ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 4(29) 2009
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, чл.-кор. РАО,
заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
ISSN 1811–0916
Учредители:
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Новосибирского
государственного
педагогического
университета;
Институт философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
Герас¸в А. Д., Барахтенова Л. А. (Новосибирск). Философия системного
управления образованием в кризисный период: основные принципы....... 3
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Рыбаков Н. С. (Псков). Метафизика образования в информационную
ýïîõó..................................................................................................................... 10
Бороноева Н. А. (Красноярск). Образование как инструмент
сохранения национальной идентичности ................................................... 19
Терещенко Н. А. (Казань). Философия образования и философия
в îáðàçîâàíèè..................................................................................................... 25
Ланкин В. Г., Сурина Т. В. (Томск). Понятие как образование
смысла и образовательное призвание ôèëîñîôèè................................... 33
Черноусова Л. Н. (Абакан). Образование как институт гражданского
общества ............................................................................................................. 42
Таранова М. В. (Новосибирск). Философия методологии
учебно-познавательной деятельности ......................................................... 47
Раздел II. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
СУЩНОСТЬ ПОДХОДА К АНАЛИЗУ
Елинер И. Г. (Санкт-Петербург). Специфика современного
мультимедийного феномена ........................................................................... 54
Абдакимова Д. А. (Астана, Казахстан). Масс-медиа как инструмент
управления инновационного общества ....................................................... 63
Можаров М. С., Шеремет А. Н. (Новокузнецк). Система
модульных курсов как содержательная основа для формирования
академической мобильности ......................................................................... 68
Гуляевская Н. В. (Новосибирск). Профессионально-деятельностная
адаптация: инновационный подход .............................................................. 73
Петров В. В. (Новосибирск). Инновационные подходы к образованию
в контексте формирующегося общества знания ...................................... 80
Черняков А. А. (Новосибирск). Современное техническое
образование и новая парадигма техники ................................................... 86
Ардашкин И. Б. (Томск). Проблемная методология как один из путей
инновационной организации образовательного процесса ..................... 91
Головацкий Е. В., Шпак Л. Л. (Кемерово). Социальные ресурсы
в образовательном пространстве региона ................................................. 97
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
А. А. Корольков
П
В. И. Паршиков
Á.
Н. Пелцова Смолин
Â.
Лепин
Í. Ñ. Рыбаков
Î.
Í.
Â.
Î.
Майер
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Н
.
Å. Â. Ушакова
À.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Степанченко Ю. В. (Красноярск). Универсальный компонент содержания
образования с позиции биосфероцентрического подхода ...... 105
Золотухина И. А. (Барнаул). Технология формирования
индивидуального стиля учебной деятельности ...................................... 111
Таранов М. С. (Курган). Уровень философского знания в обучении
ôèçèêå: дидактический и психологический аспекты .......................... 115
Ситнова Е. В. (Иваново). Развитие парадоксальности мышления
как условие осуществления «мягкой» модели обучения физике ...... 122
Фигуровская Ю. Е. (Новосибирск). Новые задачи образования
в инновационном аспекте ............................................................................ 128
Терешонок Т. В. (Красноярск). Инновационный подход
в организации пространственно-предметного компонента
образовательной среды ................................................................................. 135
Елизова Е. А. (Красноярск) Инновационная образовательная
программа: региональный опыт внедрения ............................................. 144
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
Шмайс É. (Áðíî, ×åõèÿ). К сущности эволюционной онтологии .......... 151
Пелцова Н. (Прага, Чехия). Ценности, оценка и содержание
öåííîñòåé.......................................................................................................... 161
Раздел IV. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО: ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ
Науменкова К. В. (Красноярск). Специфика формирования
отечественного правосознания .................................................................. 169
Шматков Р. Н., Шматков М. Н. (Новосибирск). Социально-философский
анализ проблемы качества высшего юридического
образования в современных условиях ...................................................... 174
Глиос Г. Н. (Барнаул). Правовые аспекты инновационных процессов
в современном российском образовании ................................................. 179
Мельникова Т. В. (Красноярск). Правовой нигилизм и проблемы
образования ...................................................................................................... 185
Долгов А. С. (Новосибирск). Профессиональная культура студентов
юридических специальностей: социально-философский анализ ....... 189
Раздел V. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Корольков А. А. (Санкт-Петербург). Духовное просвещение
как инновационное направление современного образования ............ 196
Сайкина Г. К. (Казань). Абстрактность человека в эпоху
индивидуализации .......................................................................................... 204
Мурашов Â. È. (Ìîñêâà). Кризис и культура ............................................. 211
Молчанова А. И. (Барнаул). Особенности образовательной системы
на территории Горного Алтая в первой половине ÕIÕ â. ..................... 220
Чернышева Л. Н. (Новосибирск). Русская философская книга
и становление духовности современного человека ............................. 225
Микрюкова Т. Ю. (Кемерово). Становление субъектности человека ..... 230
Лихачев Г. Д. (Новосибирск). Гуманитарно-этическое основание
«концептуального áàíêà» культуры .......................................................... 236
Солкина П. А. (Красноярск). Глобализация и духовно-нравственное
развитие общества ......................................................................................... 242
Макарова Н. И. (Новосибирск). Образование и философия: пути
взаимодействия ............................................................................................... 246
Наливайко Í. Â., Косенко Ò. Ñ., Наливайко À. Â. (Íîâîñèáèðñê).
О взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании:
через развитие к социализации образования .......................................... 254
Яценко М. П. (Красноярск). Исторические аспекты глобализации ..... 265
Демиденко А. А. (Новосибирск). Инновационный потенциал
гендерного образования ................................................................................ 270
Правила оформления для авторов ..................................................................... 283
Набор
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
10.12.2009
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 23.0 ë.
Ó÷.-èçä. 24.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 416
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 4(29) 2009
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
международного
гуманитарного
общественного
фонда «Знание»
им. академика
Ê. Â. Фролова
¹ 165 ПГ от
28.11.2008
и гранта
администрации
Новосибирской
области ¹ 141
от 02.06.09
Редакторы
Переводчик
Оператор
электронной
верстки
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Л. Б. Вертгейм
Ю. В. Пушкарев
Ò. Ñ. Косенко
Стр.2
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 4(29) 2009
Editorial Board
N. V. Nalivaiko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk St
Pedagogical University
ae
t
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences
B. O. Mayer
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences
ISSN 1811–0916
The founders
of the journal:
The Research Institute
of Philosophy of
Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State Commission
for Academic Degrees
and Titles (VAK) for
publication of basic
scientific results of the
Candidate of Science
and Doctor of Science
dissertations.
The journal
is included in the
Russian scientific
citation index.
Certificate
PI ¹ 77-12553
© The Research
Institute of
Philosophy of
Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2009
A. D. Gerasyov
V. A. Dmitrienko
A. Zh. Zhafyarov
A
. A. Korol’kov
P. V. Lepin
N. Pelzova
N. S. Rybakov
O. N. Smolin
V. S. Stepin
Ya. S. Turbovskoi
V. V. Tselishchev
E. V. Ushakova
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
Doctor of Biologica Sciences, Rector of Novosibirsk
State Pedagogical UniversityProfessor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Physical and Mathematical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Univerzita Karlova v Praze)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair
on Education of the State Duma Committee
Academician of the Russian Academy of Sciences,
President of the Russian Philosophical Society
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician
of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Director
of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian
Branch of the Russian Academy of Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
CONTENT
SIGNIFICANT EVENTS
Gerasev A. D., Barahtenova L. A. (Novosibirsk). Philosophy of the system
management of education in the crisis period: the main principles ..................... 3
Part I. PHILOSOPHY OF EDUCATION : FORMATION OF THE CONCEPT
Rybakov N. S. (Pskov). Metaphysics of education in the information epoch .......... 10
Boronoeva N. A. (Krasnoyarsk). Education as an instrument of the national
identity preservation ............................................................................................. 19
Tereschenko N. À. (Kazan). Philosophy of education and philosophy in education .... 25
Lankin V. G., Surina T. V. (Tomsk). Concept as the formation of meaning
and educational vocation of philosophy ............................................................... 33
Chernousova L. N. (Abakan). Education as a civil society institute ........................ 42
Taranova M. V. (Novosibirsk). Under what conditions do the visual aids become
an effective means of teaching mathematics? ...................................................... 47
Part II. INNOVATIVE EDUCATION:
THE ESSENCE OF THE APPROACH TO THE ANALYSIS
Eliner I. D. (St.-Petersburg). The specific character of modern multimedia
phenomenon ......................................................................................................... 54
Abdakimova D. A. (Astana, Kazakhstan). Mass-media as a tool of management
of the innovative society ....................................................................................... 63
Mogarov M. S., Sheremet A. N. (Novokuznetsk). The system of modular
courses as a substantial basis for forming academic mobility ............................. 68
Gulyaevskaya N. V. (Novosibirsk). Higher professional education
and professional activity adaptation: an innovative approach .............................. 73
Petrov V. V. (Novosibirsk). Innovative approaches to education in the context
of the formed society of knowledge ..................................................................... 80
Chernjakov A. A. (Novosibirsk). Technical education in the new paradigm
of technics ............................................................................................................. 86
Ardashkin I. B. (Tomsk). The problem methodology as one of the ways
