ÔÈËÎÑÎÔÈß ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
¹ 3(28) 2009
Ðåäàêöèîííàÿ êîëëåãèÿ
Í. Â. Íàëèâàéêî
ãëàâíûé ðåäàêòîð,
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ
íàóê, ïðîôåññîð,
äèðåêòîð ÍÈÈ
ÔÎ ÍÃÏÓ
Â. È. Ïàðøèêîâ
çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî
ðåäàêòîðà, äîêòîð
ôèëîñîôñêèõ íàóê
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â. À. Äìèòðèåíêî
À. Æ. Æàôÿðîâ
À. À. Êîðîëüêîâ
Ï. Â. Ëåïèí
Í. Ïåëöîâà
Î. Í. Ñìîëèí
Â. Ñ. Ñòåïèí
Á. Î. Ìàéåð
çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî
ðåäàêòîðà, äîêòîð
ôèëîñîôñêèõ íàóê
Â. Â. Öåëèùåâ
ß. Ñ. Òóðáîâñêîé
À. Í. ×óìàêîâ
Í. Ì. ×óðèíîâ
ISSN 1811–0916
Ó÷ðåäèòåëè:
Íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèé èíñòèòóò
ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèÿ Íîâîñèáèðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ïåäàãîãè÷åñêîãî óíèâåðñèòåòà;
Èíñòèòóò ôèëîñîôèè
è ïðàâà ÑÎ ÐÀÍ
äîêòîð áèîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
ðåêòîð ÃÎÓ ÂÏÎ ÍÃÏÓ
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ
äîêòîð ôèçèêî-ìàòåìàòè÷åñêèõ íàóê, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
àêàäåìèê ÐÀÎ
äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
(Êàðëîâ óíèâåðñèòåò, ×åõèÿ)
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ÷ë.-êîð. ÐÀÎ,
çàìåñòèòåëü ïðåäñåäàòåëÿ Êîìèòåòà
ïî îáðàçîâàíèþ Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìû ÐÔ
àêàäåìèê ÐÀÍ, ïðåçèäåíò
Ðîññèéñêîãî ôèëîñîôñêîãî îáùåñòâà
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, äèðåêòîð
Èíñòèòóòà ôèëîñîôèè è ïðàâà ÑÎ ÐÀÍ
äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
àêàäåìèê ÀÏÑÍ
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
Ñëîâî ãëàâíîãî ðåäàêòîðà .................................................................................... 3
Ðàçäåë I. ÈÍÍÎÂÀÖÈÎÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÅ
 ÈÍÍÎÂÀÖÈÎÍÍÎÌ ÎÁÙÅÑÒÂÅ
Êóäàøîâ Â. È. (Êðàñíîÿðñê). Êîíñòðóèðîâàíèå èííîâàöèîííîãî
âàðèàíòà îáðàçîâàíèÿ .................................................................................................. 5
Õðàïîâ Ñ. À. (Àñòðàõàíü). Èííîâàöèîííûå ïðîöåññû ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ
â êîíòåêñòå òðàíñôîðìàöèè ñîçíàíèÿ ðîññèéñêîãî îáùåñòâà ....................... 10
Ïóøêàð¸âà Å. À. (Íîâîñèáèðñê). Èííîâàöèîííîå ðàçâèòèå íàó÷íî-îáðàçîâàòåëüíîé ñôåðû ........................................................................................................... 16
Ôèäðÿ Å. Ñ. (Ìàãàäàí). Îáðàçîâàíèå êàê ôèêòèâíûé òîâàð è êóëüòóðíûé
êàïèòàë: ýêîíîìñîöèîëîãè÷åñêàÿ êðèòèêà ......................................................... 20 <...>
Философия_образования_№3_2009.pdf
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3(28) 2009
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, чл.-кор. РАО,
заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
ISSN 1811–0916
Учредители:
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Новосибирского
государственного
педагогического
университета;
Институт философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
.................................................................................... 3
Раздел I. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Кудашов В. И. (Красноярск). Конструирование инновационного
варианта îáðàçîâàíèÿ..................................................................................................5
Храпов С. А. (Астрахань). Инновационные процессы системы образования
в контексте трансформации сознания российского общества ....................... 10
Пушкар¸ва Е. А. (Новосибирск). Инновационное развитие научно-образовательной
сферы ........................................................................................................... 16
Фидря Е. С. (Магадан). Образование как фиктивный товар и культурный
êàïèòàë: экономсоциологическая критика ......................................................... 20
Шматков Р. Н. (Новосибирск). Региональный аспект онтологии модели
качества инновационного образования ............................................................... 28
Бобров Â. Â. (Íîâîñèáèðñê). Образование: «êà÷åñòâî» и «èííîâàöèè»............ 37
Дуреев С. П. (Красноярск). Образование, управление и развитие общества
в контексте традиций и новаций ........................................................................... 48
Раздел II. КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакурадзе А. Б. (Москва). Влияние ценностей организационной культуры
