Н. Лернер
Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Анненков, Павел Васильевич, известный писатель. Родился в семье богатого симбирского
помещика 19 июля 1812 года; образование получил в горном корпусе, где дошел до старших,
специальных классов, а затем слушал лекции в Петербургском университете, по философскому
(историко-филологическому) факультету. В 1833 году поступил на службу, по финансовому ведомству,
которую вскоре оставил. Сильное влияние оказал на него Белинский, к кружку которого он примкнул в
1839 году и об участниках которого впоследствии написал чрезвычайно ценные воспоминания
("Замечательное десятилетие" и пр.). В 1840 году А. уехал за границу, где провел несколько лет, от
времени до времени наезжая, впрочем, в Россию. На Западе он очень интересовался социальными
движениями и, между прочим, свел знакомство с К. Марксом. Письма его из-за границы, адресованные
сначала к Белинскому, печатались в "Отечественных Записках"; они касались и общественной стороны
европейской жизни, и литературной, и художественной. Они еще теснее скрепили связь А. с кружком
Белинского, которого А. в 1847 году взял на свое попечение и возил за границу для лечения. Когда в
руки друзей Белинского перешел "Современник", А. в нем стал помещать свои "Письма из
Парижа" (1847 - 48); о парижской революции "безумного года" он рассказал впоследствии в статье:
"Париж в 1848 году". В конце этого года А. вернулся в Россию, и в первой книге "Современника" в 1849
году напечатал "Заметки о русской литературе 1848 года", которыми открылась деятельность его как
критика. Поселившись в своей казанской деревне, А. напечатал в "Современнике" в 1849 году
"Провинциальные письма". Это лучшая из беллетристических вещей А.; ранее появились в
"Современнике" повесть "Кирюша" (1847) и рассказ "Она погибнет" (1848). По поводу последнего
Белинский писал ему: "род вашего таланта не такой, какой нужен поэту, для рассказчика же у вас
гораздо больше таланта, чем сколько нужно". Критика очень сочувственно встретила "Провинциальные
письма", с их картинками приволжского пейзажа и интеллигентского и простонародного быта; но в
беллетристике, несмотря на ум и наблюдательность, А. видного положения не занял. В половине 1850-х
годов А. занялся работой, не утратившей до сих пор своего значения, - изданием сочинений Пушкина и
составлением первого крупного опыта его жизнеописания, под именем "Материалов для биографии".
Специальная критика обнаружила и до сих пор продолжает обнаруживать много недостатков в его
комментаторском, редакторском и биографическом труде, обличая и ошибки в освещении предмета, и
шаткость метода, и общую небрежность; но нельзя не признать, что именно А. положил начало
наукообразному пушкиноведению. Начал А. свою работу еще при николаевской цензуре, с которой
ему пришлось выдержать долгую борьбу, а закончил уже при новом государе, когда получил
возможность издать целый дополнительный том сочинений Пушкина. О тогдашних цензурных условиях,
в которых отразилось общее тогдашнее положение литературы, А. рассказал в статье "Любопытная
тяжба" ("Вестник Европы", 1881 год). На раздававшиеся впоследствии упреки в преднамеренном
исключении из собрания произведений Пушкина многих пьес А., ссылаясь на те же цензурные условия,
справедливо отвечал: "Достоверно, что, предоставив работу будущим и более свободным эпохам, не
встретилось бы печальной необходимости жертвовать стихами, строфами, периодами пушкинского
текста для сбережения остального клочка его раздробленной мысли, как это случилось и должно было
случиться со многими отрывками и цельными его произведениями при несвоевременном их
опубликовании". Памятником прежней цензуры навсегда останется эта статья, в которой А.
рассказывает, как приходилось ему бороться с чудовищно-придирчивой и нелепо-подозрительной
цензурой и даже "для устранения противников употреблять оружие, у них же отобранное или
позаимствованное". Его "Материалы для биографии" в некоторых отношениях служат даже
первоисточником; изучение Пушкина без них немыслимо (2-е издание вышло в 1873 году). За
пушкинскими работами последовала биография Н. В. Станкевича ("Н.В. Ст. Переписка и его биография",
М., 1857). Станкевича А. лично не знал, но, вращаясь в кружке, хранившем предание о нем и сделавшем
его предметом культа, сумел понять его. И если образ Станкевича, который сам ничего не сделал для
сохранения своего имени, живет в истории, то в значительной степени благодаря труду А. В том же году
А. напечатал свои воспоминания о Гоголе, с которым жил вместе и был близок в Риме, в 1841 году.
Вообще мемуары являются наиболее прочной и ценной частью литературного наследия А.; к ним
принадлежат также воспоминания об "идеалистах тридцатых годов" - Огареве, Белинском,
Кольцове, В.П. Боткине, Грановском, Герцене, Бакунине, Тургеневе (собраны в книге
"Литературные воспоминания", СПб., 1909). В середине 1850-х годов А. выступил на поприще
литературного критика и писал о многих современных явлениях литературы, между прочим - о
произведениях Тургенева, графа Льва Толстого, графа Алексея Толстого, С.Т. Аксакова, Островского,
Стр.1