ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 4 (33) 2010
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
ISSN 1811–0916
Учредители:
Новосибирский
государственный
педагогический
университет,
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Институт
философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2010
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Стратегия развития государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический
университет» на 2010–2015 ãã. ................................................................ 3
Раздел I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С. (Омск). Современные подходы
к исследованию образования в постнеклассической перспективе ............... 22
Сиренко С. Н., Колесников А. В. (Минск). Сбалансированная парадигма
высшего образования как основа прогрессивного развития общества ......... 29
Трубицын О. К. (Новосибирск). Перспективы академической науки
и университетского образования в нетократическом обществе .................... 37
Пушкар¸ва Е. А., Пушкар¸в Ю. В. (Новосибирск). О современных
проблемах развития теории и практики образовательного процесса ........... 45
Войтик И. М. (Новосибирск). Интеллектуальный тип рефлексии
в профессиональном îáðàçîâàíèè.......................................................................... 51
Никитенко В. Н. (Биробиджан). Образование как социально-педагогическая
и междисциплинарная категория ........................................................................... 57
Самченко В. Н. (Красноярск). Перспективное признание высшего образования 63
Цигул¸ва О. В. (Новосибирск). Роль негосударственных вузов в развитии
рынка образовательных óñëóã................................................................................. 69
Раздел II. ИННОВАЦИОННО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Савочкина О. А. (Новосибирск). Развитие инновационной системы
образования: компетентностный подход ............................................................. 75
Расщепкина Н. А., Козлов Д. М. (Самара). Инновационная деятельность
и инновационный потенциал специалиста ........................................................... 80
Лукьянова Н. А. (Томск), Петров В. В. (Новосибирск). Коммуникативная компетентность
– ресурс повышения качества инновационного образования .. 87
Зиневич О. В., Сафронова Н. А. (Новосибирск). Инновации
в деятельности научно-образовательных центров ............................................. 95
Черных С. И. (Новосибирск). Взаимодействие национальной
и региональной образовательной политики ...................................................... 102
Трофимов В. М. (Новосибирск). Модель компетентностей в современном
образовании (философский àíàëèç) .................................................................... 107
Тебенькова Е. А. (Курган). Переосмысление концепции непрерывности
образования ............................................................................................................... 116
Лукина И. Ю. (Воронеж). Методологический анализ категории «управление
êà÷åñòâîì»................................................................................................................. 122
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
С. Оливерио (Неаполь, Италия). «Варварство специализации» и педагогика
науки: преодоление разделения между наукой и «энциклопедией мысли» .... 130
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
О
.
А. А. Корольков
П
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
Н. Пелцова
Í.
Í. Ñ. Рыбаков
Î.
Â.
Ò. Ñ. Косенко
Смолин
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Н
.
Å. Â. Ушакова
À.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Раздел IV. ЦЕННОСТНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Румянцева Н. Л. (Москва). Содержание образования и общечеловеческие
социокультурные ценности ................................................................................... 146
Лойко О. Т., Лексина Е. А. (Томск). Молодежная субкультура в поисках
идентичности ............................................................................................................ 155
Ветошкин А. П. (Екатеринбург), А. Р. Дзиов (Шадринск). Духовная
основа и приоритеты развития российской высшей школы .......................... 160
Матюшкина М. Д. (Санкт-Петербург). Формирование критического
нравственного сознания как важнейшая цель современного образования ... 167
Цой Г. А. (Томск). Аксиологические противоречия качества вузовского
образования ............................................................................................................... 175
Воробьева Н. П., Ореховский А. И. (Новосибирск). Моральные ценности,
сознание и общение в парадигме современного îáðàçîâàíèÿ....................... 182
Пономарева Е. С. (Новосибирск). Эволюция философско-этических
представлений об общении .................................................................................... 191
Турысжанова Р. К. (Алматы, Республика Казахстан). Ценностно-целевые
приоритеты воспитания-образования .................................................................. 197
