Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Философия образования

Философия образования №3 2009 (220,00 руб.)

0   0
Страниц58
ID155564
АннотацияНа страницах журнала предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Важнейший принцип деятельности журнала - полидисциплинарность, освещение как традиционных проблем теории и философии образования, так и вопросов экономики, политологии, психологии, педагогики, специфики современной образовательной политики. В архиве представлены содержание номеров и аннотации к статьям.
Философия образования : Всероссийский научный журнал .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2009 .— №3 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/155564 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ÔÈËÎÑÎÔÈß ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ¹ 3(28) 2009 Ðåäàêöèîííàÿ êîëëåãèÿ Í. Â. Íàëèâàéêî ãëàâíûé ðåäàêòîð, äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, äèðåêòîð ÍÈÈ ÔÎ ÍÃÏÓ Â. È. Ïàðøèêîâ çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî ðåäàêòîðà, äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê À. Ä. Ãåðàñ¸â Â. À. Äìèòðèåíêî À. Æ. Æàôÿðîâ À. À. Êîðîëüêîâ Ï. Â. Ëåïèí Í. Ïåëöîâà Î. Í. Ñìîëèí Â. Ñ. Ñòåïèí Á. Î. Ìàéåð çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî ðåäàêòîðà, äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê Â. Â. Öåëèùåâ ß. Ñ. Òóðáîâñêîé À. Í. ×óìàêîâ Í. Ì. ×óðèíîâ ISSN 1811–0916 Ó÷ðåäèòåëè: Íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèé èíñòèòóò ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ Íîâîñèáèðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ïåäàãîãè÷åñêîãî óíèâåðñèòåòà; Èíñòèòóò ôèëîñîôèè è ïðàâà ÑÎ ÐÀÍ äîêòîð áèîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, ðåêòîð ÃÎÓ ÂÏÎ ÍÃÏÓ äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ äîêòîð ôèçèêî-ìàòåìàòè÷åñêèõ íàóê, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, àêàäåìèê ÐÀÎ äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð (Êàðëîâ óíèâåðñèòåò, ×åõèÿ) äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ, çàìåñòèòåëü ïðåäñåäàòåëÿ Êîìèòåòà ïî îáðàçîâàíèþ Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìû ÐÔ àêàäåìèê ÐÀÍ, ïðåçèäåíò Ðîññèéñêîãî ôèëîñîôñêîãî îáùåñòâà äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, äèðåêòîð Èíñòèòóòà ôèëîñîôèè è ïðàâà ÑÎ ÐÀÍ äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, àêàäåìèê ÀÏÑÍ äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ Ñëîâî ãëàâíîãî ðåäàêòîðà .................................................................................... 3 Ðàçäåë I. ÈÍÍÎÂÀÖÈÎÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÅ Â ÈÍÍÎÂÀÖÈÎÍÍÎÌ ÎÁÙÅÑÒÂÅ Êóäàøîâ Â. È. (Êðàñíîÿðñê). Êîíñòðóèðîâàíèå èííîâàöèîííîãî âàðèàíòà îáðàçîâàíèÿ .................................................................................................. 5 Õðàïîâ Ñ. À. (Àñòðàõàíü). Èííîâàöèîííûå ïðîöåññû ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ â êîíòåêñòå òðàíñôîðìàöèè ñîçíàíèÿ ðîññèéñêîãî îáùåñòâà ....................... 10 Ïóøêàð¸âà Å. À. (Íîâîñèáèðñê). Èííîâàöèîííîå ðàçâèòèå íàó÷íî-îáðàçîâàòåëüíîé ñôåðû ........................................................................................................... 16 Ôèäðÿ Å. Ñ. (Ìàãàäàí). Îáðàçîâàíèå êàê ôèêòèâíûé òîâàð è êóëüòóðíûé êàïèòàë: ýêîíîìñîöèîëîãè÷åñêàÿ êðèòèêà ......................................................... 20 <...>
Философия_образования_№3_2009.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Философия_образования_№3_2009.pdf
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3(28) 2009 Редакционная коллегия главный редактор, доктор философских наук, профессор, директор НИИ ФО НГПУ заместитель главного редактора, доктор философских наук заместитель главного редактора, доктор философских наук доктор биологических наук, профессор, ректор ГОУ ВПО НГПУ доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО доктор философских наук, профессор, академик РАО доктор педагогических наук, профессор доктор философских наук, профессор (Карлов университет, Чехия) доктор философских наук, чл.-кор. РАО, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ академик РАН, президент Российского философского общества доктор философских наук, директор Института философии и права СО РАН доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН доктор философских наук, профессор доктор философских наук, профессор ISSN 1811–0916 Учредители: Научно-исследовательский институт философии образования Новосибирского государственного педагогического университета; Институт философии и права СО РАН Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий и журналов, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук Журнал включен в российский индекс научного цитирования Свидетельство ПИ ¹ 77-12553 © НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2009 СОДЕРЖАНИЕ .................................................................................... 3 Раздел I. