ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 1 (30) 2010
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, чл.-кор. РАО,
заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
ISSN 1811–0916
Учредители:
Новосибирский
государственный
педагогический
университет,
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Институт
философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2010
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
.................................................................................... 3
Раздел I. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Севостьянов Д. А. (Новосибирск). Реализация инверсивных
отношений в инновационном образовании ................................................... 4
Федорова Т. В. (Куйбышев). Инновационный аспект
компетентностного подхода в контексте подготовки специалиста .. 12
Глухов А. П. (Томск). О медиатизации национальной идентичности .... 18
Пушкар¸ва Е. А., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Формирование
отечественной системы образования в современных условиях ......... 24
Румянцева Í. Ë. (Ìîñêâà). О понятиях «èííîâàöèÿ» и «êóëüòóðà» ....... 30
Лях Ю. А. (Кемерово). Проектирование как инновационный подход
к воспитательно-образовательной деятельности школы ....................... 35
Безродная Г. В. (Новосибирск). Современное развитие вуза:
социально-философский анализ вопросов управления ........................... 42
Черных С. И., Паршиков В. И. (Новосибирск). Образование
как реальность и виртуальность ................................................................... 50
Пушкар¸в Ю. В. (Новосибирск). Направления инновационного
развития системы образования в современных условиях ..................... 55
Розанов Ф. И. (Усть-Илимск). Информационный обмен как основа
образования будущего ..................................................................................... 60
Шматков М. Н. (Новосибирск). Методологические аспекты
управления информатизацией образовательных систем ....................... 64
Раздел II. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наливайко Í. Â. (Íîâîñèáèðñê), Ушакова Å. Â. (Áàðíàóë). О роли
образования в обществе ÕÕI â. ...................................................................... 71
Башманова Е. Л. (Курск). О реализации социально-интегративной
функции образования в условиях социального расслоения учащихся .....80
Цигулева О. В. (Новосибирск). Проблемы интеграции российской высшей
школы в общеевропейскую систему высшего образования ......... 88
Аллагулов А. М. (Оренбург). Формирование образовательной
политики России во второй половине XIX – начале XX ââ. ................... 94
Камашев С. В. (Новосибирск). Стратегия национальной безопасности
и образование: социально-философский анализ ..................................... 102
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
О
.
А. А. Корольков
П
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
Н. Пелцова Смолин
Í.
Í. Ñ. Рыбаков
Î.
Â.
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Н
.
Å. Â. Ушакова
À.
Чумаков
Ì.
Слово главного редактора
Чуринов
Стр.1
Дуреев С. П., Дуреева Н. С. (Красноярск). Развитие местного
самоуправления и самоорганизация общества ....................................... 109
Карпов А. О. (Москва). Образовательная эпистемология
постмодернизма .............................................................................................. 113
Яновская Н. Б., Яновский Г. Б. (Новокузнецк). Проблемы
реформирования современного образования .......................................... 121
Гончарова Т. М. (Красноярск). Культурно-цивилизационный подход
к реформе образования в Ðîññèè................................................................ 126
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ
Чернышева Л. Н. (Новосибирск). Социальные институты
Великобритании в воспитании личности ................................................. 131
Букатая М. В. (Барнаул). Традиционное и инновационное
образование в культуре Китая .................................................................... 138
Ерохин А. К. (Владивосток). Практическая философия
профессионального образования Махатмы Ганди ................................. 145
Мирча А. В. (Новосибирск). Образование и гендерная трансформация
в условиях культурной глобализации Японии ........................................ 153
Хогенова А. (Прага, Чешская Республика). Спорт и его философское
значение ............................................................................................................ 162
Шмайс Й., Шмайсова-Бухтова Б. (Брно, Чешская Республика). Какое
образование необходимо для глобализированной культуры .............. 166
Раздел IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Погребняк Е. В. (Новосибирск). Философский аспект изменения
профессиональной позиции специалиста сферы образования ........... 174
Судариков Д. В. (Барабинск). Социально-философский анализ
сущности, структуры и содержания профессионализма педагога .... 181
Немирович О. В. (Москва). Социально-философский анализ понятия
«иноязычная коммуникативная компетентность специалиста» ....... 187
Петросов Ю. Б. (Нижневартовск). Становление специалиста как
перспективное направление профессионального образования ......... 192
Мицук О. В. (Новосибирск). Профессиональное самосовершенствование
специалиста образовательной системы ....................................... 199
