12_10_01.qxd
23.11.2010
19:24
Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Как измерить качество помощи пациентам, стоящим на пороге смерти? <...> Ру"
Число пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи на заключительном
этапе жизни, возрастает. <...> По данным Всемирного альянса паллиативного ухода
во всем мире более 100 млн. пациентов ежегодно нуждаются в паллиативной
помощи, но на деле ее получают менее 8%. <...> В ходе создания "индекса качества
смерти" эксперты изучили доступность социальных и медицинских
служб в 40 странах, качество их работы, осведомленность людей о том,
какие услуги им доступны, а также
особенности национальных культур,
связанные с восприятием смерти. <...> Число пациентов, нуждающихся в
паллиативной помощи на заключительном этапе жизни, возрастает. <...> По
данным Всемирного альянса паллиативного ухода во всем мире более
100 млн. пациентов ежегодно нуждаются в паллиативной помощи, но на
деле ее получают менее 8%. <...> Индекс качества
смерти (Quality of Death Index) измеряет уровень и качество ухода за
престарелыми и безнадежно больными людьми в завершающий период их
жизни. <...> К работе
над созданием нового индекса присоединилась и британская компания
3
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2010 г. №12(60) <...> Эксперты заявили о низком качестве смерти в большинстве стран. <...> E-mail: zdrav1@mail.ru
Дополнительная информация на сайте www.centrzdrav.com
5
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2010 г. №12(60) <...> И чем более напряженными становятся отношения между сторонами, тем более вероятно, что действия противоположной
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2010 г. №12(60) <...> Особенность конфликтного восприятия проявляется в том, что по мере нарастания напряженности в конфликте, у
каждого участника возникает ощущение, что противоположная сторона
имеет больше свободы в выборе действий. <...> Знание феномена конфликтного восприятия позволяет в значительной степени преодолеть негативные моменты,
затрудняющие диалог, так как в этом
случае поведение сторон оказывается <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№12_2010.pdf
˚ ˇ„12_10_01.qxd 23.11.2010 19:24 Page 1
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого
московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д.м.н.,
профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки Российской
Федерации
СКВИРСКАЯ Г.П. - заведующая лабораторией НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением Первого московского государственного медицинского университета имени
È.Ì. Ñå÷åíîâà, ä.ì.í., профессор
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Первого московского
государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹12 (äåêàáðü)
2010 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
˚ ˇ„12_10_01.qxd 23.11.2010 19:24 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Как измерить качество помощи пациентам, стоящим на пороге ñìåðòè? ..............
Конфликтная ситуация в трудовом коллективе учреждения здравоохранения как
фактор риска снижения эффективности и качества лечебно-диагностического
процесса ..................................................................................................................
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
О некоторых организационных аспектах обеспечения качества экспертной
деятельности в учреждениях здравоохранения ........................................................
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Территориальное положение о контроле качества и объемов медицинской
помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан
Приморского края ....................................................................................................
Об организации контроля качества медицинской помощи на фельдшерскоакушерских
пунктах ..................................................................................................
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Безопасность пациентов как важнейшее условие обеспечения качества
медицинской помощи в Республике Беларусь .........................................................
Вопросы качества медицинской помощи в государственной программе развития
здравоохранения Казахстана на 2011-2015 годы ....................................................
Влияние сравнительного анализа на эффективность и качество медицинской
помощи ....................................................................................................................
ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности ......................................
ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
Медицинские исследования на людях .....................................................................
Общественность недовольна "мягкими" приговорами судов в отношении врачей,
виновных в смерти маленьких детей .......................................................................
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ГОСТ Р 53092-2008 Системы менеджмента качества. Рекомендации по
улучшению процессов в учреждениях здравоохранения ..........................................
26
35
36
47
48
51
10
3
6
13
24
54
"Âîïðîñû экспертизы и качества медицинской ïîìîùè" 2010 ã. ¹12(60)
2
Стр.2