Философия образования
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
1. «Философия образования» – официальный журнал, учрежденный
Научно-исследовательским институтом философии образования Новосибирского
государственного педагогического университета и Институтом
философии и права СО РАН, в котором публикуются:
а) ранее не опубликованные научные статьи, содержащие важные результаты
исследований в области философии, методологии, гносеологии,
аксиологии, праксиологии теории образования, по фундаментальным проблемам
философии образования;
б) ранее публиковавшиеся работы и архивные материалы по философии,
методологии, социологии, культурологии образования (воспитания),
содержащие оригинальные и актуальные для развития современной теории
образования (воспитания) идеи, малоизвестные или неизвестные широкому
кругу читателей;
в) рецензии на работы по проблемам теории и практики образования,
опубликованные в других изданиях;
г) сообщения о проводимых научных конференциях, симпозиумах, конгрессах;
ä)
краткие научные сообщения, заметки, письма.
2. Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученой степени доктора и кандидата наук.
3. Материалы, поступившие в редакцию, проходят экспертизу членов
Экспертного совета. При экспертизе статьи специальное внимание уделяется
оценке ее актуальности и глубине раскрытия темы. Содержание
статьи должно быть проверено автором на грамматические, стилистические
и другие ошибки и быть оформлено по стандартам научного стиля.
4. Материалы должны быть тщательно подготовлены к печати:
4.1. В заглавии должно быть указано: название статьи, инициалы и фамилия
автора (или авторов); город (в скобках). Название должно отражать
содержание статьи и соответствовать общей тематике журнала.
Статья должна быть классифицирована – иметь УДК.
4.2. К статье необходимо прилагать аннотацию (700 знаков с пробелами),
в которой указывается: цель статьи, главная тема статьи, общая
характеристика представленной работы, вклад автора и ключевые слова
(не менее 10). Наличие ключевых слов обязательно.
4.3. Название статьи, фамилия автора, аннотация и ключевые слова
представляются автором также на английском языке. Перевод должен
составлять точную копию оригинала.
4.4. Библиографический список в конце статьи оформляется строго по
ГОСТ 7.1–2003 в едином формате. Литература дается в порядке упомина294
Стр.1
Перечень требований и условий для предоставляемых публикаций
ния в статье. Ссылки в тексте оформляются в квадратных скобках, размещаются
после указания соответствующего произведения и содержат его
порядковый номер в библиографическом списке и при необходимости
страницы.
4.5. В конце статьи необходимо указать полные сведения об авторе:
фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень, ученое звание, место
работы (кафедра, факультет, учебное заведение или организация), занимаемая
должность, почтовый рабочий адрес с указанием индекса, телефон,
обязательно е-mail. Для аспирантов сообщить кафедру, факультет
учебного заведения.
4.6. Тексты предоставляются в печатном и электронном виде (формат
Word). Объем статьи – 0,5 ï. ë. (8–12 ñòð.) формата À-4, 1,5 èíòåðâàë.
Шрифт – Times New Roman. Кегль – 14. Все поля – 2,0 ñì. Без òàáëèö,
рисунков и графиков. Кавычки в виде «елочек».
5. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
6. Статьи принимаются с письменным развернутым отзывом научного
руководителя (научного консультанта) или направляющей организации,
заверенным печатью. Статьи, отправленные по электронной почте, также
должны быть отрецензированы (оригиналы отзывов отправлять по почте
на адрес редакции).
7. Все статьи, не соответствующие тематике журнала, оформленные
не по правилам, без аннотаций, с неверно оформленным библиографическим
списком, без отзыва отклоняются. Не принятые к публикации материалы
авторам не возвращаются. Корректура статей авторам не высылается.
Гонорар за публикуемые статьи, доклады, сообщения и рецензии не
выплачивается.
8. Статьи регистрируются редакцией. Датой представления статьи в
журнал считается день получения редакцией окончательного текста.
гл. корпуса.
630126, ã. Новосибирск, óë. Вилюйская 28, êîì. 204
630126, ã. Новосибирск, óë. Вилюйская 28, à/ÿ 60.
nnalivaiko@mail.ru
: (383) 268-16-71
текстовая русскоязычная версия журнала выставляется
на ñàéòå: http://phil-ed.ru
295
Адрес редакции:
Почтовый адрес:
Å-mail:
Телефон (факс)
Полная
Стр.2
Философия образования
ЖУРНАЛ
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
доктор философских наук Н. В. Наливайко
Издательство СО РАН представляет новый журнал
для профессионалов широкого гуманитарного профиля:
педагогов, психологов, социологов, философов, аспирантов
и студентов вузов.
Журнал основан в 2002 г. Учредитель – Научноисследовательский
институт философии образования
Новосибирского государственного педагогического университета
и Институт философии и права СО РАН.
