ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Комитет по вопросам местного самоуправления,
Комитет по бюджету и налогам
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕСРОЧНОГО
БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ*
РЕКОМЕНДАЦИИ
Участники «круглого стола»
отмечают, что с 1 января 2006 г.
положения Федерального закона
от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» (далее Федеральный закон) реализуются во всех субъектах Российской
Федерации. <...> В связи с этим органы местного самоуправления
нескольких тысяч вновь образованных муниципальных образований начали самостоятельно
исполнять возложенные на них
полномочия, а также формировать и исполнять собственные
местные бюджеты. <...> *
Вместе с тем, по мере реализации
Федерального
закона,
особенно в условиях перехода к
среднесрочному
бюджетному
планированию, все более значимой становится задача финансового обеспечения муниципальных
образований. <...> В 2006 году по данным Министерства финансов Российской
Федерации расходные обязательства муниципальных образований выросли на 254 млрд. руб.
или на 21 процент по сравнению
с 2005 годом. <...> Вместе с тем, по экспертным
оценкам Счетной палаты Российской Федерации, представителей
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, ассоциаций муниципальных <...> * Круглый стол на тему «Финансовое
обеспечение
муниципальных
образований в условиях среднесрочного
бюджетного планирования»,
г. Москва, 23 апреля 2007 года. <...> 24
образований «реальный» дефицит местных бюджетов и потребности муниципальных образований в финансовых ресурсах для
обеспечения исполнения собственных полномочий намного выше прогнозируемых. <...> В 2006 году местные налоги
составляли лишь 10 процентов от
общей суммы налоговых доходов
местных бюджетов. <...> При этом в
подавляющем большинстве городских и сельских поселений
расходы местных бюджетов формируются в основном за <...>
Финансовое_обеспечение_муниципальных_образований_в_условиях_среднесрочного_бюджетного_планирования.pdf
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Комитет по вопросам местного самоуправления,
Комитет по бюджету и налогам
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕСРОЧНОГО
БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ*
РЕКОМЕНДАЦИИ
Участники «круглого стола»
îòìå÷àþò, что с 1 января 2006 ã.
положения Федерального закона
от 6 октября 2003 ã. ¹131-ÔÇ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в
Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон) реализуются
во всех субъектах Российской
Федерации. В связи с этим органы
местного самоуправления
нескольких тысяч вновь образованных
муниципальных образований
начали самостоятельно
исполнять возложенные на них
полномочия, а также формировать
и исполнять собственные
местные бюджеты.*
Вместе с тем, по мере реализации
Федерального закона,
особенно в условиях перехода к
среднесрочному
бюджетному
планированию, все более значимой
становится задача финансового
обеспечения муниципальных
образований.
В 2006 году по данным Министерства
финансов Российской
Федерации расходные обязательства
муниципальных образований
выросли на 254 ìëðä. ðóá.
или на 21 процент по сравнению
с 2005 ãîäîì. В 2007 году прогнозируется
незначительный дефицит
местных бюджетов.
Вместе с тем, по экспертным
оценкам Счетной палаты Российской
Федерации, представителей
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
ассоциаций муниципальных
* Круглый стол на тему «Финансовое
обеспечение муниципальных
образований в условиях среднесрочного
бюджетного планирования»,
ã. Ìîñêâà, 23 апреля 2007 ãîäà.
24
образований «реальный» дефицит
местных бюджетов и потребности
муниципальных образований
в финансовых ресурсах для
обеспечения исполнения собственных
полномочий намного выше
прогнозируемых.
В 2006 году местные налоги
составляли лишь 10 процентов от
общей суммы налоговых доходов
местных бюджетов. При этом в
подавляющем большинстве городских
и сельских поселений
расходы местных бюджетов формируются
в основном за счет
финансовой помощи из региональных
бюджетов, которая составляла
в 2006 году 41 процент
от собственных доходов местных
бюджетов. В методиках расчета
финансовой помощи местным
бюджетам, предоставляемой из
бюджетов субъектов Российской
Федерации, не предусматриваются
эффективные механизмы,
стимулирующие органы местного
самоуправления к социальноэкономическому
развитию муниципальных
образований и увеличению
их налогового потенциала.
Статьями 14, 15 и 16 Федерального
закона определен перечень
вопросов местного значения,
который насчитывал первоначально
для поселений – 22,
муниципальных районов – 20,
городских округов – 27 вопросов.
В связи с принятием в течение
2006–2007 годов ряда федеральных
законов число вопросов местного
значения увеличилось и
составило для поселений – 34,
муниципальных районов – 31,
городских округов – 38 вопросов.
Расширение перечня вопросов
местного значения привело к
увеличению объема расходных
обязательств
муниципальных
образований. Однако до настоящего
времени не существует выверенного
реестра расходных
обязательств Российской Федерации,
субъектов Российской
Федерации и муниципальных
образований.
Вместе с тем, доходная база
местных бюджетов в связи с
осуществлением органами местного
самоуправления указанных
полномочий не была увеличена,
что ухудшило финансовое положение
муниципальных образований
в 2006 ãîäó. В 2007 году также
отсутствуют объективные
предпосылки для улучшения финансового
положения муниципальных
образований.
В 2006 году значительно увеличились
расходы местных бюджетов
на профессиональную подготовку
и повышение квалификации
выборных должностных лиц
местного самоуправления и муниципальных
служащих, инвентаризацию,
оценку, оформление
технической документации по
земельным участкам и муниципальному
имуществу, составление
генеральных планов поселений,
правил землепользования и
застройки территорий, документации
по планировке территорий.
Недостаточное финансовое
обеспечение реформы местного
самоуправления, а также увеличение
расходов местных бюджетов,
не обеспеченных соответствующими
доходами, препятствуют
устойчивому
социальноэкономическому
развитию муниципальных
образований.
В настоящее время вступил в
силу Федеральный закон от 26
апреля 2007 ã. ¹63-ÔÇ «Î внеМУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹3/2007 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1