Косенко Т. С., Панарин В. И. (Новосибирск). Мировоззренческая основа
современного российского воспитания .............................................................. 207
Павловский В. В. (Красноярск). Предмет диалектико-материалистической
философии образования и воспитания: постановка проблемы ..................... 212
Яровенко С. А. (Красноярск). Современное социогуманитарное познание:
мифологизм теоретических и методологических установок ....................... 220
Юмашева Н. В. (Барнаул). Медиаобразование в контексте становления
гуманистической модели воспитательной деятельности ............................... 228
Пугач¸в А. В. (Новосибирск). Проблемы правового регулирования
образования ............................................................................................................... 234
Долгов А. С. (Новосибирск). Технологии социальной мобилизации
в формировании профессиональной культуры студентов юридических
специальностей .......................................................................................................... 242
Раздел V. ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Языковое образование в условиях
глобализации ............................................................................................................. 249
Дмитриенко В. А., Лелюшкина К. С. (Томск). Проблема обучения
иноязычному общению в системе образования ................................................ 256
Волегжанина И. С. (Новосибирск). Преемственное формирование иноязычной
профессиональной коммуникативной компетентности (философский анализ) ... 262
Помогаева Н. С. (Таганрог). Логические основы сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений в рамках философии науки ............... 271
Новоселов В. Г. (Новосибирск). Значение и интерпретация в контексте
семиотики культуры ............................................................................................... 278
Раздел VI. КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Игнатьев Â. È., Жандарова ß. Â., Захваткина Ì. Ì. (Íîâîñèáèðñê).
Выбор вуза абитуриентами и студентами в образовательном
пространстве Новосибирска (íà примере ÍÃÒÓ)............................................. 286
Дедюкина Л. Л. (Якутск). Деятельностный подход и дифференциация,
индивидуализация в образовании ......................................................................... 292
Голиневич Н. А. (Москва). Феноменологическая парадигма
в музыкальном образовании .................................................................................. 298
Крутько Е. А. (Новосибирск). Факторы возникновения детской
безнадзорности: социально-философский анализ ............................................ 305
Фазылова Т. Ф. (Красноярск). О профилактике экстремизма и терроризма
среди молодежи в педагогическом процессе .................................................. 309
Зуруева А. Ю. (Новосибирск) Материнство и семья как ценности:
социально-философский анализ ............................................................................ 314
Дмитриева М. Г. (Санкт-Петербург). Социальное воспитание: проблемы
формирования личности в детских сиротских учреждениях ....................... 322
Чернышов М. Ю. (Иркутск). Образование для психосоциальной
реабилитации инвалидов ........................................................................................ 329
Поскотина М. И. (Новосибирск). Возрождение милосердия
как философско-образовательная ïðîáëåìà...................................................... 334
Герт В. А. (Екатеринбург). Философский анализ природы форм
совместности в образовательном процессе ....................................................... 340
Дзейтова М. Х. (Назрань). Философские основы миротворческого
образования ............................................................................................................... 348
Лукьянова А. В. (Барнаул). О необходимости изучения субкультуры
спецподразделений силовых структур в военных вузах ................................ 355
Курбатов Â. Ï. (Êåìåðîâî). Игра как фактор социализации человека ........... 361
Правила оформления статей для авторов .................................................................. 370
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 4 (33) 2010
Издание осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
¹ 293 от
22.06.2010
Редакторы
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
20.12.2010
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 30.0 ë.
Ó÷.-èçä. 30.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 389
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 4 (33) 2010
Editorial Board
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
Scientific Secretary
of Magazine, Candidate
Philosophical Sciences
ISSN 1811–0916
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy of
Education
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State Commission
for Academic Degrees
and Titles (VAK) for
publication of basic
scientific results of the
Candidate of Science
and Doctor of Science
dissertations.
The journal
is included in the
Russian scientific
citation index.
