ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
А. Храмцов
УПРОЩЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МАЛЫХ ГОРОДОВ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ:
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ÂÅÊÎÂ1
малых поселениях Сибири в конце
XIX – начале XX ââ. в последнее
время все чаще становятся
объектом рассмотрения исследователей2.
К сожалению, города
Тобольской губернии на сегодняшний
день практически не
подвергались специальному изучению,
поэтому в этой работе
основной упор сделан на архивные
источники и другие справочные
материалы по дореволюционному
периоду.
Согласно Городовому положеП
нию
1892 ã.3 в поселениях, в которых
применение его правил в
полном объеме признавалось
невозможным в силу недостаточности
городских средств, характера
занятий населения и уровня
развития торговли и промыслов,
вводилось упрощенное город1
Работа выполнена в рамках
гранта ТюмГУ 2005 ã.
2 К примеру, Литягина А. В. Городское
и сословное самоуправление
Западной Сибири в конце ХIХ –
начале ХХ вв.//Актуальные вопросы
истории Ñèáèðè. Áàðíàóë. 2001.
Ñ.193–197; Макарчук Ñ. Â. Общественное
самоуправление в малых
городах Сибири (вторая половина
XIX – начало XX ââ.)//Ãîðîäñêàÿ
культура Сибири: динамика культурно-исторических
роблемы1
становления и
развития самоуправления в
ское общественное управление
(Приложение к ñò. 22). Такие города
перечислялись в особом
расписании. Предложения министра
внутренних дел о включении
или исключении отдельных городов
из этого списка утверждались
императором. Упрощенное
управление не вводилось в губернских
и приравненных к ним
центрах. Развитие и дополнение
нормы данного закона получили
в утвержденной 30 мая 1893 ã.
министром внутренних дел специальной
«Инструкции по организации
городских упрощенных
управлений», состоявшей из 39
статей4.
Как
известно,
нии села в безъуездный город с
введением в нем упрощенного
городского устройства, однако,
им было отказано6.
Исследуемые центры в силу
городские
управления губернии были реорганизованы
в 1892–1895 ãã. Города
Туринск, Тюкалинск, Березов,
Ялуторовск и Сургут в связи с
малочисленностью
различных условий (климатических,
экономических, демографических)
существенно отличались
от других поселений: низкая
плотность населения, малочисленность
(или отсутствие) дворянства
и купечества, специфичность
занятий жителей, высокий
процент торговцев и скупщиков,
военных, ссыльных, разночинцев,
отсутствие земств, особый климат
и пр. Все эти факторы, так
или иначе, отражались и на развитии
самоуправления7.
Перечисленные в таблице 2
населения,
процессов.
Îìñê. 2001. Ñ.164–167; Ноздрин
Г.А. Местное самоуправление
Каинска и Колывани во второй половине
XX – начале XX â.//Ìåñòíîå
самоуправление в истории Сибири
XIX-XX в. Материалы научной конференции.
Новосибирск. 2004.
Ñ.99–107; Ус Ë. Á. Об особенностях
начального этапа самоуправления
в Новониколаевске.//Там же.
Ñ.122–130.
3 ÏÑÇ. Ñîáð. III. Ò. ÕII. Îòä. 1-å.
ÑÏá. 1895. Cò.8708. Ñ.433–456.
дефицитом бюджетов, а также
отсутствием крупных торговопромышленных
предприятий, подлежали
«переводу» на упрощенное
управление (ñì. òàáë. 1, 2). Причем
в 4-х из них действовавшие
по положению 1870 ã. думы и
управы подлежали закрытию, а в
Сургуте общегородская власть
образовывалась впервые, поскольку
до этого в нем функционировало
мещанское сословное
управление5. К тому же добавим,
что в 1904 ã. жители села Обдорского
(сегодня г. Салехард)
ходатайствовали о переименова4
Щегловитов С. Г. Городовое
положение с законодательными
мотивами, разъяснениями и дополнительными
узаконениями.
ÑÏá.,
1912. Ñ.453–455.
5 См.: Приговор жителей г. Сургута
о введении в нем Городового
положения 1892 г. в упрощенном
виде (ÒÔ ÃÀÒÎ. Ô. È-152. Îï.35.
Ä.501. Ë.2).
6 ТФ ÃÀÒÎ. Ô. È-152. Îï.35.
Ä.633. Ë.45–51; 128–128 îá.
7 Лен К. В. Особенности западносибирского
городского самоуправления.//Актуальные
вопросы
истории Ñèáèðè. Áàðíàóë. 2000.
Ñ.147–150.
8 Свод законов Российской империи.
Ò.2. ÑÏá. 1892. Ñ.42.
А. Храмцов. Упрощенное самоуправление малых городов Тобольской губернии …
77
показатели развития в значительной
степени определяли характер
деятельности и возможности
упрощенных управлений.
Так, первой проблемой, с которой
сталкивались самоуправления
малых поселений, являлись
выборы в городские собрания,
определение участников этого
процесса, подбор квалифицированного
руководящего состава.
Порядок выборов по закону был
следующим: губернатор назначал
лицо, под председательством
которого домохозяева, владевшие
в течение 1 года недвижимостью
в пределах города стоимостью
не менее 100 ðóá.8, выбирали
из своего состава городских
уполномоченных сроком на 4 го
Стр.1