ÔÈËÎÑÎÔÈß ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ¹ 4(37) 2011
Í. Â. Íàëèâàéêî
ãëàâíûé ðåäàêòîð,
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ
íàóê, ïðîôåññîð,
äèðåêòîð ÍÈÈ
ÔÎ ÍÃÏÓ
Â. È. Ïàðøèêîâ
çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî
ðåäàêòîðà, äîêòîð
ôèëîñîôñêèõ íàóê,
ïðîôåññîð
Ò. Ñ. Êîñåíêî
ó÷åíûé ñåêðåòàðü
æóðíàëà, êàíäèäàò
ôèëîñîôñêèõ íàóê
ISSN 1811–0916
Ó÷ðåäèòåëè:
ÃÎÓ ÂÏÎ «Íîâîñèáèðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé
ïåäàãîãè÷åñêèé
óíèâåðñèòåò», Íàó÷íîèññëåäîâàòåëüñêèé
èíñòèòóò ôèëîñîôèè
îáðàçîâàíèÿ
Ñèáèðñêîå îòäåëåíèå
ÐÀÍ Èíñòèòóò
ôèëîñîôèè è ïðàâà
Ïðè ó÷àñòèè:
Êàðëîâà óíèâåðñèòåòà
Êàðëîâ óíèâåðñèòåò,
Ïåäàãîãè÷åñêèé ôàêóëüòåò
Ðåäàêöèîííàÿ êîëëåãèÿ
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À. Æ. Æàôÿðîâ
À. À. Êîðîëüêîâ
Ï. Â. Ëåïèí
Á. Î. Ìàéåð
À. Í. Íûñàíáàåâ
Â. È. Ïàíàðèí
Í. Ïåëöîâà
Í. Ñ. Ðûáàêîâ
Í. À. Ðÿïèñîâ
Î. Í. Ñìîëèí
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Öåëèùåâ
ß. Ñ. Òóðáîâñêîé
Å. Â. Óøàêîâà
À. Õîãåíîâà
À. Í. ×óìàêîâ
Í. Ì. ×óðèíîâ
äîêòîð áèîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
ðåêòîð ÃÎÓ ÂÏÎ ÍÃÏÓ
äîêòîð ôèçèêî-ìàòåìàòè÷åñêèõ íàóê, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, àêàäåìèê ÐÀÎ
äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê,
ïðîðåêòîð ïî íàó÷íîé ðàáîòå ÃÎÓ ÂÏÎ ÍÃÏÓ
äèðåêòîð Èíñòèòóòà ôèëîñîôèè è ïîëèòè÷åñêèõ
íàóê, àêàäåìèê ÍÀÍ ÐÊ (Êàçàõñòàí)
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð (×åõèÿ)
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ýêîíîìè÷åñêèõ íàóê, ïðîðåêòîð ïî ó÷åáíîé
ðàáîòå (çàî÷íîå îáðàçîâàíèå) ÃÎÓ ÂÏÎ ÍÃÏÓ
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, çàìåñòèòåëü
ïðåäñåäàòåëÿ Êîìèòåòà ïî îáðàçîâàíèþ
Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìû ÐÔ
àêàäåìèê ÐÀÍ, ïðåçèäåíò
Ðîññèéñêîãî ôèëîñîôñêîãî îáùåñòâà
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, äèðåêòîð
Èíñòèòóòà ôèëîñîôèè è ïðàâà ÑÎ ÐÀÍ
äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
àêàäåìèê ÀÏÑÍ
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð (×åõèÿ)
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
Æóðíàë âêëþ÷åí
â Ïåðå÷åíü âåäóùèõ
ÐÀÇÄÅË I
ðåöåíçèðóåìûõ
ÏÐÎÁËÅÌÛ ÑÎÂÐÅÌÅÍÍÎÉ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ
íàó÷íûõ èçäàíèé è
æóðíàëîâ, ðåêîìåíäóåÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
ìûõ Âûñøåé àòòåñòàöèîííîé êîìèññèåé äëÿ
Ìàðèÿ Ã. Àìèëüáóðó, Ìàðòà Ðóèç-Êîðáåëëà (Èñïàíèÿ).
