Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Что такое собственность? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторПрудон
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID173342
Аннотация«Прудонизм – разновидность мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют философские и социологические взгляды П.Ж. Прудона, мелкобуржуазное социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма.» БСЭ
Прудон, П. Что такое собственность? : статья / П. Прудон .— Муниципальная экономика №1 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2007 .— 10 с. — С.2-11 .— URL: https://rucont.ru/efd/173342 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИИ 1 Если бы мне надо было ответить на вопрос: «Что такое рабство?» я ответил бы: «Это убийство», и мысль моя была бы сразу же понятна. <...> Мне не было бы нужды в длинных рассуждениях, чтобы показать, что право отнять у человека его мысль, волю, его личность есть право над его жизнью и смертью и сделать человека рабом значит убить его. <...> 2 Я оспариваю самый принцип нашей власти и наших учреждений собственность; я имею на это право: я могу ошибаться в выводах, вытекающих из моих исследований; я имею право: мне нравится конечный вывод моей книги переносить в начало; я, во всяком случае, имею на это право. <...> 3 Немало авторов поучают, что собственность есть гражданское право, являющееся результатом завладения и освященное законом; немало других утверждают, что это право естественное, источником которого является труд. <...> Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. <...> Я же со своей стороны утверждаю, что ни труд, ни завладение, ни закон не могут создать собственности; что, в сущности, она не имеет оснований можно ли меня порицать за это? <...> .. Успокойся, читатель: я не носитель раздора и не зачинщик мятежа. <...> Если бы наши предубеждения позволили нам принять кажущееся вам святотатственным определение: собственность есть кража, то это могло бы сыграть для нас роль громоотвода; но сколько своекорыстных интересов, сколько предрассудков мешают этому! <...> Впрочем, быть может, справедливости суждено свершиться, а нашему воспитанию суждено закончиться... <...> Я, так же как и вы, сын века, в который рассудок признает лишь факты и документальные доказательства; имя мое, точно так же, как и ваше, искатель истины4, цель моя выражается следующими словами: «Говори без злобы и страха, говори все, что знаешь». <...> Дело нашего поколения создать храм науки, и наука эта охватывает человека и природу. <...> Я дерзаю, с согласия всего мира, открыть всеобщее заблуждение; я апеллирую к вере человеческого рода, против его рассудка. <...> МУНИЦИПАЛЬНАЯ <...>
Что_такое_собственность.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ П. Прудон ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?1 Adversus hostem aeterna auctoritas esto2 Закон XII òàáëèö3 Глава I МЕТОД, ПРИНЯТЫЙ В НАСТОЯЩЕМ ТРУДЕ. ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИИ Если1 бы мне надо было ответить на вопрос: «Что такое рабство?» – я ответил áû: «Ýòî óáèéñòâî», и мысль моя была бы сразу же понятна. Мне не было бы нужды в длинных рассуждениях, чтобы показать, что право отнять у человека его мысль, волю, его личность есть право над его жизнью и смертью и сделать человека рабом – значит убить его. Почему же на другой вопрос: «Что такое собственность?» – я не мог бы ответить просто, не боясь быть непонятым: «Это кража», – тем более что это второе предложение является лишь перефразированным первым.2 Я оспариваю самый принцип нашей власти и наших учреждений – собственность; я имею на это право: я могу ошибаться в выводах, вытекающих из моих исследований; я имею право: мне нравится конечный вывод моей книги переносить в начало; я, во всяком случае, имею на это право.3 Немало авторов поучают, что собственность есть гражданское право, являющееся результатом завладения и освященное законом; немало других утверждают, что это право естественное, источником которого является труд. 1 Печатается по тексту издания: П.Ж. Прудон. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. Перевод Е. и И. Леонтьевых. Издание Е. и И. Леонтьевых. Ñïá., 1907. 2 По отношению к гостю право заявлять притязания имеет вечную силу (лат.). О толковании этого закона ñì.: Öèöåðîí. Об обязанностях. I, XII. 3 «Законы двенадцати таблиц» – свод законов Древнего Рима, созданный коллегией децемвиров в 450– 451 ãã. до í.ý., записанный на двенадцати досках, выставленных на площади. 2 И доктрины эти, по-видимому, совершенно противоположные, пользуются поощрением и одобрением. Я же со своей стороны утверждаю, что ни труд, ни завладение, ни закон не могут создать собственности; что, в сущности, она не имеет оснований – можно ли меня порицать за это? Какой шум поднимается! – Собственность есть кража! Это набат 1793 ãîäà! Это лозунг революций!.. – Успокойся, читатель: я не носитель раздора и не зачинщик мятежа. Я предваряю на несколько дней историю; провозглашаю истину, обнаружению которой мы напрасно стараемся помешать; пишу введение к будущей конституции. Если бы наши предубеждения позволили нам принять кажущееся вам святотатственным определение: собственность есть кража, то это могло бы сыграть для нас роль громоотвода; но сколько своекорыстных интересов, сколько предрассудков мешают этому!.. Философия, увы, не в состоянии изменить хода событий: то, чему суждено, свершится независимо от предсказаний. Впрочем, быть может, справедливости суждено свершиться, а нашему воспитанию суждено закончиться... – Собственность есть кража!.. Какой переворот в области человеческих понятий! Собственник и вор во все времена представляли полную противоположность, точно так же, как и понятия, которые они обозначают; все языки санкционировали эту противоположность. Каким же путем можете вы завоевать себе всеобщее сочувствие и уличить род человеческий во лжи! Кто вы, рискующий отрицать здравый смысл веков и народов? – Что вам, читатель, до моей скромной личности? Я, так же как и вы, сын века, в который рассудок признает лишь факты и документальные доказательства; имя мое, точно так же, как и ваше, – искатель истины4, цель моя выражается следующими словами: «Говори без злобы и страха, говори все, что знаешь». Дело нашего поколения – создать храм науки, и наука эта охватывает человека и природу. Ведь истина раскрывается всем: сегодня Ньютону и Паскалю, завтра деревенскому пастуху, рабочему. Каждый приносит к постройке свой камень и, выполнив свою задачу, исчезает бесследно. Вечность предшествует нам, вечность за нами следует: место, занимаемое смертным между этими двумя бесконечностями, настолько ничтожно, что век наш не может интересоваться этим. Итак, читатель, оставьте мое имя и мои личные качества и занимайтесь лишь моими доводами. Я дерзаю, с согласия всего мира, открыть всеобщее заблуждение; я апеллирую к вере человеческого рода, против его рассудка. Имейте мужество последовать за мною и, если ваша воля и ваше сознание свободны, если ум ваш в состоянии соединять два предложения, чтобы вывести из них третье, то мои идеи, безусловно, сделаются также и вашими. Предлагая вам в самом начале свой конечный вывод, я не хотел бросить вам вызов, но желал только предупредить вас, ибо я уверен, что, прочитав мой труд, вы согласитесь со мною. Вещи, о которых я хочу 4 По-гречески skeptikos, исследователь, философ, поставивший себе задачей искание истины. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2007 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ . .
Стр.1