ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. главный редактор, д.м.н. <...> Управление
качеством обычно включает в себя разработку политики и целей в области качества, планирование качества, формирование соответствующей организационной структуры управления качеством,
трудовую мотивацию персонала в сфере обеспечения качества, осуществление контроля качества. <...> Таким образом, управление качеством медицинской помощи (КМП) можно
рассматривать как единый непрерывный процесс осуществления взаимосвязанных функций менеджмента на
основе связующих процессов (принятия
управленческих решений и коммуникации) для определения и достижения
целей в области качества. <...> Например, можно
отлично спланировать действия по повышению КМП, сформировать соответствующую организационную структуру,
наладить действенный контроль, но не
суметь выстроить систему трудовой
мотивации персонала. <...> Другими словами, планирование в этой сфере представляет собой
это процесс определения целей в области качества и путей их достижения, а
3
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2011 г. №8
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
также разработку конкретного плана
действий. <...> 4
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2011 г. №8
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
сроки) мы это сделаем. <...> На первом этапе при разработке целей в области качества необходимо
учитывать:
- фактические и будущие потребности потребителей в медицинских и иных
услугах;
- фактические и будущие потребности других заинтересованных сторон
(органов управления здравоохранением, страховых медицинских организаций, фондов ОМС, общественных организаций пациентов и т.д.);
- фактические и будущие потребности самой медицинской организации (в
финансовых, кадровых, материальнотехнических, информационных ресурсах, медицинских и иных технологиях);
- действующие нормативно-правовые акты и возможность их изменения;
- результаты комплексного аудита
деятельности медицинской <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№8_2011.pdf
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого
московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д.м.н.,
профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки Российской
Федерации
СКВИРСКАЯ Г.П. - заведующая лабораторией НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением Первого московского государственного медицинского университета имени
È.Ì. Ñå÷åíîâà, ä.ì.í., профессор
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Первого московского
государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹8 (àâãóñò)
2011 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Функции менеджмента качества в системе здравоохранения ................................
Основные направления деятельности по формированию единой системы
управления качеством медицинской помощи на региональном уровне ..................
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Проверка организации обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ ...........
КАЧЕСТВО ФАРМАКОТЕРАПИИ
Качество инъекционных и инфузионных растворов аптечного изготовления .........
Использование наркотических средств при купировании острых и хронических
болевых синдромов .................................................................................................
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
"Рейтинг" страховых медицинских организаций разработал фонд ОМС
Свердловской области .............................................................................................
Опыт работы отдела контроля технологий и стандартов медицинской помощи
территориального фонда ОМС Ивановской области ...............................................
Система оценки качества скорой медицинской помощи в Челябинске ..................
Порядок проведения выборочного контроля работ по бесплатному
зубопротезированию ...............................................................................................
Социологическая оценка организации и качества проведения дополнительной
диспансеризации работающих граждан в Костромской области .............................
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества
медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования ............
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Обеспечение качества в медицинских учреждения США .........................................
Зачем украинскому здравоохранению система управления качеством? .................
ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
Этический кодекс общественных объединений пациентов, обществ по защите
прав пациентов и некоммерческих организаций, действующих в интересах
пациентов ................................................................................................................
3
14
17
19
21
33
35
39
42
43
44
56
73
75
2
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2011 г. ¹8
Стр.2