Чуркина Н. И. (Омск). О междисциплинарной методологии
развития региональных систем образования .......................................... 205
Патрина В. В., Филатова Е. В. (Кемерово). Использование
социокультурного пространства города для решения
профориентационных задач ......................................................................... 211
Петунина Е. В. (Барнаул). Оптимологический подход к системе
начального профессионального образования .......................................... 217
Легенчук Д. В. (Курган). Синергетические основы преемственности
среднего и высшего профессионального образования ......................... 222
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Изучение языка в образовательном
процессе как актуальная проблема современного информационного
общества ........................................................................................................... 226
Раздел V. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Буравцова Н. В. (Новосибирск). Психологическое пространство
личности в контексте проблем профессионального образования .... 234
Базарова Т. С. (Улан-Удэ). К вопросу о профессионализации студентов .240
Гордиенко Е. В. (Красноярск). Проблема представлений личности об
отношении к ней в образовательном процессе (философский анализ). 245
Леонов В. Г. (Новосибирск). Гуманитарное образование как основа
возвращения науки гуманитарной природы ............................................ 253
Олейникова О. Д. (Новосибирск). Нравственное воспитание
как необходимое условие качественного образования ....................... 259
Аргунов А. Н. (Барнаул). Образование в контексте дискретного
времени ............................................................................................................. 266
Ушаков П. В. (Барнаул). Концепты человека в системе образования
(холистический и парциальный ïîäõîäû) ............................................... 273
Косенко Т. С
Панарин В. И. (Новосибирск). Анализ этапов
становления отечественной философии воспитания ........................... 282
Правила оформления для авторов ..................................................................... 290
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 1 (30) 2010
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
Редакторы
Переводчик
Оператор
электронной
верстки
Набор
Адрес
редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
20.03.2010
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 23.0 ë.
Ó÷.-èçä. 24.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 120
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
À. Ã. Махова
В
.
И. Смирнова
Л. Б. Вертгейм
Ю. В. Пушкарев
Ò. Ñ. Косенко
.,
Стр.2
Уважаемые читатели!
образование во всех его ценностных, системных и
результативных характеристиках, учитывающих также междисциплинарные
параметры, влияющие на функционирование и развитие системы образования;
это системное видение образования как предмета философской
рефлексии, которая задает образовательной концепции смысл, цель,
формы, выполняет интегративную функцию, дает понимание тех основ,
на которые опирается образовательный процесс.
Вашему вниманию представлен первый номер журнала 2010 г.
(и тридцатый с момента его издания). Вместе с Вами, уважаемый читатель,
мы прожили десять непростых лет, наполненных судьбоносными событиями
в обществе, в системе образования и во всем мире. На страницах
журнала мы публиковали статьи, в которых анализируются основные тенденции
развития системы образования, ее статуса, организации, стратегии
развития. Нами была поставлена задача поиска путей возрождения
российской образовательной системы, формирующей менталитет народа
и передающей новым поколениям накопленный культурный опыт. Поэтому
в публикуемых в журнале материалах делается акцент на особой значимости
образования в развитии современной России. Не случайно Президент
РФ Д. А. Медведев в своем ежегодном «Послании Федеральному
Собранию» (2009 г.) процитировал слова выдающегося экономиста
В. В. Леонтьева: «Образование представляет собой социальное инвестирование,
ведущее к росту материального производства в будущем. Оно
повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом
содействует повышению дохода будущих поколений».
Философия образования понимается нами как самостоятельная система
научно-философских знаний, имеющая свой собственный объект и предмет
исследования
В настоящем номере журнала мы продолжаем публиковать статьи той
же тематики, которая обсуждалась в ходе V Российского философского
конгресса «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.). Предлагаются
такие разделы, как «Инновационное образование в инновационном
обществе», «Концептуальное осмысление проблем современного образования»,
«Профессиональное образование: тенденции развития», «Вопросы
формирования личности». В журнале по-прежнему присутствует наша
традиционная рубрика «Философия образования в западной и восточной
традиции».
Позвольте, дорогой читатель, обратить Ваше внимание на осуществляемую
экспертизу статей, поступающих для публикации. В конце номера
представлены те требования, которые предъявляет экспертная комиссия
к статье и выполнение которых необходимо для выхода статьи в свет.
Надеюсь, что предлагаемый номер журнала вызовет интерес у читательской
аудитории и даст импульс к продуктивному совместному творчеству.
С
уважением,
главный редактор журнала,
профессор
.
Н. В. Наливайко
3
–
Стр.3