ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
П. Прудон
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?*
Глава III
ТРУД КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА
ГОСПОДСТВА НАСЛЕДСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Современные* юристы, приняв
на веру слова экономистов, все
почти оставили теорию первоначального
завладения, как слишком
невыгодную, и приняли исключительно
теорию, согласно
которой собственность порождается
трудом. Это значило прежде
всего предаваться иллюзиям и
вращаться в заколдованном кругу.
Для того чтобы работать, нужно
завладеть, говорит г. Кузен,
следовательно, сказал бы я, раз
право завладения одинаково для
всех, то для того, чтобы трудиться,
надо подчиниться равенству.
«Богатые, – восклицает Жан
Жак, – сколько угодно могут говорить:
я построил стену, я своим
трудом добыл эту землю. –
Кто дал вам возможность этого?
Можем мы им ответить. На каком
основании требуете вы от нас
уплаты за труд, который мы вам
не навязывали?» О такое рассуждение
разбиваются все софизмы.
Но защитники труда не замечают,
что их система явно противоречит
кодексу, все параграфы
и все постановления которого
предполагают
собственность,
основанную на факте первоначального
завладения. Если труд,
в силу вытекающего из него присвоения,
является единственным
источником собственности, то
гражданский кодекс лжет, хартия
является неправой и весь наш
социальный строй представляет
собой насилие над правом. Это с
полною очевидностью обнаружится
из этой и следующей главы,
в которой мы должны заняться
обсуждением как права на
* Источник: П.Ж. Прудон. Что такое
собственность? или Исследование
о принципе права и власти. Перевод
Å. и È. Леонтьевых. Ñïá.,
1907. Продолжение. Начало ñì. в
¹¹1–2/2007.
2
труд, так и самого факта собственности.
Мы при этом убедимся
одновременно, с одной стороны,
в том, что наше законодательство
противоречит самому себе, с
другой же – что новая юриспруденция
противоречит и своему
принципу, и законодательству.
Я предупредил, что теория,
основывающая собственность на
труде, так же как и теория, основывающая
собственность на завладении,
неизбежно предполагает
равенство состояний, и читатель,
вероятно, с нетерпением
ждет, каким образом я из неравенства
талантов и способностей
выведу этот закон равенства.
Читатель скоро будет удовлетворен.
Но необходимо, чтобы я на
один момент обратил внимание
читателя на тот замечательный
факт, что труд подставлен, вместо
завладения, в качестве принципа
собственности, и чтобы я
быстро очертил некоторые предрассудки,
на которые собственники
имеют привычку ссылаться
и которые санкционируются законодательством,
но уничтожаются
до самого основания трудовой
теорией.
Приходилось ли вам, читатель,
присутствовать когда-нибудь при
допросе обвиняемого? Приходилось
ли вам наблюдать его хитрость
и уловки, увиливания, извороты
и запутывание? Разбитый,
уличенный во всех своих
уловках, подобно дикому зверю,
преследуемый
безжалостным
судьей, постоянно сбиваемый с
позиции, он утверждает чтонибудь,
затем отрицает то же
самое и противоречит себе. Он
исчерпывает все приемы диалектики,
он в тысячу раз изобретательнее
и хитрее, чем тот, кто
придумал 72 формы силлогизма.
Так же точно поступает собственник,
вынужденный доказывать
свое право. Сначала он отказывается
отвечать, затем негодует,
угрожает, старается увильнуть;
затем, вынужденный вступить в
борьбу, вооружается уловками,
окружает себя сильнейшей артиллерией,
открывает перекрестный
огонь, выставляя и поочередно
и одновременно захват,
владение, давность, договоры,
вековой обычай, согласие всего
мира. Побежденный на этой почве,
собственник, подобно раненому
кабану, переходит в нападение.
–
Я не только захватил, – кричит
он в ужасном волнении, – я
работал, я производил, улучшал,
изменял, созидал! Этот дом, это
поле, эти деревья дело моих рук:
я превратил дикий кустарник в
виноград, лесное дерево в смоковницу;
я теперь собираю урожай
с бесплодной прежде земли;
я удобрил землю своим потом, я
платил тем людям, которые
умерли бы с голоду, если бы не
работали вместе со мной. Никто
не облегчал моего труда и моих
расходов, и я ни с кем не хочу
делиться.
Ты работал, собственник! Зачем
же ты говорил о первоначальном
захвате? Разве ты не был
уверен в твоем праве, неужели ты
надеялся обмануть людей и справедливость?
Торопись с изложением
твоих средств защиты, ибо
приговор будет безапелляционный,
и ты знаешь, что дело идет о
возвращении взятого.
Ты работал; но что есть общего
между трудом, который является
твоим долгом, и присвоением
вещей, принадлежащих всем.
Разве ты не знал, что господство
над землей нельзя захватить, так
же как господство над воздухом
и светом.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹3/2007 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1