Леонид Андреев. Правила добра
-------------------------------------------------------------------Сканирование
и правка: Алексей Соколов, sokolov_av@pochtamt.ru
------------------------------------------------------------------I
Кто
не любит добра?
Случилось так, что некий здоровенный пожилой черт, по тамошнему
прозвищу Носач, вдруг возлюбил добро. В молодости своей, как и все черти,
он увлекался пакостничеством, но с годами вступил в разум и почувствовал
святое недовольство. Хотя по природе он был чертом крепкого здоровья, но
излишества несколько пошатнули его, и пакостничать уже больше не хотелось;
склонность же к порядку - добродетель, весьма распространенная среди
чертей, - твердый, положительный, хотя несколько и туповатый ум, некая
беспредметная тоска, особенно овладевавшая им по праздникам, и, наконец,
неимение опоры в семье и детях, так как Носач остался холостяком, -
постепенно поколебали его убеждение, будто ад и адские порядки есть
окончательное воплощение разума в бессмертную жизнь. Он с жадностью искал
работы, чтобы отвлечься от своих тяжелых сомнений, и перепробовал ряд
профессий, прежде чем надолго и окончательно не устроился при одной
маленькой католической церкви во Флоренции в качестве соблазнителя. Тут он,
выражаясь его словами, отдохнул душою; и тут же, по времени, было положено
начало его новой подвижнической жизни.
Церковь была маленькая, и работы Носачу представлялось немного. От
мелких пакостей, на которые так склонны юные черти, как-то: задувание
восковых свечей, подставление ножки псаломщику и нашептывание молящимся
старухам беспричинных гадостей, он уклонялся, чувствуя скуку, серьезное же
дело не навертывалось.
Молящиеся все были люди скромные, тихие и
дьявольским наветам поддавались туго: ни золотом, которого они не видали,
ни огневой любовью, которой они не знали никогда, ни гордыми мечтаниями
высокого честолюбия, совершенно чуждого их непритязательной жизни, не
удавалось Носачу поколебать мир и тишину их неглубоких душ. Пустяковые же
грехи они охотно творили сами, и не было у черта ни надобности, ни охоты
даром тратить воображение на приискивание новых, тем более что круг
маленьких грехов весьма ограничен. Пытался он первоначально ввергнуть в
бездну соблазна самого попа, но и тут потерпел естественную неудачу: поп
был старенький, беззубый, наполовину
впавший в детство - и, как дитя,
невинный. Если черту и удавалось во время богослужения вышибить у попа из
памяти необходимые слова и заменить их неподходящими и даже
соблазнительными; если удавалось обкормить попика кашей или заставить
проспать утреннюю мессу, - то и в этом был только внешний, формальный грех,
а грех настоящий отсутствовал: разницу между тем и другим прекрасно
чувствовал прирожденный черт. И мало-помалу в свои прямые обязанности
соблазнителя он начал вносить равнодушие и холод формализма: наскоро
расскажет старухе неприличный анекдот, плюнет раза два-три в угол, заставит
попика каждый раз в одном и том же месте перепутать слова, и поскорее
усядется на свое излюбленное место в тени колонны - по украденному
молитвеннику внимательно следит за службой.
Такое времяпровождение, хотя и приятное, было, однако, враждебно
деятельной натуре пожилого черта: и, незаметно для себя, он втянулся в
обиход церковный, разделил интересы домоправительства, стал чем-то вроде
второго сверхштатного сторожа. По утрам подметал церковь и чистил медные
ручки, во время службы поправлял лампады и вместе с верующими гнусаво
подтягивал клиру: "Ora pro nobis". И, входя в церковь снаружи, он уже
привычным жестом окунал лапу в кропильницу со святой водой и кропил себя, а
когда все шли под благословение, то шел и он, слегка толкаясь, по своей
грубоватой дьявольской привычке. В редкие свои посещения ада, куда он
являлся, как и все черти, с фальшивыми докладами. Носач все больше и больше
преисполнялся отвращением к его шуму, гвалту, грязи и дикой неразберихе.
Визгливые ведьмы, которым в свое время он отдал полную дань восторга, ныне
преисполняли его чувством омерзения; и не одной из них со своею былою
ловкостью он прищемил хвост в дверях, радуясь страху и мучениям несчастной.
Стр.1