Леонид Андреев. Анатэма
---------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Библиотека. Леонид Андреев.
Текст сверен с изданием: Л. Н. Андреев. Драматические произведения
в 2-х томах. Л.: Искусство, 1989, т. 1. стр. 303 - 384.
---------------------------------------------------------------Трагическое
представление в семи картинах.
ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Некто, ограждающий входы.
Анатэма.
Давид Лейзер.
Сура, его жена.
Наум и Роза, их дети.
торговцы:
Иван Бескрайний
Сонка Цитрон
Пурикес
Учитель танцев.
Молодой господин.
Бледный господин.
бедняки:
Шарманщик
Странник
Абрам Хессин
Плачущая женщина
Женщина с ребенком
Пьяный
Девочка от Сонки
Дейбке
Музыканты, слепые и народ.
ПЕРВАЯ КАРТИНА
Сцена представляет собою пустынную, дикую местность, как бы склон
некоей горы, поднимающейся в беспредельную высь. В глубине сцены, на
половине горы,
стоят огромные,
железные,
наглухо закрытые врата,
знаменующие собою предел умопостигаемого мира. За железными вратами,
угнетающими землю своею неимоверной тяжестью, в безмолвии и тайне, обитает
начало всякого бытия, Великий Разум вселенной.
У подножия врат, тяжко опершись на длинный меч, в полной неподвижности
ограждающий входы. Облаченный в широкие одежды, в
стоит Некто,
неподвижности складок и изломов своих подобные камню, он скрывает лицо свое
под темным покрывалом и сам являет собою величайшую тайну. Единый мыслимый,
един он предстоит земле; стоящий на грани двух миров, он двойственен своим
составом: по виду человек, по сущности он дух. Посредник двух миров, он
словно щит огромный, сбирающий все стрелы, - все взоры, все мольбы, все
чаяния, укоры и хулы. Носитель двух начал, он облекает речь свою в
безмолвие, подобное безмолвию самих железных врат, и в человеческое слово.
Среди камней, озираясь пугливо и дико, показывается Анатэма - так именуется
Некто, преданный заклятию. Припадая к серым камням, сам серый, осторожный и
гибкий,
как змея,
отыскивающая нору, он тихо крадется к Некоему,
ограждающему входы, мечтая поразить его ударом неожиданным. Но сам пугается
дерзости своей и, вскочив на ноги, смеется вызывающе и злобно. Затем
присаживается на камне, с видом свободным и независимым, и бросает
маленькие камешки к ногам Некоего, ограждающего входы, - хитрый, он скрывает
Стр.1