ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Союз Российских городов
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Б.Н. <...> ЕЛЬЦИНУ В 1991г.
(фрагмент)*
П
редварительное пояснение:
МВД дореволюционной России, прежде всего, было хозяйственным органом, задачей которого была организация и поддержка
функционирования местного хозяйства. <...> Неслучайно в дореволюционной России Министр МВД
одновременно мог быть и Премьер-министром (ведь «внутренние дела» и есть организация
жизни на местах – от здравоохранения до вывоза мусора). <...> Миф о
«полицейском государстве», активно распространявшийся большевиками, имел чисто политическую задачу. <...> Лишь с 1930-х гг. сложилась система, которую мы знаем
сегодня, когда органы внутренних
дел стали исключительно силовыми (карательными). <...> Самоуправление
в дореволюционный
период
Впервые самоуправление появляется во времена Екатерины
Великой. <...> В 1785 г. ею была введена, как основа гражданства,
частная собственность и одновременно объявлены городские
самоуправления. <...> С тех пор самоуправление пережило периоды
спадов (при Павле, Александре I
и Николае I), подъема Великих
реформ 60-х (отмена крепостного права), снова спада в начале
1890-х гг., вновь вырвалось вперед в феврале 1917 г. Конечно,
самоуправление и частная собственность были слишком слабы,
чтобы обеспечить равномерное и
поступательное движение вперед, но в целом процесс шел
успешно и набирал силу. <...> * Редакция журнала благодарит
Сергея Владимировича Вобленко за
предоставленный материал.
этап длился в России примерно
150 лет, и к его завершению российское самоуправление заняло
почетное место в ряду европейских форм гражданского общества. <...> Они проводились постепенно
и включали в себя по три крупных
подреформы:
· полицейскую, обеспечивающую контроль за самоуправлениями на местах (в 1782 г. и 1862 г.
соответственно);
· территориальную,
которая
упорядочивала территориальные
администрации и расширяла их
права и компетенцию (1782–
1785 гг. и 1862–1864 гг. соответственно);
· городскую реформу, вводящую самоуправление <...>
Докладная_записка_Б._Н._Ельцину_в_1991_г._(фрагмент).pdf
ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Союз Российских городов
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Б.Н. ЕЛЬЦИНУ В 1991г.
(фрагмент)*
сии, прежде всего, было хозяйственным
органом, задачей которого
была организация и поддержка
функционирования местного хозяйства.
Неслучайно в дореволюционной
России Министр МВД
одновременно мог быть и Премьер-министром
(ведь «внутренние
дела» и есть организация
жизни на местах – от здравоохранения
до вывоза мусора). Миф о
«полицейском государстве», активно
распространявшийся большевиками,
имел чисто политическую
задачу.*
НКВД Советской России 20-х гг.
П
также выполнял хозяйственные
функции. Лишь с 1930-х гг. сложилась
система, которую мы знаем
сегодня, когда органы внутренних
дел стали исключительно силовыми
(карательными).
1. Самоуправление
в дореволюционный
период
Впервые самоуправление появляется
во времена Екатерины
Великой. В 1785 г. ею была введена,
как основа гражданства,
частная собственность и одновременно
объявлены городские
самоуправления. С тех пор самоуправление
пережило периоды
спадов (при Павле, Александре I
и Николае I), подъема Великих
реформ 60-х (отмена крепостного
права), снова спада в начале
1890-х гг., вновь вырвалось вперед
в феврале 1917 г. Конечно,
самоуправление и частная собственность
были слишком слабы,
чтобы обеспечить равномерное и
поступательное движение вперед,
но в целом процесс шел
успешно и набирал силу. Первый
* Редакция журнала благодарит
Сергея Владимировича Вобленко за
предоставленный материал.
редварительное пояснение:
МВД дореволюционной Росэтап
длился в России примерно
150 лет, и к его завершению российское
самоуправление заняло
почетное место в ряду европейских
форм гражданского общества.
Дореволюционные
реформы
обладали сходными чертами.
Они
проводились постепенно
и включали в себя по три крупных
подреформы:
· полицейскую, обеспечивающую
контроль за самоуправлениями
на местах (в 1782 г. и 1862 г.
соответственно);
· территориальную, которая
упорядочивала территориальные
администрации и расширяла их
права и компетенцию (1782–
1785 гг. и 1862–1864 гг. соответственно);
·
городскую реформу, вводящую
самоуправление в городах
(1785 и 1870 гг. соответственно).
Полицейская
реформа всегда
образованию
предшествовала
самоуправлений в городах и появлению
представительных органов
земств (1782-178 гг. и 18621864
гг.).
Перед проведением реформ
всегда создавались специальные
комиссии:
· Комиссия для составления
нового Уложения Екатерины II;
· Комиссия А. Кохановского
1870 г.,
при Александре II.
В обоих случаях (в 1785 г. и в
пересмотренное
в
1892 г.) специально для городов
было разработано публичное
право в виде Городовых Положений
(по-современному – законов
об основах городского самоуправления).
Наконец,
обе цепочки реформ
были насильственно прерваны:
· первая цепочка – контрреформами
преемника Екатерины;
· вторая цепочка имела длительный
период трансформаций
вплоть до 1917 – начала
1918 года, когда предполагалось
создание самоуправлений сельских
волостей, изменение территориальных
администраций и
превращение России в федеративное
государство из 21 области
(образованных путем укрупнения
исторически сложившихся
губерний и уездов). Но и она была
прервана октябрьским переворотом,
насильственным разгоном
Учредительного собрания и
переходом к «военному коммунизму».
Интригуют
две особенности,
не встречающиеся больше нигде
в мировой практике: эволюционность
преобразований и осознанная
(целеположенная) работа
центра по формированию структуры
российской власти. Названные
черты были проявлением
глубинных закономерностей существования
российского государства.
Реформы власти следовали
за ходом политической и
экономической эволюции России
и в этом смысле не имели конечных
целей и конечных сроков
совершенствования: власть мягко
приспосабливалась к происходящим
изменениям в обществе,
многообразным и бесконечным,
как многообразна и бесконечна
сама жизнь, а не ломала
ее под свой шаблон. Однако
«приспособление» не имело ничего
общего с безвольным следованием
за событиями: центр
играл активную роль, создавая
условия для эволюционного развития
общества. Это была «эволюция
сверху», тщательно продуманная
и привязанная к местным
особенностям.
При анализе столетней эволюции
системы разделения властей
Империи (1802-1914 гг.) чувствуется
некий ритм реформирования,
гарантировавший центру
ведущую роль в осуществлении
эволюционного характера реСоюз
Российских городов. Докладная записка Б.Н. Ельцину в 1991 г. (фрагмент)
69
Стр.1