Кадатская1
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на государственном уровне была разработана и утверждена федеральная программа
развития образования. <...> Главная цель Программы развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из
факторов экономического и социального прогресса
общества. <...> Программа призвана решить ряд задач в области
образования, среди которых:
· обеспечение условий для реализации равных
прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
· создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах
личности, общества и государства;
· формирование и реализация экономических
механизмов развития системы образования;
· разработка норм и нормативов финансового,
материально-технического и иного ресурсного
обеспечения системы образования;
· реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий
жизни общества;
· введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
· и др. <...> Другими словами, отраслевое
законодательство существенным образом не ограничивает субъекта регионального нормотворчества
в выборе способов решения поставленных задач. <...> В то же время в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ к числу бюджетных полномочий органов местного самоуправления относится
76
«установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования», а также «установление порядка составления и рассмотрения
проекта местного бюджета». <...> Закрепление диспозитивного порядка реализации указанных полномочий <...>
Повышение_эффективности_управления_финансами_образовательной_сферы.pdf
Б. Кушнин, И. Кадатская1
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»
на государственном уровне была разработана
и утверждена федеральная программа
развития образования. Главная цель Программы –
развитие системы образования в интересах формирования
гармонично развитой, социально активной,
творческой личности и в качестве одного из
факторов экономического и социального прогресса
общества.
Программа призвана решить ряд задач в области
образования, среди которых:
· обеспечение условий для реализации равных
прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
·
создание нормативной правовой базы в области
образования, обеспечивающей функционирование
и развитие системы образования в интересах
личности, общества и государства;
· формирование и реализация экономических
механизмов развития системы образования;
· разработка норм и нормативов финансового,
материально-технического и иного ресурсного
обеспечения системы образования;
· реализация мер, обеспечивающих функционирование
системы образования в период формирования
новых социально-экономических условий
жизни общества;
· введение и реализация преемственных государственных
образовательных стандартов и соответствующих
им примерных образовательных программ
различных уровней и направлений образования;
·
и äð.
Основные цели и задачи Программы развиваются
соответствующими региональными программами,
которые учитывают национально-культурные,
социально-экономические, экологические, культурные,
демографические и другие особенности конкретного
региона. Другими словами, отраслевое
законодательство существенным образом не ограничивает
субъекта регионального нормотворчества
в выборе способов решения поставленных задач.
В то же время в соответствии со статьей 9 Бюджетного
кодекса РФ к числу бюджетных полномочий
органов местного самоуправления относится
76
«установление и исполнение расходных обязательств
муниципального образования», а также «установление
порядка составления и рассмотрения
проекта местного бюджета». Закрепление диспозитивного
порядка реализации указанных полномочий
муниципалитетами на уровне федерального законодательства
позволяет устанавливать порядок финансирования
учреждений образования на этапе
планирования бюджета органами местного самоуправления
в целях повышения социальноэкономической
эффективности бюджетных расходов
на образование.1
Таким образом, для субъектов как регионального,
так и муниципального уровня открываются возможности
нормативного характера (наряду с потребностями
в более эффективном управлении
системой образования) по решению поставленных
целей и задач.
Остановимся более подробно на такой задаче
как разработка норм и нормативов финансового,
материально-технического и иного ресурсного
обеспечения системы образования. Проблема оптимизации
бюджетных расходов, повышения эффективности
использования средств бюджетов
разного уровня остается одной из самых острых.
Значительная бюджетная затратность системы образования
порождает необходимость поиска способов
и механизмов повышения эффективности
экономики образования.
Одним из направлений деятельности ООО
«Центр прикладной экономики» является поиск рациональных
способов и механизмов расходования
бюджетных средств, направленных на повышение
эффективности экономики образовательной отрасли.
Специалистами Центра разработан алгоритм,
включающий последовательность действий, позволяющих
рационально распределять полученные
муниципалитетом в виде субвенции из регионального
бюджета финансовые ресурсы между конкретными
подведомственными образовательными учреждениями
и оценить реальный объем затрат, необходимых
для финансирования фонда оплаты тру1
Сотрудники ООО «Центр прикладной экономики».
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2005 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Стр.1