Certificate
PI ¹ 77-12553
© The Research
Institute of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2010
Doctor of Biologica Sciences, Professor, Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Physical and Mathematical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Science
Pro-Rector of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Praze)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair
on Education of the State Duma Committee
Academician of the Russian Academy of Sciences,
President of the Russian Philosophical Society
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician
of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Director
of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian
Branch of the Russian Academy of Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
CONTENT
Strategy of development the state educational establishment the maximum
vocational training «Novosibirsk state Pedagogical university» for 2010-2015 ..... 3
Part I. MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT
OF THE EDUCATION SYSTEM
Drobotenko Yu. B., Makarova N. S. (Îmsk). The modern approaches
to studying education in the post-non-classical perspective .................................. 22
Sirenko S. N., Kolesnikov A. V. (Minsk). The balanced paradigm of higher
education as a factor and basis of progressive development of the society ........ 29
Trubitsyn O. K. (Novosibirsk). The prospects of academic science
and university education in the netocratic society .................................................. 37
Pushkareva E. A., Pushkarev Yu. V. (Novosibirsk). About modern problems
of development of the theory and practice of the educational process ............... 45
Voytik I. M. (Novosibirsk). The intellectual type of reflection in vocational training .... 51
Nikitenko V. N. (Birobidzhan). Education as a socio-pedagogical
and interdisciplinary category ................................................................................... 57
Samchenko V. N. (Krasnoyarsk). Perspective calling of higher education ............. 63
Tsiguleva O. V. (Novosibirsk). The role of non-governmental institutions
of higher education in the development of the educational services market ..... 69
Part II. THE INNOVATION AND COMPETENCE ASPECTS
OF DOMESTIC EDUCATION
Savochkina O. A. (Novosibirsk). Development of the innovative system of
education: the competence approach ....................................................................... 75
Rasschepkina N. A., Kozlov D. M. (Samara). Innovative activity
and the innovative potential of the specialist ........................................................... 80
Lukyanova N. A. (Tomsk), Petrov V. V. (Novosibirsk). Communicative competence
as a resource of increasing the quality of innovative education ................. 87
Zinevich O. V., Safronova N. A. (Novosibirsk). Innovations in the activity
of scientific-educational centers ................................................................................ 95
Chernykh S. I. (Novosibirsk). Interaction of the national and regional
educational policy ...................................................................................................... 102
Trofimov V. M. (Novosibirsk). A model of competencies in modern education:
a philosophical analysis ............................................................................................ 107
Tebenkova E. A. (Kurgan). Reconsideration of the philosophy of education’s
continuity .................................................................................................................... 116
Lukina I. Yu. (Voronezh). A methodological analysis of the category of «quality
management» ............................................................................................................. 122
Part III. PHILOSOPHY OF EDUCATION IN THE WESTERN TRADITIONS
Oliverio S. (Napoli, Italy). «Barbarism of specialization» vs pedagogy of science:
narrowing the divide between science and the «encyclopaedia of thought» .... 130
368
A. D. Gerasyov
N. V. Nalivaiko
V. A. Dmitrienko
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
P. V. Lepin
B. O. Mayer
V. I. Parshikov
N. Pelzova
N. S. Rybakov
O. N. Sm
V. S. Stepin
olin
T. S. Kosenko
Ya. S. Turbovskoi
V. V. Tselishchev
E. V. Ushakova
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
Стр.3
Part 4. THE VALUE AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE EDUCATION
SYSTEM
Rumyantseva N. L. (Moscow). The education maintenance and the universal
socially-cultural values .............................................................................................. 146
Loyko O. T., Leksina E. A. (Tomsk). Youth subculture in search for identity ... 155
Vetoshkin A. P. (Ekaterinburg), Dziov A. R. (Shadrinsk). Spiritual basis
and the priorities of the higher education development in Russia .................... 160
Matyushkina M. D. (St.-Petersburg). Formation of critical moral consciousness
as a major goal of modern education ...................................................................... 167
Tsoy G. A. (Tomsk). The axiological contradictions of the higher education
quality .......................................................................................................................... 175
Vorobyova N. P., Orekhovskii A. I. (Novosibirsk). Moral values, consciousness
