Нагорная
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ И ГЕРМАНИИ:
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ*
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования *
Сегодня во многих странах с
новой силой развернулись дискуссии, связанные с реформированием управления на местном и
региональном уровнях. <...> * Публикация подготовлена редакцией журнала на основе автореферата диссертации Нагорной Надежды
Владимировны «Реформы местного
самоуправления в России и Германии: территориальные и функциональные
аспекты
(сравнительноправовое исследование)» на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности
12.00.02 – конституционное право,
муниципальное право. <...> Для более детального изучения рассматриваемой проблемы
в качестве примера был взят еще
малоизвестный опыт территориальной и функциональной организации местного самоуправления северной земли ШлезвигГольштейн, где коммунальная
реформа проводится на протяжении последних нескольких лет. <...> Данный выбор был сделан потому, что: во-первых, с географической точки зрения земля Шлезвиг-Гольштейн и Калининградская
область имеют практически одинаковый размер территории и
численность
населения;
вовторых, с политико-экономических позиций земля ШлезвигГольштейн и Калининградская
область представляют собой приграничные регионы, внешние границы которых одновременно являются государственными границами, а их административные
центры – крупными портовыми
городами Балтийского моря; втретьих, с международной точки
зрения между Калининградской
областью и землей ШлезвигГольштейн существует многолетнее партнерство1. <...> Целью диссертационной работы является: выявить особенности реформы территориальной
и функциональной основ местного самоуправления в России и
Германии, а также выдвинуть
определенные варианты решения
проблем, возникающих в современный период при правовом
регулировании реформы территориальной и функциональной <...>
Реформы_местного_самоуправления_в_России_и_Германии_территориальные_и_функциональные_аспекты_(сравнительно-правовое_исследование).pdf
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Н. Нагорная
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ И ГЕРМАНИИ:
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ*
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
*
Сегодня во многих странах с
новой силой развернулись дискуссии,
связанные с реформированием
управления на местном и
региональном уровнях. Как в
рамках государственного и административного
права, так и с
позиций управленческой системы
организация местной власти
переходит в разряд ключевых
тем исследования и наиболее
перспективных для развития публичной
сферы. Зарубежный опыт
формирования местной власти
чрезвычайно обширен: он отражает
как национальные и политические
особенности реформы
местного самоуправления, так и
демонстрирует общие подходы к
преобразованию местного самоуправления.
В рамках выработки
оптимальной модели организации
местного самоуправления в
России и в ее субъектах представляется
целесообразным обратиться
к изучению зарубежных
муниципальных реформ.
В связи с этим особый интерес
представляет опыт Германии
– государства, основанного,
* Публикация подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Нагорной Надежды
Владимировны «Реформы местного
самоуправления в России и Германии:
территориальные и функциональные
аспекты (сравнительноправовое
исследование)» на соискание
ученой степени кандидата юридических
наук по специальности
12.00.02 – конституционное право,
муниципальное право. Работа выполнена
на кафедре государственного и
административного права юридического
факультета Санкт-Петербургского
государственного университета.
Научный руководитель: доктор
юридических наук, профессор Гриценко
Елена Владимировна.
80
как и Россия, на принципе федеративного
устройства с двухуровневой
системой местного
самоуправления. Для этих двух
стран характерна континентальная
правовая система. Кроме
того, Россия и Германия имеют
общие исторические корни в построении
системы местного самоуправления.
Для
более детального изучения
рассматриваемой проблемы
в качестве примера был взят еще
малоизвестный опыт территориальной
и функциональной организации
местного самоуправления
северной земли ШлезвигГольштейн,
где коммунальная
реформа проводится на протяжении
последних нескольких лет.
Данный выбор был сделан потому,
что: во-первых, с географической
точки зрения земля Шлезвиг-Гольштейн
и Калининградская
область имеют практически одинаковый
размер территории и
численность
населения;
вовторых,
с политико-экономических
позиций земля ШлезвигГольштейн
и Калининградская
область представляют собой приграничные
регионы, внешние границы
которых одновременно являются
государственными границами,
а их административные
центры – крупными портовыми
городами Балтийского моря; втретьих,
с международной точки
зрения между Калининградской
областью и землей ШлезвигГольштейн
существует многолетнее
партнерство1
.
Из всех приграничных регионов
Калининградская область, образованная
7 апреля 1946 г., в силу
1 10 февраля 1999 г. в Киле был
подписан Меморандум о сотрудничестве
между Калининградской областью
(РФ) и землей Шлезвиг – Гольштейн
(ФРГ).
своего эксклавного положения
занимает особое место в системе
приоритетов Российской Федерации.
Курс на долгосрочное партнерство
с Европейским Союзом
является стратегическим приоритетом
России. В этих условиях
Калининградская область призвана
стать пилотным регионом этого
реального партнерства.
Целью диссертационной работы
является: выявить особенности
реформы территориальной
и функциональной основ местного
самоуправления в России и
Германии, а также выдвинуть
определенные варианты решения
проблем, возникающих в современный
период при правовом
регулировании реформы территориальной
и функциональной
основы местного самоуправления
в России с учетом германского
опыта.
Для достижения поставленной
цели предлагается решить следующие
задачи:
– определить место территориальной
и функциональной реформ
местного самоуправления
в России и Германии в системе
проводимых реформ публичной
власти;
– выявить принципы и критерии
территориальной и функциональной
реформ местного самоуправления
в России и Германии;
– проанализировать проблемы,
послужившие серьезным
толчком для проведения современных
территориальной и функциональной
реформ местного
самоуправления в России и Германии;
–
раскрыть особенности реформирования
территориальной
и функциональной организации
местного самоуправления в рамках
двух национальных правовых
систем России и Германии (на
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹3/2010 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Стр.1