ïóáëèêàöèè
Ôèëîñîôèÿ îáðàçîâàíèÿ è êîìïåòåíòíîñòíîå îáðàçîâàîñíîâíûõ íàó÷íûõ
íèå â êîíòåêñòå åâðîïåéñêîãî âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ .....5 <...>
Философия_образования_№4_2011.pdf
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 4(37) 2011
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
ISSN 1811–0916
Учредители:
ГОУ ВПО «Новосибирский
государственный
педагогический
университет», Научноисследовательский
институт
философии
образования
Сибирское отделение
РАН Институт
философии и права
При участии:
Карлова университета
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в Российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Мария Г. Амильбуру, Марта Руиз-Корбелла (Испания).
Философия образования и компетентностное образование
в контексте европейского высшего образования .....5
Харольдо Фонтэн, Ксиаолей Занг (Флорида, СШA).
“Почитание старших” как элемент традиции: Хайдеггеровская
педагогика как средство его пересмотра ... или
упадка (äëÿ òåõ, кто так íàñòðîåí) ..................................17
Семрадова Илона (Прага, Чешская Республика).
Об основах профессиональной этики учителей .............28
Хогенова Aнна (Прага, Чешская Республика).
Тело и речь ..........................................................................37
Загорулько Л. П. (Новосибирск, Россия).
Философия образования как методологическая
основа языкового образования .........................................40
3
Карлов университет,
Педагогический факультет
Редакционная коллегия
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
Í.
В
.
Наливайко
В. И. Паршиков
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
А. А. Корольков
П
Жафяров
.
О
.
В. Майер
Á.
Лепин
А. Н. Нысанбаев
Ò. Ñ. Косенко
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Í.
Смолин
Â.
Ñ.
Ст¸пин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Петров В. В. (Новосибирск, Россия).
Образование высокого качества: единство
и противоположность различных моделей развития .......45
Хоцкина О. В. (Новосибирск, Россия).
Философия именования ........................................................51
Шматков М. Н. (Новосибирск, Россия).
Информатизация образования с точки зрения
социальной философии: методологические аспекты .......59
Косенко Т. С. (Новосибирск, Россия).
Мировоззренческие основы современного воспитания ..67
Анна Хогенова (Прага, Чешская Республика).
О феномене поиска ...............................................................73
РАЗДЕЛ II
ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Самуэль Мендонса и Элен Лима (Бразилия).
Концепции автономии у Канта и Жака Рансьера
с точки зрения Герта Биеста ...............................................90
Надежда Пелцова (Прага, Чешская Республика).
Образование как движение человеческого бытия
(философия образования Яна Ïàòî÷êè) .............................99
Анхела Санти (Рио-де-Жанейро, Бразилия).
Педагогика счастья Цунессабуро Макигути
(путешествие с неизвестным японским
педагогом-новатором) ........................................................109
Таэрех Джавиди Калатехджафарабади (Мешхед, Иран).
Идеи муллы Садра о «бытии» и «движении
в субстанции» и их приложения в образовании ..............120
Крамский Дэвид (Прага, Чешская республика).
Европейский человек и кризис по Я. А. Комениусу
и Яну Паточке ...................................................................... 130
РАЗДЕЛ III
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОКА И ЗАПАДА
(КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ)
Надежда Пелцова (Прага, Чешская республика).
Культура и возможности мультикультурного
образования ......................................................................... 136
Камашев Ñ. Â., Паршиков Â. È. (Íîâîñèáèðñê, Ðîññèÿ).
Россия в диалоге культур «Запад» – «Восток»
в условиях глобализации ....................................................148
Наливайко Н. В., Наливайко А. В. (Новосибирск, Россия).
К вопросу о философии образования Востока
и Çàïàäà: общее и особенное .............................................157
Лыгденова В. В. (Новосибирск, Россия).
Российская организационная культура между
Востоком и Çàïàäîì: этнографический подход ............163
Ашилова М. С. (Алматы, Республика Казахстан).
Западное и Восточное образование: сопоставительный
анализ ...................................................................................170
4
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 4(37) 2011
Редактор
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. (383)244-16-71
Подписано в печать
20.10.2011
Формат
70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 15.0 ë.
Ó÷.-èçä. 15.4 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 145
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Publishing House
KREACE, Ltd.
Namesti 14, rijna
140 00, Prague 5
Чешская
Республика
Стр.2