Фонд «Институт экономики города»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНКУРСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ1 <...> Описание стандарта
Стандарт1 направлен на совершенствование системы управления объектами недвижимости в бюджетной сфере, оптимизацию использования бюджетных
средств в результате внедрения
профессионального конкурсного
управления объектами недвижимости в бюджетной сфере на
договорной основе с привлечением специализированных энергосервисных компаний (ЭСКО). <...> В настоящее время в российской практике отсутствует профессиональное управление объектами недвижимости бюджетных учреждений. <...> По существу,
руководители этих учреждений
выполняют несвойственные им
функции по управлению данными
объектами недвижимости. <...> Прежде всего,
неэффективность
управления
находит проявление в нерациональном расходовании средств
на содержание, ремонт зданий и
расточительном
потреблении
энергоресурсов (тепла, воды). <...> Внедрение профессионального
конкурсного управления объектами недвижимости в бюджетной
сфере на договорной основе с
привлечением энергосервисных
компаний даст возможность установить экономические взаимоотношения между собственником
объекта недвижимости, поставщиком энергоресурсов, управляющей организацией и энергосервисной
компанией
предусматривающие стимулы для эффективного управления объектами недвижимости бюджетных
учреждений. <...> 94
тами недвижимости в бюджетной
сфере будут обеспечены, если:
· управление этими объектами недвижимости будет осуществлять профессиональная управляющая организация, которая
сама будет заключать договоры
на коммунальное обслуживание
бюджетных учреждений;
· в договорах на управление
объектами недвижимости бюджетной сферы будут предусмотрены стимулы к ресурсосбережению: в частности, часть сэкономленных в результате ресурсосбережения
средств
будет
направляться на материальное
стимулирование
управляющей
организации, а остальные <...>
Профессиональное_конкурсное_управление_объектами_недвижимости_бюджетных_учреждений.pdf
Фонд «Институт экономики города»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНКУРСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ1
1. Описание стандарта
Стандарт1 направлен на совершенствование
системы управления
объектами недвижимости
в бюджетной сфере, оптимизацию
использования бюджетных
средств в результате внедрения
профессионального конкурсного
управления объектами недвижимости
в бюджетной сфере на
договорной основе с привлечением
специализированных энергосервисных
компаний (ЭСКО).
В настоящее время в российской
практике отсутствует профессиональное
управление объектами
недвижимости бюджетных
учреждений. По существу,
руководители этих учреждений
выполняют несвойственные им
функции по управлению данными
объектами недвижимости. Это, в
свою очередь, приводит к неэффективному
использованию финансовых
средств на содержание
этих объектов. Прежде всего,
неэффективность
управления
находит проявление в нерациональном
расходовании средств
на содержание, ремонт зданий и
расточительном
потреблении
энергоресурсов (тепла, воды).
Внедрение профессионального
конкурсного управления объектами
недвижимости в бюджетной
сфере на договорной основе с
привлечением энергосервисных
компаний даст возможность установить
экономические взаимоотношения
между собственником
объекта недвижимости, поставщиком
энергоресурсов, управляющей
организацией и энергосервисной
компанией предусматривающие
стимулы для эффективного
управления объектами
недвижимости бюджетных
учреждений.
Основные условия внедрения
эффективного управления объек1
Из «Библиотека лучшей практики
в сфере муниципального управления»;
www.urbaneconomics.ru.
94
тами недвижимости в бюджетной
сфере будут обеспечены, если:
· управление этими объектами
недвижимости будет осуществлять
профессиональная управляющая
организация, которая
сама будет заключать договоры
на коммунальное обслуживание
бюджетных учреждений;
· в договорах на управление
объектами недвижимости бюджетной
сферы будут предусмотрены
стимулы к ресурсосбережению:
в частности, часть сэкономленных
в результате ресурсосбережения
средств будет
направляться на материальное
стимулирование
управляющей
организации, а остальные средства
– на внедрение энергосберегающих
технологий.
Следует отметить, что в сфере
управления коммерческой недвижимостью
эти виды бизнеса в
последнее время достаточно
успешно развиваются. Профессиональная
управляющая организация,
привлеченная по конкурсу
на договорной основе, может
непосредственно заниматься
организацией и оптимизацией
поставки коммунальных и иных
услуг, а может нанимать энергосервисную
компанию для оказания
услуг по энергосбережению.
Привлечение к управлению объектами
недвижимости в бюджетной
сфере энергосервисных
компаний предполагает разработку
типового договора об
энергосберегающих услугах между
управляющей организацией
и энергосервисной компанией. В
договоре на управление объектами
недвижимости, а также в
договоре об услугах по энергосбережению
должны быть предусмотрены
положения о стимулировании
энергосбережения и
эффективного
бюджетных средств на содержание
зданий для всех участников
энергосберегающих мероприятий.
Важная
отличительная черта
этой практики состоит в том, что
управляющая организация несет
полную ответственность перед
собственником, как за физическое
состояние здания, так и за
поставку необходимых ресурсов,
и располагает для этого зафиксированными
в договоре ресурсами.
Профессиональное управление
объектами недвижимости
бюджетной сферы предполагает
разделение ответственности: –
за непосредственную деятельность
бюджетного учреждения по
оказанию услуг; и – за эффективную
организацию эксплуатации
здания этого учреждения –
между руководителем учреждения
(директором школы, главврачом)
и управляющей организацией.
В
этом случае управляющая
организация занимается не только
оптимизацией режимов потребления
ресурсов, но и улучшением
состояния здания с целью
сокращения нерациональных
энергетических потерь. Экономический
интерес управляющей
организации будет состоять в
том, чтобы за счет относительно
недорогих, окупаемых в рамках
срока действия договора на
управление, мероприятий по ресурсосбережению
(например,
утепления здания) сократить потребность
в покупаемых ресурсах.
Для проведения работ по
модернизации и утеплению зданий
управляющая организация
может привлекать внебюджетные
источники финансирования, расплачиваясь
за них из эффекта от
сокращения закупок ресурсов. В
итоге:
· в краткосрочный период за
использования
счет эффективной деятельности
профессиональной управляющей
организации происходит переориентация
бюджетных расходов
из текущих (оплата потребляемых
ресурсов, в т.ч., потерь воды,
тепла) в капитальные (модернизация
зданий);
· в среднесрочный период,
при заключении нового договора
на управление происходит доМУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹1/2006 СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ
Стр.1