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Кудашов В. И. (Красноярск). Конструирование инновационного варианта îáðàçîâàíèÿ..................................................................................................5 Храпов С. А. (Астрахань). Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества ....................... 10 Пушкар¸ва Е. А. (Новосибирск). Инновационное развитие научно-образовательной сферы ........................................................................................................... 16 Фидря Е. С. (Магадан). Образование как фиктивный товар и культурный êàïèòàë: экономсоциологическая критика ......................................................... 20 Шматков Р. Н. (Новосибирск). Региональный аспект онтологии модели качества инновационного образования ............................................................... 28 Бобров Â. Â. (Íîâîñèáèðñê). Образование: «êà÷åñòâî» и «èííîâàöèè»............ 37 Дуреев С. П. (Красноярск). Образование, управление и развитие общества в контексте традиций и новаций ........................................................................... 48 Раздел II. КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Бакурадзе А. Б. (Москва). Влияние ценностей организационной культуры на инновационные процессы в образовании ....................................................... 55 Лобанов Ю. С. (Новосибирск). Феномен ограниченности культуры как инновационный аспект содержания образования ...................................... 62 Цыплаков Д. А., Цыплакова С. М. (Новосибирск). Культурная динамика традиций и íîâàöèé: образовательный аспект ................................................. 70 Шматков М. Н., Шматков Р. Н. (Новосибирск). Тенденции развития инновационного гуманитарного образования как способа адаптации к глобальным вызовам ............................................................................................. 75 Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. (Новосибирск). Инновационный подход к проблеме безнадзорности: социально-философский анализ ....................... 83 Пушкар¸в Ю. В., Латуха О. А. (Новосибирск). Инновационная деятельность университета в системе современного образования .............. 89 Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ Изабелла Сабо (Èëëèíîéñ, ÑØÀ) Образование в новом тысячелетии ............ 94 1 Í. В . Наливайко À. Ä. Ãåðàñ¸â Â. À. А. Жафяров Æ. Дмитриенко . Â. А. А. Корольков П В. И. Паршиков Á. Н. Пелцова Î. Лепин Í. Смолин Â. Î. Майер Ñ. Степин Â. Â. Целищев Я. С. Турбовской À. Н . Н . Чумаков Ì. Чуринов Слово главного редактора
Стр.1
Философия образования Раздел IV. ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Ананич М. И. (Новосибирск). Перспективы развития системы образования и эффективного использования кадров в Новосибирской области .............. 99 Варющенко В. И., Гайкова О. В. (Новосибирск). Инновационный аспект изучения дискуссионных вопросов истории .................................................... 107 Шаляпин О. В. (Новосибирск). Инновационные модели обучения академической живописи на художественных факультетах в педагогических вузах ......................................................................................... 114 Шмакова О. В. (Новосибирск). Профессиональная социализация будущего специалиста в вузе .................................................................................................. 121 Цигулева О. В. (Новосибирск). Реформирование негосударственного сектора высшего профессионального образования Российской Федерации .. 128 Кистанова Л. П. (Сочи). Инновации в профессиональном образовании: ситуативно-тезаурусная технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов ........................ 135 Шлегель С. В. (Москва). Философско-инновационные аспекты формирования концептуальной модели специалиста профессионального экономического образования ............................................................................... 145 Смирнова Е. В. (Новосибирск). О контроле качества обучения математике студентов технического вуза в рамках адаптивной системы обучения ................................................................................................... 154 Раздел V. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зиневич О. В. (Новосибирск). Инновационный потенциал компетентностного подхода: от классической к неклассической модели высшего образования .............................................................................. 157 Самойлов Е. А. (Самара). Социально-экономические основания компетентностно ориентированного образования ......................................... 165 Александрова З. А. (Куйбышев). Социально-философские аспекты компетентностного подхода ................................................................................ 174 Гребенкин Е. В. (Новосибирск). Коммуникативная дидактика в современном инновационном аспекте ........................................................... 182 Жилина В. А. (Магнитогорск). Парадигма коммуникативного аспекта образования .............................................................................................................. 