ПРОГРАММА
А. Константинов
МЕНЕДЖЕР, ЧИНОВНИК, БЮРОКРАТ?*
В
сфере управления*
трансформационным
российским
обществом происходит процесс
взаимопроникновения и
взаимодействия двух культур
управления – «менеджерской» и
«чиновничьей» (государственноадминистративной).
Этот процесс,
противоречивый по своей
направленности и содержанию,
характеризуется появлением ряда
парадоксов в общественном
сознании, которые нашли свое
отражение в практике государственного
и
муниципального
управления.
«Революция менеджеров»,
перейдя границы своей
«производственной территории»,
распространяется на те сферы
жизнедеятельности российского
общества, управление которыми
в истории России традиционно
осуществлялось государственной
бюрократией с ее сложившейся
управленческой культурой.
Термины
«менеджер-чиновник»,
«чиновник-менеджер», «государственный
служащий-менеджер»
введены в научный оборот
представителями экономической
науки.1
На наш взгляд, в самом понятии
«чиновник-менеджер» в государственном
и муниципальном
*
К вопросу о статусе менеджерачиновника
в области государственного
и муниципального управления.
А.С. Константинов, кандидат исторических
наук, доцент кафедры государственного
и муниципального
управления Поморского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
1
Лексин
В.Н., Лексин И.В., Чучелина
Н.Н. Качество государственного
и муниципального управления и
административная реформа. М.:
«Европроект». 2006. С.42; Одинцов
А.А. Государственное и муниципальное
управление: введение в специальность:
учебник // А.А. Одинцов.
М.: Издательство «Экзамен». 2007;
Яновский В.В., Кирсанов С.А. Введение
в специальность «Государственное
и муниципальное управление»:
Учеб. пособие. СПб.: Изд-во
СЗАГС. 2007. С.25.
60
управлении содержатся два
взаимоисключающих начала, которые
в научно-теоретическом
плане должны по идее дополнять
друг друга. В нем прослеживается
попытка их взаимопроникновения,
сближения и взаимообогащения.
Поиск научного компромисса
в данном вопросе возможен,
на наш взгляд, при условии
выработки ясного и четкого
определения статуса чиновникаменеджера
и анализа содержания
его деятельности в системе
государственного и муниципального
управления.
В государственном образовательном
стандарте высшего
профессионального образования
по специальности 061000 – Государственное
и муниципальное
управление (1995, 2000 гг.) используется
два понятия: «менеджер»
(подпункт 1.3.3 ГОСа от 2
марта 2000 г.) и «специалист государственного
и муниципального
управления – менеджер»
(пункт 1.4. того же ГОСа).
Возникает несколько закономерных
вопросов:
· Можно ли рассматривать
термины «менеджер» и «специалист
государственного и муниципального
управления – менеджер»
идентичными по своей сущности
и содержанию?
· Есть ли различия в содержании
деятельности государственного
и муниципального служащего
и менеджера?
· И можно ли относить специальность
«государственное и
муниципальное управление» к
группе специальностей экономики
и управления с присвоением
квалификации «менеджер»?
Рассмотрим образ менеджера-чиновника
в роли специалиста.
Можно согласиться с мнением
Э.М. Короткова, который отмечает,
что «у нас сложилось
неправильное понимание того,
что такое специалист». Нередко
под специалистом понимается
человек, освоивший определенное
количество навыков в некоторой
сфере деятельности. Отсюда
и стремление, с одной стороны,
дать знания, обслуживающие
как бы получение этих навыков,
а с другой – возникает необходимость
привить эти навыки.
Данный подход в образовании
обусловлен тем, что сфера будущей
деятельности этого специалиста
носит весьма ограниченный
характер, что обуславливается
потребностями профессионализма,
необходимостью
лучше
закрепить эти навыки.
Специалист может быть и широкопрофильным
и узкопрофильным.
Широкопрофильный
специалист предстает как специалист,
имеющий профессиональные
навыки
обобщения
практических проблем, переключения
на новые, смежные проблемы,
это специалист системного
использования методов
анализа, способный глубоко понять
проблему и найти нетрадиционное
ее решение.2
Возникает закономерный вопрос:
«Какого специалиста в области
государственного и муниципального
управления – широкопрофильного
или узкопрофильного
– призвана осуществлять
подготовку высшая школа?»
Как показывает анализ основных
требований к специалистуменеджеру,
предъявляемых государственным
образовательным
стандартом (2000 г.), последний,
по существу, «узаконивает» требования.
В соответствии с госстандартом
высшей школе предлагается
одновременно готовить,
с одной стороны, широкопрофильных
специалистов-менеджеров
в области государственного
и муниципального управления,
а с другой – узкопрофильных
специалистов-менеджеров
в
2 Коротков Э.М. Управление качеством
образования: Учебное пособие
для вузов. М.: Академический проспект;
Мир. 2006. С.72.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹4/2009 ПРОГРАММА
Стр.1