ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
П. Прудон
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?1
Adversus hostem aeterna auctoritas esto2
Закон XII òàáëèö3
Глава I
МЕТОД, ПРИНЯТЫЙ В НАСТОЯЩЕМ ТРУДЕ. ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИИ
Если1 бы мне надо было ответить
на вопрос: «Что такое рабство?»
– я ответил áû: «Ýòî óáèéñòâî»,
и мысль моя была бы
сразу же понятна. Мне не было
бы нужды в длинных рассуждениях,
чтобы показать, что право
отнять у человека его мысль, волю,
его личность есть право над
его жизнью и смертью и сделать
человека рабом – значит убить
его. Почему же на другой вопрос:
«Что такое собственность?» – я
не мог бы ответить просто, не
боясь быть непонятым: «Это кража»,
– тем более что это второе
предложение является лишь перефразированным
первым.2
Я оспариваю самый принцип
нашей власти и наших учреждений
– собственность; я имею на
это право: я могу ошибаться в
выводах, вытекающих из моих
исследований; я имею право:
мне нравится конечный вывод
моей книги переносить в начало;
я, во всяком случае, имею на это
право.3
Немало авторов поучают, что
собственность есть гражданское
право, являющееся результатом
завладения и освященное законом;
немало других утверждают,
что это право естественное, источником
которого является труд.
1 Печатается по тексту издания:
П.Ж. Прудон. Что такое собственность?
или Исследование о принципе
права и власти. Перевод Е. и И. Леонтьевых.
Издание Е. и И. Леонтьевых.
Ñïá., 1907.
2 По отношению к гостю право заявлять
притязания имеет вечную силу
(лат.). О толковании этого закона
ñì.: Öèöåðîí. Об обязанностях. I, XII.
3 «Законы двенадцати таблиц» –
свод законов Древнего Рима, созданный
коллегией децемвиров в 450–
451 ãã. до í.ý., записанный на двенадцати
досках, выставленных на площади.
2
И
доктрины эти, по-видимому,
совершенно противоположные,
пользуются поощрением и одобрением.
Я же со своей стороны
утверждаю, что ни труд, ни завладение,
ни закон не могут создать
собственности; что, в сущности,
она не имеет оснований –
можно ли меня порицать за это?
Какой шум поднимается!
– Собственность есть кража!
Это набат 1793 ãîäà! Это лозунг
революций!..
– Успокойся, читатель: я не
носитель раздора и не зачинщик
мятежа. Я предваряю на несколько
дней историю; провозглашаю
истину, обнаружению
которой мы напрасно стараемся
помешать; пишу введение к будущей
конституции. Если бы наши
предубеждения позволили
нам принять кажущееся вам святотатственным
определение:
собственность
есть кража, то это
могло бы сыграть для нас роль
громоотвода; но сколько своекорыстных
интересов,
сколько
предрассудков мешают этому!..
Философия, увы, не в состоянии
изменить хода событий: то, чему
суждено, свершится независимо
от предсказаний. Впрочем, быть
может, справедливости суждено
свершиться, а нашему воспитанию
суждено закончиться...
– Собственность есть кража!..
Какой переворот в области человеческих
понятий! Собственник и
вор во все времена представляли
полную противоположность,
точно так же, как и понятия, которые
они обозначают; все языки
санкционировали эту противоположность.
Каким же путем можете
вы завоевать себе всеобщее
сочувствие и уличить род человеческий
во лжи! Кто вы, рискующий
отрицать здравый смысл
веков и народов?
– Что вам, читатель, до моей
скромной личности? Я, так же как
и вы, сын века, в который рассудок
признает лишь факты и документальные
доказательства;
имя
мое, точно так же, как и ваше,
– искатель истины4, цель моя
выражается следующими словами:
«Говори без злобы и страха,
говори все, что знаешь». Дело
нашего поколения – создать
храм науки, и наука эта охватывает
человека и природу. Ведь
истина раскрывается всем: сегодня
Ньютону и Паскалю, завтра
деревенскому пастуху, рабочему.
Каждый приносит к постройке
свой камень и, выполнив свою
задачу, исчезает бесследно.
Вечность предшествует нам, вечность
за нами следует: место,
занимаемое смертным между
этими двумя бесконечностями,
настолько ничтожно, что век наш
не может интересоваться этим.
Итак, читатель, оставьте мое
имя и мои личные качества и занимайтесь
лишь моими доводами.
Я дерзаю, с согласия всего
мира, открыть всеобщее заблуждение;
я апеллирую к вере человеческого
рода, против его рассудка.
Имейте мужество последовать
за мною и, если ваша воля
и ваше сознание свободны,
если ум ваш в состоянии соединять
два предложения, чтобы
вывести из них третье, то мои
идеи, безусловно, сделаются
также и вашими. Предлагая вам в
самом начале свой конечный вывод,
я не хотел бросить вам вызов,
но желал только предупредить
вас, ибо я уверен, что, прочитав
мой труд, вы согласитесь
со мною. Вещи, о которых я хочу
4 По-гречески skeptikos, исследователь,
философ, поставивший себе
задачей искание истины.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2007 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
.
.
Стр.1