ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А. Асланов, М. Гюльалиев1
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ2
Введение
Современный Азербайджан –
интенсивная
развивающаяся1
страна. Восстановив свою независимость
в 1991 ãîäó, республика
продолжает твердо идти по
пути осуществления реформ в
политической, экономической и
социальной сферах. В системе
государственного строительства
особое место принадлежит местному
самоуправлению.2
1. Анализ нормативноправового
обеспечения
органов местного
самоуправления
С принятием Конституции
страны в декабре 1995 года
впервые после восстановления
независимости были заложены
основы формирования и функционирования
органов местного
самоуправления. Статьи 142,
143, 144, 145, 146, 9-îé Главы
Конституции полностью посвящены
органам местного самоуправления,
которые
должны
формироваться на основе демократических
выборов, коллегиальной
деятельности, а также
материально-финансовой независимости
этих органов.
Основы существования местного
самоуправления были разработаны
и нашли дальнейшее развитие
в принятых 25 законах и во
многих поправках к ним. К числу
принятых основных законов можно
отнести следующие законы: «О
правах выборов в муниципалите1
Асланов Айдын Мираббасзаде, координатор
проектов по местному самоуправлению
Центра Гражданских
Инициатив (ÍÏÎ, ã. Áàêó);
Гюльалиев Маис Гюльали оглы, Координатор
Центра Гражданских Инициатив
(НПО, г. Баку), кандидат философских
наук.
2
Доклад экспертов из Азербайджана
Европейскому клубу экспертов
местного самоуправления.
96
òû» (1999)3
, «О статусе муниципалитетов»
(1999), «Î финансовых
основах муниципалитетов» (1999),
«О статусе члена муниципалитетов»
(1999), «Î муниципальной
ñëóæáå» (1999 ), «Î территориях и
землях муниципалитетов» (2001),
«О водном хозяйстве муниципалитетов»
(2001), «Îá административном
контроле за деятельностью
муниципалитетов» (2003) и ряд
других. Более того, в ряд кодексов,
в частности, в земельный,
трудовой, налоговый и др., были
включены положения, регулирующие
деятельность местных органов
самоуправления. Ряд постановлений
Кабинета Министров
республики и положений центральных
исполнительных органов
власти также регламентируют деятельность
муниципалитетов.
В системе правового обеспечения
органов местного самоуправления
особо значимое место
принадлежит Европейской
Хартии «О местном самоуправлении»
(1985). При вступлении в
Совет Европы Азербайджан принял
на себя обязательства ратифицировать
Европейскую Хартию
«О местном самоуправлении».
Хартия была ратифицирована
законом Азербайджанской Республики
от 28 января 2002 года
«Об утверждении Европейской
Хартии о местном самоуправлении».
Этот международный правовой
документ устанавливает
основные принципы создания и
деятельности органов местного
самоуправления, хотя странычлены
имеют право приводить те
или иные положения Хартии в
соответствие с местными реалиями.
Законодательно положения
Хартий рассматриваются как
часть законодательной системы,
и ее положения имеют первостепенные
значения. В настоящее
3 Вступивший в силу в 2003 году Избирательный
Кодекс Азербайджанской
республики заменил закон «О правах
выборов в муниципалитеты» (1999).
время проводится имплементация
ряда положений Хартии с
действующим законодательством
о местном самоуправлении.
Хотя продолжается создание
правовой базы для местного самоуправления,
но тем не менее
имеется правовой вакуум, для
восполнения которого необходимо
разработать и принять новые законы.
К примеру, необходим закон,
который напрямую регулировал
бы присущие органам местного
самоуправления задачи и функции,
четко определял вопросы,
связанные с административнотерриториальными
рамками муниципальных
образований. Недостаточно
четко отработан закон «Об
управлении муниципальными землями»,
а также приложения и дополнения
к нему, что приводит к
злоупотреблению и коррупции в
отношении муниципальных земель,
отведенных законом для
распоряжения и управления муниципалитетами.
Следует отметить,
что не менее важное значение для
деятельности органов местного
самоуправления имеет регламентация
положений дел в области
оказания муниципальных услуг.
Так, поскольку региональное и
социальное развитие является
приоритетным в деятельности муниципалитетов,
необходимо разработать
закон, в котором четко
были бы определены, как и в каких
объемах должны быть использованы
муниципальные ресурсы, а
также юридически закреплена
роль муниципалитетов во время
проведения государственных программ
экономического и социального
развития регионов.
Таким образом, законодательную
базу органов местного самоуправления
составляют законы о
местном самоуправлении, Конституция
Азербайджанской Республики,
законы и акты исполнительных
органов власти (также
Конституция Нахичеванской Автономной
Республики, законодаМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2008 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Стр.1