Леонид Андреев. Москва. Мелочи жизни
---------------------------------------------------------------Электронные
оригиналы находятся здесь: In Folio: электронная библиотека
и здесь: Библиотека. Леонид Андреев.
---------------------------------------------------------------О
российском интеллигенте
Самый простой и верный способ поймать воробья - это насыпать воробью
соли на хвост. По заключению многих ученых, исследовавших настоящий вопрос
во всей его глубине и широте, соль, будучи обыкновенно только соленой, в
сочетании с воробьиным хвостом приобретает совершенно особые, даже
несколько загадочные свойства. Воробей положительно не выносит, когда на
его хвост попала хоть крупица соли - это факт. Воробей остается вертлявым,
жизнерадостным, болтливым, но лишь до той минуты, пока его не коснулась
соль. С этой же минуты характер воробья резко меняется к худшему: крылышки
воробья бессильно опускаются, головка нахохливается, и глазки смотрят так
печально, как будто все надежды на скромное воробьиное счастье утеряны им
безвозвратно. В этом жалком состоянии воробья можно брать голыми руками,
без всяких приспособлений, и делать с ним все, что заблагорассудится: то ли
изготовить из него паштет, который, по слухам, бывает очень вкусен, то ли
попросту взять его за ножки и головкой об камешек - тюк!
Не нужно, однако, думать, что воробей - единственный представитель
животного мира, в жизни которого соль имеет столь решительное и пагубное
значение.
Всем,
разновидностью
кому,
hominis
хотя бы издали,
приходилось наблюдать за
известной под именем интеллигента, приходится
убедиться, что самый простой и испытанный способ поймать интеллигента - это
ему насыпать соли на хвост. По отношению к интеллигенту этот способ даже
вернее, так как за воробьем приходится для настоящей операции усиленно и
долго гоняться,
интеллигент же сам с полным радушием подставляет
необходимую для этой операции часть тела. И если даже в нужный момент он
парил в высших сферах, где достать его было затруднительно, то стоит только
приветливо крикнуть:
- Господин интеллигент, пожалуйте - соль готова!
Интеллигент сейчас же комком упадет к вашим ногам, жалко улыбнется и
все, что требуется для операции, в наличности представит. Мозг заправского
российского интеллигента, словно цепами охаживаемый с самого раннего
детства, обладает поразительной гибкостью, податливостью и мягкостью, не
всегда доходящей до степени размягченности, но часто стоящей на границе с
ней.
С самого раннего детства, когда интеллигент был еще только
малосмысленным мальчуганом, подобным всем иным мальчуганам на свете, ему
начинают внушать разные правила: правила грамматические, правила умножения
и деления, правила благопристойности, правила приличия и все прочие
бесчисленные правила вплоть до того, каким манером подобает сморкаться с
наименьшей затратой энергии. И внушают, внушают, внушают... Думать и
отыскивать самому положительно нет времени, да нет и надобности: на всякий
случай жизни существует вполне определенное правило. В школе это правило
печатное - в книжке прямо сказано: воспрещается употреблять спиртные
напитки и табак, посещать рестораны, театры и проч.; дома это правило
словесное, а иногда и писаное; в книжке, выбранной для чтения благоразумным
родителем, опять печатное. Целый дремучий лес правил, в которых безысходно
бьется интеллигентная заблудшая душа. Черт их знает, откуда эти правила
взялись, кто их выдумал, создал, укрепил и ввел в жизнь, но будто
частоколом окружают они - податься некуда: и тут и там о неожиданное
правило лоб расшибешь. И роль на долю юного интеллигента выпадает самая
страдательная. Правила сталкиваются друг с другом, правила на кулачки
дерутся, правила фискалят, правила в карцере сидят,- все правила. Полное
торжество исконного начала "magister dixit"[1], причем роль учителя может
выполнить решительно всякий, у кого есть хоть малый запас соли.
Попал я недавно в комнатку к одному гимназисту и над дверью прочел
углем написанное: "Ты знаешь, каков
наплевать".
Последнее слово заканчивалось десятком энергичнейших
ты сам, а что о тебе думают другие,
Стр.1