Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской Империи) (66,00 руб.)

0   0
Первый авторКирьян
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц6
ID172953
АннотацияАвтор рассматривает основные этапы становления и развития местного самоуправления. Как в XVIII – начале XIX вв. власть манипулировала самоуправлением для сглаживания остроты противостояния центра и провинции.
Кирьян, П. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской Империи) : статья / П. Кирьян .— Муниципальное право №14 .— : Институт муниципального управления, 2005 .— 6 с. — С.59-64 .— URL: https://rucont.ru/efd/172953 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кирьян ТРАДИЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (НА ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)1 Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно, в кризисные, отчетливо проявлялись две, на первый взгляд диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны объединение на основе сильной центральной власти, а с другой разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. <...> Причиной тому были как объективные исторические и социальноэкономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей быть всевластными хозяевами в своих пределах. <...> В периоды «смутного времени» самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. <...> При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. <...> Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции. <...> Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским» и «губным» старостам, избираемым населением. <...> В задачу местных властей входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. <...> Несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления. <...> В 1708 г. Петр I создал 8 губерний, а к концу царствования число их дошло до 12. <...> Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников. <...> Петровская губерния являлась лишь частью административного механизма, одной из основных функцией которого была организация армии и ее финансирование. <...> С этой целью в каждой губернии выбирался совет ландратов. <...> 1 Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. <...> С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового налога подушной <...>
Традиция_местного_самоуправления_в_России_(на_историческом_материале_Российской_Империи).pdf
П. Кирьян ТРАДИЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (НА ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)1 Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно, в кризисные, отчетливо проявлялись две, на первый взгляд диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны – объединение на основе сильной центральной власти, а с другой – разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социальноэкономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей быть всевластными хозяевами в своих пределах. Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, а иногда незаметно проявлялась и третья тенденция – становление и развитие местного самоуправления. В периоды «смутного времени» самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции. Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским» и «губным» старостам, избираемым населением. В задачу местных властей входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления. XVII век объявил войну реформам XVI ñòîëåòèÿ. Чиновники-воеводы вытеснили «выборных людей». В 1708 ã. Петр I создал 8 ãóáåðíèé, а к концу царствования число их дошло до 12. Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников. Петровская губерния являлась лишь частью административного механизма, одной из основных функцией которого была организация армии и ее финансирование. С этой целью в каждой губернии выбирался совет ландратов. Решения принимались большинством голосов, которому должен был подчиняться и губернатор. С 1719 г. Петр I предпринял новую реформу, приведшую к дальнейшей бюрократизации страны и централизации административной системы. Ландратские коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены центральные коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты.1 Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Перед бюрократией были поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности. Не будучи в состоянии дисциплинировать администрацию, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового налога – подушной подати. Земский комиссар выбирался местным дворянским обществом сроком на 1 год, был ответственен перед своими избирателями и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта должность всецело подчинилась влиянию коронной администрации. К Петру же восходят и первые попытки переустройства городской жизни по западноевропейскому образцу. В 1699 году им были изданы Указы об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в остальных городах, а в 1718–1724 ãã. они были заменены магистратами, с целью устранения вмешательства местных приказных властей в дела посадских общин. Как и земские избы, магистраты являются почти исключительно учреждениями судебными и административно-финансовыми. Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала в конце ХVIII века при Екатерине II. В 1766 ã. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от 1 Кирьян П. А. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской Империи) // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы íàðîäîâ. / Îòâ. ðåä.: ä.ô.í., ïðîô. Â. Ä. Çîòîâ. – Ì.: МАКС Ïðåññ, 2001. Ñ. 55–64. П. Кирьян. Традиция местного самоуправления в России 59 ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Стр.1