01_10_01.qxd
24.12.2009
17:51
Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Менеджмент качества медицинской помощи как научно-практическая дисциплина
3
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Центры здоровья с позиций доказательной медицины ...........................................
11
Фармакотерапия, основанная на доказательствах ...................................................
14
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Правовые границы использования стандартов в медицине как основного
показателя при контроле качества медицинской помощи .......................................
20
КАЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДПОМОЩИ
Введение родовых сертификатов положительно отразилось на качестве оказания
медицинской помощи женщинам во время беременности и родов ........................
24
Система оценки качества специализированной медицинской помощи
пострадавшим от травм опорно-двигательного аппарата в Республике Беларусь . <...> 01_10_01.qxd
24.12.2009
17:51
Page 3
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНА
Татарников М.А. - заведующий отделом НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением
Московской медицинской академии им. <...> Управление качеством медицинской помощи (КМП) является прикладной научно-практической дисциплиной, включающей в себя общую теорию менеджмента качества, накопленные эмпирические данные в области обеспечения
КМП, методы исследования и практику использования разработанных управленческих технологий. <...> В основе эффективного управления КМП лежат количественные методы изучения, включая математическое моделирование, системный, процессный и социально-психологический подходы. <...> Менеджмент КМП является составной (и важнейшей!) частью интегрированной системы управления как отдельными лечебно-профилактическими
учреждениями, так и здравоохранением
в целом. <...> Сюда еще обычно добавляют связующие процессы в виде коммуникаций
и принятия решений как центрального
звена теории управления. <...> Таким образом, планирование <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№1_2010.pdf
˚ ˇ„01_10_01.qxd 24.12.2009 17:51 Page 1
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор, член-корреспондент
РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹1 (ÿíâàðü)
2010 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
˚ ˇ„01_10_01.qxd 24.12.2009 17:51 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Менеджмент качества медицинской помощи как научно-практическая дисциплина
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Центры здоровья с позиций доказательной медицины ...........................................
Фармакотерапия, основанная на доказательствах ...................................................
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Правовые границы использования стандартов в медицине как основного
показателя при контроле качества медицинской помощи .......................................
КАЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДПОМОЩИ
Введение родовых сертификатов положительно отразилось на качестве оказания
медицинской помощи женщинам во время беременности и родов ........................
Система оценки качества специализированной медицинской помощи
пострадавшим от травм опорно-двигательного аппарата в Республике Беларусь .
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Алгоритм проведения ведомственной/вневедомственной экспертизы качества
стационарной медицинской помощи в Новгородской области ................................
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Анализ использования ресурсов и эффективности госпитализации в США ...........
О недобросовестной практике научных медицинских исследований ......................
ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
Об информировании граждан о наборе и порядке оказания бесплатных
медицинских и иных услуг, предоставляемых за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов ..........
Порядок рассмотрения обращений граждан в системе обязательного
медицинского страхования ......................................................................................
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
Примерное положение о порядке организации и проведения экспертизы качества
медицинской помощи в учреждении здравоохранения ...........................................
Примерное положение об организаторе экспертизы качества медицинской
помощи в учреждении здравоохранения .................................................................
Примерное положение об эксперте качества медицинской помощи в учреждении
здравоохранения .....................................................................................................
Журнал по экспертизе качества медицинской помощи ...........................................
Претензия ................................................................................................................
71
76
77
78
78
3
11
14
20
24
32
45
55
58
63
65
"Âîïðîñû экспертизы и качества медицинской ïîìîùè" 2010 ã. ¹1(49)
2
Стр.2