Актуальность создания нового журнала обусловлена стремительно нарастающим
разрывом между материальными и духовными составляющими общественного производства;
образование вообще, а профессиональное в особенности стало отражать
не столько потребности всестороннего развития личности, сколько потребности и
приоритеты материально-технического характера. Не соответствующее общественному
прогрессу профессиональное образование движется в сторону принижения его
роли другими социальными институтами общества и государства в целом, что требует
последовательных, продуманных, научно обоснованных действий по сближению образования
с ценностно-культурными основами развития общества. Поэтому цели и задачи
авторов журнала (а среди них люди с мировой известностью) таковы:
поиск оптимальных путей развития профессионального образования и права в
изменяющемся развитии цивилизации;
выявление новых технологий высшего и среднего профессионального образования,
созданных на принципиально новых научных и педагогических подходах;
закрепление нового мышления в практике профессионального образования и развития;
создание
национальной идеи в современном образовании и воспитании.
Эти задачи рассматриваются в рубриках журнала:
Проблемы человека и формирование личности в контексте современного образования
и воспитания.
Актуальные вопросы развития современной школы и вуза.
Интегральная диалогика.
Инновации и технология в образовательном процессе.
Вопросы современной национальной идеи образования.
Философия образования: формирование концепции (междисциплинарный аспект).
Философия образования в западной научной теории.
Вопросы формирования личности и философии образования.
Главный редактор журнала Н. В. Наливайко концепцию журнала выразила так:
философия образования не только отражает наиболее общее видение мира, но и учит
«искусству жить разумно», что очень важно при формировании сознания личности.
Образование по своей практической направленности должно стать опережающим
социальным инструментом, который поможет людям осознанно и ответственно
оценить период, переживаемый Россией в настоящее время.
Подписаться на журнал вы сможете в Издательстве СО РАН .
Отдел маркетинга: Ардеева Альбина Витальевна
Òåë./Ôàêñ: (383) 330-17-58; Ôàêñ: (383) 333-37-55
Стоимость номера 550 руб.
Адрес Издательства СО РАН: Россия,
630090 à/ÿ 187, Новосибирск, Морской ïðîñïåêò, 2.
Статьи высылать:
e-mail: nnalivaiko@mail.ru
ñàéò: www. phil-ed.ru
Àäðåñ: Ðîññèÿ, 630126, Новосибирск, ÍÃÏÓ, óë. Вилюйская, 28, òåë. (383) 268-16-71.
296
Главный редактор
Стр.3
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 1(26) 2009
Редакционная коллегия:
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук
доктор биологическихих наук, профессор,
ректор ГОО ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор
доктор физико-математических наук,чл.-кор.
РАО, проректор по научной работе НГПУ
доктор философских наук, профессор,
академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, заместитель
председателя комитета Государственной
Думы по образованию и науке
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
ISSN 1811–0916
Учредители:
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Новосибирского
государственного
педагогического
университета;
Институт философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в Российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Смолин О. Н. (Москва). Российское образование: АКМ–9.9. Выступление
на IX Съезде Союза ректоров России (Ìîñêâà, 20.03.2009) ........ 3
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кондратьев В. М., Матронина Л. Ф. (Москва). Образование в эпоху
перемен ................................................................................................................... 6
Николаева Е. М.
Щелкунов М. Д. (Казань). Образование в обществе
потребления ......................................................................................................... 11
Тимченко Л. Л. (Барнаул). Проблема отчуждения в российском
образовании ........................................................................................................ 19
Наливайко Н. В., Ушакова Е. В. (Новосибирск, Барнаул). Философский
анализ системы образования в трансформирующихся обществах....26
Майер Б. О. (Новосибирск). О «постмодернизме» реформы
отечественного образования ......................................................................... 35
РАЗДЕЛ II. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Вальдман И. А. (Новосибирск). Инновационная деятельность
и возможности преодоления имитационной парадигмы ....................... 44
Шабанов А. Г., Шорохова Т. И. (Новосибирск). Образовательная
среда инновационного вуза ............................................................ 51
Гнитецкая Ò. Í., Долгих Å. Í., Иванова Å. Б
(Владивосток).
Обучение как процесс переноса информации в структуре
внутрипредметной связи ................................................................................ 57
Барболин М. П. (Санкт-Петербург). Метасистемный подход
к инновационному развитию образовательных систем ........................ 62
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ
И ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИЯХ
Кучуради Иоанна (Стамбул, Турция). Преподавание философии
студентам нефилософских ñïåöèàëüíîñòåé.............................................. 70
Хогенова Анна (Ïðàãà, ×åõèÿ). Движение и искусство ............................. 74
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Волков Н. А. (Кемерово). Влияние института омбудсменов в РФ на формирование
правового сознания и развитие гражданского общества ....... 79
Пристенский В. Н. (Воронеж). Правовое образование в России:
от этатизма к антропологизму ...................................................................... 87
Андросенко С. В. (Барнаул). Философский анализ феномена государственной
âëàñòè: теоретический и образовательный аспект .............. 94
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Герасев
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
А. А. Корольков
П
Â.
