназначено было положить конец этим бесконечным препирательствам простым определением, но одним из тех определений, которые важнее целых систем. Фре* Источник: П.Ж. Прудон. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. Перевод Å. и È. Леонтьевых. Ñïá., 1907. Продолжение. Начало ñì. в ¹¹1–4/2007. 2 необходимо дерик Кювье установил различие между инстинктом и умом. Но никто еще не поднимал вопроса: Имеет ли различие между нравственным чувством человека и животных только количественный или же качественный характер? Если бы в прежнее время ктонибудь вздумал утверждать первое, то его утверждение сочли бы безумием, святотатством, оскорблением нравственности и религии; светские и духовные суды единогласно осудили бы его. А каким высоким слогом бичевали бы этот безнравственный парадокс! «Совесть, – раздались бы восклицания, – совесть, эта гордость человека, дана только ему одному; понятие справедливого и несправедливого, добродетели и порока является его благороднейшей привилегией; одному лишь человеку, царю природы, венцу творения, дана возвышенная способность противостоять суетным склонностям, выбирать между добром и злом и все более уподобляться Богу, благодаря свободе и справедливости... Нет, священная печать добродетели запечатлена только в сердце человека». Это слова, полные чувства, но лишенные смысла. Человек есть животное, имеющее дар речи и общественное – zôon logikon kai politikon, говорит Аристотель. Это определение более верное, чем все последующие, не исключая даже знаменитого определения г. де Бональда: человек – это ум, которому служат органы. Последнее имеет два недостатка: оно объясняет известное неизвестным, т.е. живое существо умом, и умалчивает о животном происхождении человека. Итак, человек есть животное, живущее в обществе. Кто говорит «общество», тот разумеет совокупность отношений – словом, систему. Всякая система может существовать лишь при известных условиях. Каковы же условия, каковы законы человеческого общества? Что такое право, что такое справедливость? Было бы бесполезно повторять вместе с философами различных школ: это божественный инстинкт, бессмертный и небесный голос, руководитель, данный природою, свет, озаряющий всякого человека, когда он является на свет, закон, запечатленный в наших сердцах, это крик совести, внушение ума, вдохновение чувства, склонность чувствительности; это любовь к себе в других, разумно понятая выгода; или же: это понятие врожденное, это категорический императив практического разума, источником которого являются идеи чистого разума; это страстное влечение и ò.ä. и ò.ä. Все это может быть настолько же верно, насколько и прекрасно, однако все это не имеет абсолютно никакого значения. Если б эту канитель тянуть на протяжении хотя бы и десяти страниц (ею наполнены тысячи томов), то разрешение нашего вопроса все-таки ни на шаг не подвинулось бы вперед. Справедливость есть общее благо, говорит Аристотель. Это верно, но это тавтология. «Принцип, что общее благо должно быть целью законодателя, – говорит ã. Ø. Конт в своем Traité de législation, – не может быть ничем опровергнут; но, провозгласив и доказав его, мы для прогресса законодательства сделали столько же, сколько сделали бы для МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2008 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1