А. Храмцов
НАЛОГИ И СБОРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
(1870–1917 ãã.)
Н
алоги во все времена являлись
главным источником
поступлений бюджетов разных
уровней, в том числе и городских.
Согласно Городовым положениям
1870 и 1892 ãã., городские
думы обладали полномочиями
по введению и отмене,
увеличению и уменьшению ставок
местных налогов и сборов, в
пределах предусмотренных законодательством.
На примере городов
Тобольской губернии рассмотрим
основные предметы их
налогообложения, размеры, соотношение
и удельных вес налогов
в доходах городов региона в
досоветский период.
В рамках данного исследования
налогообложение подразделяется
на государственное и муниципальное
(местное). Местное
обложение исследователи разбивают
на земское и городское.1
Под местным налогом понимается
обязательный безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в целях
финансового обеспечения деятельности
муниципалитетов.
Сбор
– это обязательный внос,
взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого
является одним из условий совершения
в отношении плательщиков
сборов органами городского
самоуправления юридически
значимых действий, включая
предоставление им определенных
прав или выдачу разрешений
(свидетельств, лицензий).
На общероссийском уровне в
1881–1885 ãã. проводилась налоговая
реформа, которая отменила
соляной налог и подушную
подать, ввела новые налоги, а
также создала при казенной палате
службу податных инспекторов.
Основу государственных
доходов составляли косвенные
1 Ñì.: Костюков À.Í., Глазунова
И.В. История развития местных
налогов и сборов в России // История
государства и ïðàâà. 2003. ¹1.
Ñ.56-63.
44
налоги (акцизы, таможенные пошлины
и др.) и прямые налоги
(поземельный,
налог на наследство и др.).2
промысловый,
На
местном уровне новое городское
законодательство
способствовало
объективно
расширению
бюджетных возможностей самоуправления,
созданию регулярной
системы местного налогообложения,
что, в свою очередь,
активизировало
деятельность
городских властей. Налоговой
политике как финансовой основе
реализации функций и задач
управления городские думы и
управы уделяли особое внимание.
Для этой цели ими создавались
специальные комиссии по
изысканию новых источников
налогообложения;
вводились
штаты сборщиков налогов; на
постоянной основе действовали
бюджетные (финансовые) и ревизионные
комиссии и т.д. В соответствии
с законом, городской
думе предоставлялось право устанавливать
в пользу города следующие
сборы:
– оценочный с недвижимых
имуществ;
– с документов на право производства
торговли и промыслов;
– с трактирных заведений,
постоялых дворов и съестных
лавочек;
– с извозного и перевозного
промыслов;
– с лошадей и экипажей, содержимых
частными лицами;
– с ñîáàê.3
Тем не менее, этот перечень
не являлся исчерпывающим. В
местные бюджеты также поступали
различные пошлинные
сборы. Более того, разветвленная
налоговая система дореволюционной
России сегодня вы2
См.: Ташкинов А. Уголовная ответственность
за уклонение от уплаты
налогов в дореволюционной России
// Законность. 2005. ¹8. Ñ.5356.
3
Свод законов Российской империи.
ÑÏá. 1892. Ò.2. Ñò.127. Ñ.31.
зывает трудности в четком определении
основных сборов,
которыми располагал городской
бюджет. На одном основании
взимались налоги, поступавшие
в бюджеты разных уровней. Например,
с городских недвижимых
имуществ собиралось сразу
3 налога: 1) городской оценочный
сбор – зачислялся в бюджет
города; 2) казенный налог (в
Сибири с 1870 ã.) – в государственный
бюджет; 3) земский сбор
(ñ 1864 ã.) – ввиду отсутствия в
Сибири земского самоуправления
поступал в распоряжение
губернских властей. Таким образом,
недвижимые имущества
города подлежали двойному налогообложению
(местному и казенному).
Среди
государственных налогов
основным считался налог с
городской недвижимой собственности.
К имуществу, не подлежащему
обложению казенным
налогом, относились: церкви,
роддома, училища, школы, казенные
винные склады, государственные
учреждения, железные
дороги и т.п. Налог имел раскладочный
характер, т.е. общая
сумма налога заранее устанавливалась
государством для каждой
административнотерриториальной
единицы (губернии,
области, округа, края), а
затем раскладывалась между ее
налогоплательщиками (т.е. городскими
поселениями). Например,
Главным управлением Западной
Сибири 10/12 сентября
1877 г. была утверждена раскладка
казенного налога с городских
недвижимых имуществ
в 1878 ã.: Тюмень – 6194 ðóá.,
Тобольск – 4470, Ишим – 1415,
Курган – 1259, Тара – 886, Туринск
– 447, Ялуторовск – 399,
Тюкалинск – 195, Березов – 125
и Сургут – 60 ðóá.4
К казенным относился гербовый
сбор, который взимался за
4 Тобольские губернские ведомости.
1877. ¹44. Ñ.2.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹3/2007 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1