of innovative organization of the educational process ......................................... 91
Golovatsky E. V., Shpak L. L. (Kemerovo). Social resources in educational
space of the region ............................................................................................... 97
Stepanchenko Yu. V. (Krasnoyarsk). Universal component in the contents
of education via a biosphere-centered method .................................................. 105
Zolotukhina I. A. (Barnaul). A technology of formation of an individual style
of school activity for the future teacher of physical training ............................. 111
277
Стр.3
Taranov M. S. (Kurgan). The level of philosophical knowledge in teaching
physics: the didactic and psychological aspects ................................................ 115
Sitnova E. V. (Ivanovo). Development of paradoxical thinking as a condition
of realization of a «soft» model of teaching physics .......................................... 122
Figourovskaya Yu. E. (Novosibirsk). New educational tasks for innovative
activities ............................................................................................................. 128
Tereshonok T. V. (Krasnoyarsk). An innovative approach in the organization
of the spatial-subject component of the educational environment ................... 135
Elisova E. À. (Krasnoyarsk). The innovating educational programme:
regional experience of introduction .................................................................. 144
Part III. PHILOSOPHY OF EDUCATION IN WESTERN TRADITION
Editors
Shmajs J. (Brno, Czech Republic). On the essence of evolutionary ontology ...... 151
Peltsova N. (Prague, Czech Republic). Values, evaluation and values education ...... 161
Part IV. EDUCATION AND LAW: THE QUESTIONS OF INTEGRATION
Naumenkova K. V. (Krasnoyarsk). Specificity of formation of domestic
legal consciousness ............................................................................................ 169
Shmatkov R. N., Shmatkov M. N. (Novosibirsk). A social-philosophical
analysis of the problem of quality of higher legal education
in the modern conditions ................................................................................... 174
Glios G. N. (Barnaul). The legal aspects of the innovation processes
in the system of education of contemporary Russia .......................................... 179
Melnikova T. V. (Krasnoyarsk). Legal nihilism and the problems of education ... 185
Dolgov A. S. (Novosibirsk). The socially-philosophical analysis of professional
culture of students of legal specialties............................................................... 189
Part V. THE QUESTIONS OF FORMATION OF THE WORLD OUTLOOK
AND SPIRITUALITY IN MODERN DOMESTIC EDUCATION
Korolkov A. A. (St.-Petersburg). The spiritual enlightenment as an innovative
direction of modern education ........................................................................... 196
Saykina G. K. (Kazan). Abstractness of the person in the epoch
of individualization ............................................................................................. 204
Murashov V. I. (Moscow). Crisis and culture ........................................................ 211
Molchanova A. I. (Barnaul). Special features of the Altai educational system
in the first half of the xix century ...................................................................... 220
Tchernysheva L. N. (Novosibirsk). The role of the Russian philosophical
book in the formation of spirituality of the modern person .............................. 225
Micryucova Ò. Yu. (Kemerovo). The formation of person’s subjectivity .............. 230
Lihachev G. D. (Novosibirsk). A humanitarian-ethical forming basis of the
«conceptual bank» of the culture ....................................................................... 236
Solkina P. A. (Krasnoyarsk). Globalization and the spiritually-moral
development of the society ................................................................................ 242
Makarova N. I. (Novosibirsk). Philosophy in the domestic education:
genesis and the contemporary situation ........................................................... 246
Nalivaiko N. V., Kosenko T. S., Nalivaiko A. V. (Novosibirsk). About
interaction ontology and axiology in education: through development
to socialization ................................................................................................... 254
Yatsenko M. P. (Krasnoyarsk). Historical aspects of globalization ...................... 265
Demidenko A. A. (Novosibirsk). Innovative potential of gender education ........ 270
Editors address:
630126
Novosibirsk,
Vilyuiskaya street, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
10.12.2009
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 23.0
Publisher’s
sheets: 24.5
Circulation
1000 issues.
Order ¹ 416.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Publishers
630090, Novosibirsk,
Morskoi avenue, 2
A. G. Mahova
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeim
Electronic
make-up operator
Yu. V. Pushkarev
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 4(29) 2009
278
Стр.4