на инновационные процессы в образовании ....................................................... 55
Лобанов Ю. С. (Новосибирск). Феномен ограниченности культуры
как инновационный аспект содержания образования ...................................... 62
Цыплаков Д. А., Цыплакова С. М. (Новосибирск). Культурная динамика
традиций и íîâàöèé: образовательный аспект ................................................. 70
Шматков М. Н., Шматков Р. Н. (Новосибирск). Тенденции развития
инновационного гуманитарного образования как способа адаптации
к глобальным вызовам ............................................................................................. 75
Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. (Новосибирск). Инновационный подход
к проблеме безнадзорности: социально-философский анализ ....................... 83
Пушкар¸в Ю. В., Латуха О. А. (Новосибирск). Инновационная
деятельность университета в системе современного образования .............. 89
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
Изабелла Сабо (Èëëèíîéñ, ÑØÀ) Образование в новом тысячелетии ............ 94
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
Â.
А. А. Корольков
П
В. И. Паршиков
Á.
Н. Пелцова
Î.
Лепин
Í.
Смолин
Â.
Î.
Майер
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Слово главного редактора
Стр.1
Философия образования
Раздел IV. ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ананич М. И. (Новосибирск). Перспективы развития системы образования
и эффективного использования кадров в Новосибирской области .............. 99
Варющенко В. И., Гайкова О. В. (Новосибирск). Инновационный аспект
изучения дискуссионных вопросов истории .................................................... 107
Шаляпин О. В. (Новосибирск). Инновационные модели обучения
академической живописи на художественных факультетах
в педагогических вузах ......................................................................................... 114
Шмакова О. В. (Новосибирск). Профессиональная социализация будущего
специалиста в вузе .................................................................................................. 121
Цигулева О. В. (Новосибирск). Реформирование негосударственного сектора
высшего профессионального образования Российской Федерации .. 128
Кистанова Л. П. (Сочи). Инновации в профессиональном образовании:
ситуативно-тезаурусная технология формирования иноязычной
коммуникативной компетентности будущих специалистов ........................ 135
Шлегель С. В. (Москва). Философско-инновационные аспекты
формирования концептуальной модели специалиста профессионального
экономического образования ............................................................................... 145
Смирнова Е. В. (Новосибирск). О контроле качества обучения
математике студентов технического вуза в рамках адаптивной
системы обучения ................................................................................................... 154
Раздел V. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зиневич О. В. (Новосибирск). Инновационный потенциал
компетентностного подхода: от классической к неклассической
модели высшего образования .............................................................................. 157
Самойлов Е. А. (Самара). Социально-экономические основания
компетентностно ориентированного образования ......................................... 165
Александрова З. А. (Куйбышев). Социально-философские аспекты
компетентностного подхода ................................................................................ 174
Гребенкин Е. В. (Новосибирск). Коммуникативная дидактика
в современном инновационном аспекте ........................................................... 182
Жилина В. А. (Магнитогорск). Парадигма коммуникативного аспекта
образования .............................................................................................................. 189
Куклев В. А. (Ульяновск). Сущностные характеристики мобильного
обучения как педагогической инновации ......................................................... 196
Косенко Ò. Ñ., Наливайко Í. Â., Панарин Â. È. (Íîâîñèáèðñê). Диалог
в развитии традиций и новаций современного воспитания ........................... 204
Раздел VI. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Герас¸в А. Д., Барахтенова Л. А. (Новосибирск). Системное управление
учебным процессом: ìîäåëè, проблемы реализации ..................................... 212