В. И. Паршиков
Á.
Н. Пелцова
Î.
Лепин
Í.
Смолин
Â.
Î.
Майер
Ñ.
Степин
Я. С. Турбовской
Â.
Â.
Целищев
À.
Н
.
Н
.
К. Чумаков
À. Ì.
Черненко
Чуринов
,
.
Стр.290
Философия образования
РАЗДЕЛ V. ОБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ И КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ
Клюев Ю. В. (Кемерово). Философский анализ культурообразующих
дефиниций в образовании ............................................................................ 100
Рекичинская E. A. (Новосибирск). Межкультурная коммуникация
как социально-образовательный феномен ............................................... 105
Барышникова Н. Г. (Барнаул). Культурологический подход в процессе
управления развитием исследовательской деятельности студентов ... 112
Кайманаков А. Г. (Новосибирск). Порядок и хаос в традиционной
êóëüòóðå... ......................................................................................................... 119
Казанцева В. П. (Красноярск). Информационная культура личности
как важная проблема современности ....................................................... 125
Шелегина О. Н. (Новосибирск). Адаптационные процессы в культуре
жизнеобеспечения населения ..................................................................... 132
РАЗДЕЛ VI. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Худякова Н. Л. (Челябинск). Структура философии образования,
ориентированная на развитие человека ................................................... 139
Нехаева Н. А. (Нефтеюганск). Влияние масс-медиа на самоидентификацию
ëè÷íîñòè: образовательный аспект .................................... 146
Шукшина З. А. (Новосибирск). Образование человека в контексте
современных социальных изменений ....................................................... 152
Косенко Т. С., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Вопросы
воспитания в контексте современных мировых процессов ............... 158
Яковлев С. В. (Москва). Проблема обобщения теорий воспитания
в ракурсе àêñèîëîãèè..................................................................................... 165
Прохорова Л. В. (Новосибирск). Формирование стратегии самореализации
пожилых людей (на примере народного факультета НГТУ) .. 172
Гомбоева Л. В. (Улан-Удэ). Гуманизация образования:
от «недочеловеченности» к «÷åëîâå÷íîñòè» .......................................... 179
Олейникова Ю. В. (Новосибирск). Формирование экологической
культуры îáùåñòâà: историко-философский аспект ............................ 185
Несговорова Н. П., Савиных В. Л. (Курган). Интегративный
подход к экологическому образованию ................................................... 192
Пушкар¸ва Е. А. (Новосибирск). Гуманизация образования
как нравственный фундамент развития общества ................................ 200
Новикова О. А. (Сочи). Формирование экологического мышления
в современной образовательной системе ................................................ 205
Зыбина Л. Н. (Новосибирск). Ценностно-смысловой аспект
профессиональной направленности студентов-психологов
в период обучения в вузе .............................................................................. 213
РАЗДЕЛ VII. КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Черданцева И. В. (Барнаул). Иронический метод философствования
как способ реализации эстетической функции философского
образования ...................................................................................................... 220
Чесноков А. В. (Томск). Определяющая роль предмета «теория
и методика физической культуры» в процессе совершенствования подготовки
педагога физической культуры .................................................. 226
Евдокимова Е. Г. (Саратов). Гуманитарные основания результативности
смыслового взаимодействия в образовании ........................ 232
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Реализация принципов философии
языка как целого ............................................................................................. 238
Савенкова И. В., Клюев С. В. (Белгород). Парадигма управления вузовской
организацией с использованием гендерного потенциала.... 245
Решетникова Е. В. (Новосибирск). Проблемы гендерной
метафоризации ................................................................................................ 350
Тимофеев С. Л. (Красноярск). Вероятностное знание в образовании .... 256
Павловский В. В. (Черновцы, Украина). Социогуманитарные науки
и новый реальный ãóìàíèçì: к вопросу их сосуществования ............ 264
Петрищева Г. С. (Бийск). Восприятие как этап познания предметного
содержания ............................................................................................. 270
РАЗДЕЛ VIII. ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Антипов Г. А. (Новосибирск). Историческое знание в социальных
и образовательных системах ....................................................................... 276
Хлытина О. М. (Новосибирск). Идеалы и нормы постнеклассической
науки в учебном историческом познании ............................................... 284
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 1(26) 2009
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
международного
гуманитарного
общественного
фонда «Знание»
им. академика
Ê. Â. Фролова
¹ 165/ÏÃ от
28.11.2008
Редакторы
À. Ã. Ìàõîâà,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Ю. В. Пушкарев
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 268-16-71
Подписано в печать
3.04.2009
Формат 70×108/16.
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24 ë.
Ó÷.-èçä. 26 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 115.
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.291