189 Куклев В. А. (Ульяновск). Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации ......................................................... 196 Косенко Ò. Ñ., Наливайко Í. Â., Панарин Â. È. (Íîâîñèáèðñê). Диалог в развитии традиций и новаций современного воспитания ........................... 204 Раздел VI. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Герас¸в А. Д., Барахтенова Л. А. (Новосибирск). Системное управление учебным процессом: ìîäåëè, проблемы реализации ..................................... 212 Дубровин Ю. И. (Новосибирск). Основные методологические принципы административно-государственного реформирования в странах Европейского Союза .............................................................................................. 216 Раздел VII. О СПЕЦИФИКЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Шихов С. В. (Екатеринбург). Компьютерная виртуальная реальность для инновационного военного образования ..................................................... 224 Лукьянова А. В. (Барнаул). О необходимости изучения субкультуры спецподразделений силовых структур в военных вузах ............................... 233 Гриднев Д. А. (Екатеринбург). Военное образование в России на современном этапе развития .......................................................................... 239 Кольга В. В., Тимохович А. С. (Красноярск). Формирование системы военно-профессионального образования в техническом вузе ..................... 246 ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3(28) 2009 Издание осуществлено при финансовой поддержке международного гуманитарного общественного фонда «Знание» им. академика Ê. Â. Фролова ¹ 165 ПГ от 28.11.2008 и гранта администрации Новосибирской области ¹ 141 от 02.06.09 Редактор В. И. Смирнова Переводчик Л. Б. Вертгейм Оператор электронной верстки Ю. В. Пушкарев Набор Ò. Ñ. Косенко Адрес редакции: 630126 Новосибирск, óë. Вилюйская, 28 ò. 244-16-71 Подписано в печать 20.08.2009 Формат 70×108/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Óñë.-ïå÷. 24.5 ë. Ó÷.-èçä. 25.0 ë. Тираж 1000 ýêç. Заказ ¹ 298 Издательство СО РАН 630090 Новосибирск, Морской проспект, 2 2
Стр.2
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Уважаемые читатели! Вашему вниманию представлен журнал, посвященный развитию инновационного образования, – проблеме, которая сегодня стоит в центре внимания всех, кто связан с высшим образованием, наукой, продвижением в практику инновационных проектов. Такое внимание оправдано, поскольку инновационная деятельность сводится не только к разработке содержания прогрессивных образовательных программ, опережающих по знаниям и навыкам уже существующие программы. Инновационное образование – это поиск новых образовательных технологий, новое управление учебным процессом при обучении кадров, их восстребованности и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и др. Более того, сам инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которого новация реализуется от идеи до конкретного продукта или технологии, внедряясь в практику производства. Поэтому исследование вопросов инновационного образования имеет громадное значение как для построения целостной научной стратегии его развития, так и для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития теории и практики технопарковых зон, интеграционных процессов образования и науки с целью эффективного управления их развитием. В период перехода экономики страны на рыночный тип управления инновационное образование оказалось в сложной ситуации: из акта безвозмездной трансляции накопленного культурного опыта от поколения к поколению людей инновационное образование трансформируется в возмездную потребительскую услугу. Сегодня остро стоит вопрос о современной специфике взаимодействия инновационного образования и культуры, о несоответствии между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми, возникшими в связи с переходом к рынку, ценностными приоритетами людей, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма. В настоящем номере журнала представлены статьи, посвященные анализу очерченных выше и проблем. В журнале присутствуют такие рубрики, как «Инновационное образование в инновационном обществе», «Инновации в профессиональном образовании», «Конкретные направления инновационного образования», «Компетентностные и коммуникативные аспекты инновационного образования» и др. Эти вопросы были предметом серьезного и конструктивного обсуждения 3
Стр.3
Философия образования на семинаре, проводимом по проекту Международного гуманитарного фонда «Знание» (проект ¹ 165/ПГ), звучат в докладах Круглого стола «Философско-методологические проблемы инновационного образования» на V-м Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Îáùåñòâî» (25-28 августа 2009 ã.). В следующих номерах журнала мы продолжим знакомить Вас с материалами конгресса. Надеемся, что предлагаемый номер журнала вызовет интерес у читательской аудитории и даст импульс к продуктивному совместному творчеству. С уважением, главный редактор журнала профессор Н. В. Наливайко 4
Стр.4