Дубровин Ю. И. (Новосибирск). Основные методологические принципы
административно-государственного реформирования в странах
Европейского Союза .............................................................................................. 216
Раздел VII. О СПЕЦИФИКЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Шихов С. В. (Екатеринбург). Компьютерная виртуальная реальность
для инновационного военного образования ..................................................... 224
Лукьянова А. В. (Барнаул). О необходимости изучения субкультуры
спецподразделений силовых структур в военных вузах ............................... 233
Гриднев Д. А. (Екатеринбург). Военное образование в России
на современном этапе развития .......................................................................... 239
Кольга В. В., Тимохович А. С. (Красноярск). Формирование системы
военно-профессионального образования в техническом вузе ..................... 246
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 3(28) 2009
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
международного
гуманитарного
общественного
фонда «Знание»
им. академика
Ê. Â. Фролова
¹ 165 ПГ от
28.11.2008
и гранта
администрации
Новосибирской
области ¹ 141
от 02.06.09
Редактор
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Ю. В. Пушкарев
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
20.08.2009
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24.5 ë.
Ó÷.-èçä. 25.0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 298
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
2
Стр.2
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию представлен журнал, посвященный развитию инновационного
образования, – проблеме, которая сегодня стоит в центре
внимания всех, кто связан с высшим образованием, наукой, продвижением
в практику инновационных проектов. Такое внимание оправдано,
поскольку инновационная деятельность сводится не только к
разработке содержания прогрессивных образовательных программ,
опережающих по знаниям и навыкам уже существующие программы.
Инновационное образование – это поиск новых образовательных технологий,
новое управление учебным процессом при обучении кадров,
их восстребованности и конкурентоспособности на рынке образовательных
услуг и др. Более того, сам инновационный процесс – это последовательная
цепь событий, в ходе которого новация реализуется от
идеи до конкретного продукта или технологии, внедряясь в практику
производства. Поэтому исследование вопросов инновационного образования
имеет громадное значение как для построения целостной научной
стратегии его развития, так и для дальнейшего анализа тенденций
и закономерностей развития теории и практики технопарковых
зон, интеграционных процессов образования и науки с целью эффективного
управления их развитием.
В период перехода экономики страны на рыночный тип управления
инновационное образование оказалось в сложной ситуации: из акта
безвозмездной трансляции накопленного культурного опыта от поколения
к поколению людей инновационное образование трансформируется
в возмездную потребительскую услугу. Сегодня остро стоит вопрос
о современной специфике взаимодействия инновационного образования
и культуры, о несоответствии между традиционными для
России гуманистическими ценностями и новыми, возникшими в связи
с переходом к рынку, ценностными приоритетами людей, связанными
с усилением индивидуализма и прагматизма.
В настоящем номере журнала представлены статьи, посвященные
анализу очерченных выше и проблем. В журнале присутствуют такие
рубрики, как «Инновационное образование в инновационном обществе»,
«Инновации в профессиональном образовании», «Конкретные
направления инновационного образования», «Компетентностные и
коммуникативные аспекты инновационного образования» и др. Эти
вопросы были предметом серьезного и конструктивного обсуждения
3
Стр.3
Философия образования
на семинаре, проводимом по проекту Международного гуманитарного
фонда «Знание» (проект ¹ 165/ПГ), звучат в докладах Круглого
стола «Философско-методологические проблемы инновационного образования»
на V-м Российском философском конгрессе «Наука. Философия.
Îáùåñòâî» (25-28 августа 2009 ã.).
В следующих номерах журнала мы продолжим знакомить Вас с материалами
конгресса. Надеемся, что предлагаемый номер журнала
вызовет интерес у читательской аудитории и даст импульс к продуктивному
совместному творчеству.
С уважением,
главный редактор журнала
профессор Н. В. Наливайко
4
Стр.4