Новгородская область
ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В Администрацию Новгородской области поступают предложения органов местного самоуправления муниципальных районов области по объединению
сельских поселений. <...> Заместитель Главы администрации области Андрей Бегишев
сообщил, что в целях выработки
предложений о преобразовании
муниципальных образований области распоряжением Администрации области от 28.04.2009
¹97-рз создана рабочая группа,
в состав которой вошли представители комитета государственной гражданской службы Новгородской области, комитета информационной политики, комитета правового обеспечения и
контроля Администрации области, отраслевых комитетов – экономического, финансов, образования, здравоохранения, по управлению государственным имуществом, транспорта и дорожного хозяйства, – областной Думы,
Избирательной комиссии области, Ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области». <...> Уже проведено несколько заседаний рабочей группы, в ходе
которых принята концепция оптимизации территориальной организации местного самоуправления в Новгородской области и
составлен график рассмотрения
предложений органов местного
самоуправления муниципальных
районов области по объединению сельских поселений. <...> С 1 января 2006
года на территории Новгородской области образовано 199
вновь образованных (в результате преобразования сельсоветов)
городских и сельских поселений
(21 городское поселение и 178
сельских поселений). <...> Городские
и сельские поселения входят в
состав территории соответствующих муниципальных районов,
но являются самостоятельными
муниципальными образованиями
с собственными полномочиями,
органами и должностными лицами местного самоуправления. <...> В 115-ти (58% от общего количества поселений) поселениях
области постоянно проживает
менее 1000 человек. <...> Наличие значительного
количества сельских поселений с
низким уровнем постоянно <...>
Оптимизация_или_контрреформа.pdf
Процесс
ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ КОНТРРЕФОРМА?
Новгородская область
ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В Администрацию Новгородской
области поступают предложения
органов местного самоуправления
муниципальных районов
области по объединению
сельских поселений.
Заместитель Главы администрации
области Андрей Бегишев
сообщил, что в целях выработки
предложений о преобразовании
муниципальных образований области
распоряжением Администрации
области от 28.04.2009
¹97-рз создана рабочая группа,
в состав которой вошли представители
комитета государственной
гражданской службы Новгородской
области, комитета информационной
политики, комитета
правового обеспечения и
контроля Администрации области,
отраслевых комитетов – экономического,
финансов, образования,
здравоохранения, по управлению
государственным имуществом,
транспорта и дорожного
хозяйства, – областной Думы,
Избирательной комиссии области,
Ассоциации «Совет муниципальных
образований Новгородской
области».
Уже проведено несколько заседаний
рабочей группы, в ходе
которых принята концепция оптимизации
территориальной организации
местного самоуправления
в Новгородской области и
составлен график рассмотрения
предложений органов местного
самоуправления муниципальных
районов области по объединению
сельских поселений.
С чем связана необходимость
принятия и реализации Концепции?
В
Новгородской области, как и
в других субъектах Российской
Федерации, с 2004 года в установленные
федеральным законом
сроки осуществляются мероприятия
по реализации Федерального
закона от 6 октября
2003 года ¹131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации». С 1 января 2006
года на территории Новгородской
области образовано 199
вновь образованных (в результате
преобразования сельсоветов)
городских и сельских поселений
(21 городское поселение и 178
сельских поселений). Городские
и сельские поселения входят в
состав территории соответствующих
муниципальных районов,
но являются самостоятельными
муниципальными образованиями
с собственными полномочиями,
органами и должностными лицами
местного самоуправления.
В 115-ти (58% от общего количества
поселений) поселениях
области постоянно проживает
менее 1000 человек. Численность
населения 18-ти сельских поселений
области не превышает 300
человек. Наличие значительного
количества сельских поселений с
низким уровнем постоянно проживающего
населения объясняется
тем, что при утверждении
границ сельских поселений соблюдался
принцип, установленный
частью 1 статьи 11 Федерального
закона ¹131-ФЗ, согласно
которому границы сельского
поселения, в состав которого
входят два и более населенных
пункта, как правило, устанавливались
с учетом пешеходной
доступности до его административного
центра и обратно
в течение рабочего дня для жителей
всех населенных пунктов,
входящих в его состав.
Практика реализации реформы
местного самоуправления в
области показала, что именно в
этих поселениях наиболее актуальны
проблемы реальной способности
органов местного самоуправления
решать вопросы
местного значения ввиду отсутствия
или незначительности налогооблагаемой
и ресурсной базы.
В
2008 году расходные обязательства
бюджетов городских и
сельских поселений области были
обеспечены собственными
доходами в среднем только на
22% (14,3% в среднем по сельским
поселениям). Доля собственных
доходов в общем объеме
доходов 112 поселений области
не превышает 10%. Только в семи
поселениях более половины
доходной части бюджета обеспечены
собственными доходами.
Кроме того, в среднем по области
23% (38,8% по сельским
поселениям) расходной части
бюджетов поселений области
составляют расходы на содержание
органов местного самоуправления
и лишь чуть более
половины на решение вопросов
местного значения. В некоторых
сельских поселениях этот показатель
превышает 80%. Таким
образом, более половины сельских
поселений области самостоятельно
«зарабатывают» менее
10% от общего объема доходов
бюджета, при этом расходуя
на содержание своего аппарата
более 50% расходной части своего
бюджета.
Недостаточная
финансовая
обеспеченность органов местного
самоуправления поселений
приводит к тому, что многие попросту
передают часть своих
полномочий на уровень муниципального
района, превращаясь в
передаточное звено между населением
и органами местного самоуправления
муниципальных
районов.
В 2009 году заключено
656 соглашений о передаче осуществления
части полномочий по
решению вопросов местного
значения от поселений муниципальным
районам.
В связи с качественно новыми
полномочиями и перечнем вопросов
местного значения, которые
должны решать вновь образованные
муниципальные образования
с 1 января 2006 года,
остро проявилась проблема недостаточного
уровня профессионального
образования муниципальных
служащих.
Процесс. Оптимизация или контрреформа?
17
Стр.1