and communication in the paradigm of contemporary education ...................... 182
Ponomaryova E. S. (Novosibirsk). Evolution of the philosophical-ethical
concepts of communication ...................................................................................... 191
Turyszhanova R. K. (Almaty, Republic Kazakhstan). The values
and goals-related priorities of upbringing and education .................................... 197
Kosenko T. S., Panarin V. I. (Novosibirsk). World outlook basis of modern
russian education ....................................................................................................... 207
Pavlovskii V. V. (Krasnoyarsk). The subject of the dialectical-materialist
philosophy of education and upbringing: statement of the problem ................. 212
Yarovenko S. A. (Krasnoyarsk). Modern socio-humanitarian knowledge:
mythology of theoretical and methodological tenets ........................................... 220
Yumasheva N. V. (Barnaul). Media-education in the context of formation
of a humanistic model of the upbringing activity .................................................. 228
Pugachyov A. V. (Novosibirsk). The problems of legal regulation of education .. 234
Dolgov A. S. (Novosibirsk). The technologies of social mobilization
in the formation of professional culture of law majors ......................................... 242
Part V. LANGUAGE EDUCATION (SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS)
Zagorulko L. P. (Novosibirsk). Language education in the conditions
of globalization ........................................................................................................... 249
Dmitrienko V. A., Lelyushkina K. S. (Tomsk). The problem of teaching
foreign language communication in modern education system ......................... 256
Volegzhanina I. S. (Novosibirsk). The continuing formation of foreign language
professional communicative competence (a philosophical analysis) ................. 262
Pomogaeva N. S. (Taganrog). The logical foundations of compound
and complex sentences within the framework of the science philosophy ........ 271
Novoselov V. G. (Novosibirsk). Denotation and interpretation in a context
of semiotics of culture ............................................................................................... 278
Part VI. SPECIFIC PROBLEMS IN RUSSIAN EDUCATION
Ignatyev V. I., Zhandarova Y. V., Zakhvatkina M. M. (Novosibirsk).
Choosing a higher education institution by the applicants and students
in the novosibirsk educational space (on the example of nstu) ......................... 286
Dedyukina L. L. (Yakutsk). Differentiation and individualization
in educational activity ................................................................................................ 292
Golinevich N. A. (Moscow). A phenomenological paradigm in musical
education ..................................................................................................................... 298
Krutko E. A. (Novosibirsk). The factors of origination of the child neglect
problem: a socio-philosophical analysis ................................................................. 305
Fazylova T. F. (Krasnoyarsk). On the prevention of extremism and terrorism
among the youth in the pedagogical process ........................................................ 309
Zurueva A. Yu. (Novosibirsk). Motherhood and family as a value:
a socio-philosophical analysis .................................................................................. 314
Dmitrieva M. G. (Saint-Petersburg). Social upbringing: the problems
of personality formation in children’s homes ........................................................ 322
Chernyshov M. Y. (Irkutsk). Education as a factor of psychosocial rehabilitation
and the law consciousness formation in disabled people .................................... 329
Poskotina M. I. (Novosibirsk). A revival of charity as a phylosophic-educational
problem ....................................................................................................................... 334
Gert V. A. (Ekaterinburg). Philosophical analysis of the nature of co-existence
forms in the educational process ............................................................................. 340
Dzejtova M. H. (Nazran). The philosophical foundations of peace education ....... 348
Lukyanova A. V. (Barnaul). On the necessity of studying the subculture
of the special sub-units of the defence and law-enforcement agencies
in the military higher education institutions ......................................................... 355
Kurbatov V. P. (Kemerovo). Game as a factor of person’s socialization ................ 361
Rules of registration for authors ..................................................................................... 370
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 4 (33) 2010
Editors
A. G. Mahova
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeim
Electronic
make-up operator
Yu. V. Pushkarev
Editors address:
630126
Novosibirsk,
Vilyuiskaya street, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
20.12.2010
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 30.0
Publisher’s
sheets: 30.5
Circulation
1000 issues.
Order ¹ 389
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Publishers
630090, Novosibirsk,
Morskoi avenue, 2
369
Стр.4